Медитация и материал интеллекта


МЕДИТАЦИЯ И МАТЕРИАЛ ИНТЕЛЛЕКТА
Сознание можно рассматривать с двух точек зрения: состояние сознания и содержание сознания. Мы сначала остановились на состоянии сознания, которое, как уже говорилось, определяют волны мозговой активности. А что можно сказать о содержании? Что является материалом интеллекта? Как мы можем работать с этим материалом, понимать, направлять и использовать его?
Материал интеллекта может принимать несколько различных форм, а то, какую форму он принимает, зависит от волн, которые в данный момент формируют схему мозговой активности. Например, наш мыслительный процесс происходит при активизации бета-волн. Когда мы снижаем активность бета-волн, очищая мозг от мыслей, мы формируем чистое поле для содержания альфа- и тета-волн. Это содержание может состоять из образов, мечтаний, а также из подавленных воспоминаний и эмоций. Когда же мы добавляем к этой схеме еще и бета-волны, то создаем активное состояние интеллекта, Этим мы подготавливаем почву для такого содержания, как творческое мышление, активное решение проблем и самолечение. Можно сказать, что высокоэффективным интеллектом является интеллект, находящийся в активном состоянии и наполненный таким полезным содержанием.
Материал интеллекта, то есть его содержание, может быть как нужным и конструктивным, так и совершенно бесполезным. Из первой части этой главы вы узнаете именно то, как бороться с бесполезным содержанием интеллекта. Бесполезное содержание включает схему стабильных бета-волн, которые мешают опуститься на более глубокий уровень сознания. Потом мы перейдем к рассмотрению содержания, которое появляется на границе между сознанием и подсознанием (альфа-волны), а затем рассмотрим содержание подсознания (тета-волны).
Снижение активности бета-волн
Во многих состояниях бодрствования наблюдается чрезмерная активность бета-волн такую схему мы раньше называли схемой расширяющихся бета-волн. Один из наиболее важных аспектов обучения управлению волнами мозговой активности как раз обуздание бета-волн, приобретение навыков контроля над ними.
Описанные ниже упражнения приносят двойную пользу: во-первых, помогают снизить активность бета-волн, а во-вторых, они непродолжительны. Даже после одной минуты медитации вы почувствуете, что сняли стресс и сосредоточились. Эти упражнения можно использовать когда угодно, но прежде всего их следует применять, если ваш мозг захлестывает поток хаотичных мыслей.
Одноминутные приемы медитации
Остановитесь и присядьте на минутку. Не пытайтесь управлять своими мыслями или как-либо Контролировать свой интеллект. Если хотите, можете смотреть на часы.
Теперь ответьте на вопрос: что происходило с вашим интеллектом в эту минуту?
  • Как много мыслей крутилось в вашей голове?
  • Откуда они появлялись?
  • О чем вы думали? (Каково было содержание?)
  • Как часто вы меняли объект своих мыслей?
  •  
  •  
Были ли вы полностью в курсе о всех мыслях, ко
торые появлялись в вашей голове, или что-то не
уловимое все же витало где-то в глубине сознания?
Можете ли вы представить, что бы было, если бы в течение этой минуты ваш интеллект находился в совершенно спокойном состоянии?
Расслабьте язык
Снова присядьте на минутку. Будет лучше, если вы закроете глаза. Вы можете поставить таймер или просто закончить выполнение упражнения тогда, когда почувствуете, что минута уже прошла. Наверное, у вас не сразу получится точно установить время Без помощи таймера, но в этом нет ничего страшного.
Позвольте своему языку расслабиться.
Сконцентрируйте свое внимание только на расслаблении языка и ни на чем другом.
Когда вы позволите своему языку расслабиться, то почувствуете, что он стал короче и толще.
Представьте, что он плывет у вас во рту.
Постарайтесь, чтобы ваш язык максимально расслабился.
Постарайтесь, чтобы ваши челюсти расслабились, а рот немного приоткрылся.
Каждый раз, когда вы выдыхаете воздух, ваш язык и челюсти должны расслабляться еще больше.
Это следует проделывать в течение одной минуты.
Если вы не использовали таймер, взгляните на часы. Сколько времени прошло? Что происходило с вашим интеллектом в течение этого времени?


