Пожизненный поведенческий условный рефлекс


После этого зрители наблюдают, как здоровенный детина со слезами на глазах смотрит на свою прилипшую к полу ногу и проявляет титанические усилия, чтобы сдвинуть ее с места. Все усилия оказываются бесплодными и только после снятия внушения ему это удается. Так