  • Как вам казалось: минута прошла быстрее или медленнее, чем в первый раз?
  • Как много мыслей у вас было?
  • Каким было содержание ваших мыслей?
  • Как часто менялось содержание?
  • Что, как вам казалось, происходило с вашими бета-волнами?
Просто расслабляя свой язык, вы можете избавиться от нежелательных мыслей и снизить интенсивность мыслительного процесса.
Снова попробуйте расслабить свой язык, но на этот раз после десяти или пятнадцати секунд начинайте думать.
  • Что происходит с вашим языком?
  • Становится ли он более напряженным?
  • Что происходит с вашим мыслительным процессом?
  • Труднее ли вам думать в то время, когда ваш язык находится в расслабленном состоянии?
Выполнение этого упражнения различными способами поможет вам понять, что расслабление языка является незаменимым ключом к успокоению интеллекта. Этот простой прием поможет вам научиться снижать активность бета-волн и почти мгновенно входить в состояние глубокого расслабления. Люди имеют склонность говорить сами с собой, когда думают. Даже если вы этого за собой не замечали, ваш язык все равно напрягается, когда вы думаете. Если вы обратите на это внимание, то обязательно заметите это. А если вы полностью расслабите свой язык, то не сможете говорить с самим собой, когда думаете. Это может несколько затруднить протекание мыслительного процесса.
Теперь давайте рассмотрим другие способы снижения активности бета-волн. Снижение активности бета-волн поможет вам лучше почувствовать полезные моменты активизации других волн. Один из способов достижения этого нахождение предмета, на котором можно сконцентрировать бета-волны. При этом очень важна концентрация внимания.
Как часто вы дышите?
Одним из возможных предметов концентрации внимания является ваше собственное дыхание. Попробуйте следующее упражнение.
Установите на таймере одну минуту или просто смотрите на часы и считайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете за эту минуту. Не пытайтесь изменять скорость своего дыхания. Вы должны дышать так же, как обычно. Считайте только полные циклы дыхания, то есть вдох и выдох.
Средняя скорость дыхания составляет от двенадцати до восемнадцати вдохов-выдохов в минуту. А какова ваша скорость дыхания? Если вы сконцентрируете внимание на своем дыхании и сделаете его более медленным, то вам удастся таким образом снизить активность бета-волн.
Замедлите свое дыхание
Положите ладонь на бедро. Когда вы вдыхаете, медленно поднимайте руку, а когда выдыхаете опускайте. Ваша рука должна стать своеобразным регулятором дыхания, с помощью которого вы и сможете замедлить его.
Чрезвычайно важно следить за тем, чтобы вы не заставляли себя искусственно замедлять дыхание. Этот процесс дол-Жен быть плавным и естественным. Вы не должны задерживать свое дыхание и таким образом искусственно создавать себе кислородное голодание. У вас просто должно быть намерение замедлить дыхание. Вы также можете несколько дольше обычного задерживаться в точках полного вдоха и полного выдоха. Но это ни в коем случае не должно создавать вам дискомфорт.
После выполнения этого упражнения снова замерьте скорость своего дыхания. На этот раз вам следует намеренно замедлять дыхание с помощью описанного выше приема.
Затем вы должны сравнить скорость своего дыхания до и после выполнения упражнения.
  • Сколько вдохов-выдохов вы сделали на этот раз?
  • Было ли их меньше, чем в прошлый раз?
  • Как вам показалось, минута длилась больше или меньше обычного?
  • О чем вы думали?
  • Не забывали ли вы расслабить свой язык?
  • Как вы себя чувствовали?
Обратите внимание на то, как всего одна минута замедления дыхания может снять стресс и помочь вам расслабиться.
Упражнения
для концентрации внимания
Если вы научитесь концентрировать внимание на одном предмете, не допуская разброда мыслей, то получите возможность значительно снижать активность бета-волн. Это поможет вам также легче и быстрее входить в состояние медитации.
Сядьте и закройте глаза. Выберите какой-нибудь предмет, на котором вы будете концентрировать внимание. Этот предмет должен находиться на расстоянии нескольких футов и быть расположенным немного ниже уровня глаз. Вы можете поместить что-нибудь перед собой или использовать предмет, уже занимающий нужное положение. Люди часто выбирают в качестве такого предмета цветок, рисунок, напоминающий мандалу, или икону, представляющую какую-либо эстетическую ценность. Суть этого упражнения состоит в том, что смотреть надо на любую неопределенную (не имеющую особого значения) точку предмета, то есть если вы выбрали цветок, то вам следует смотреть на какую-либо точку на цветке, а не на весь цветок Многие люди в таких случаях просто выбирают какую-нибудь точку на ковре.
Когда будете выполнять это упражнение, можете установить таймер на одну минуту или просто прекращать его выполнение тогда, когда почувствуете, что минута уже прошла. Иногда вам может показаться, что минута тянется дольше обычного или что она, наоборот, короче.


Содержание раздела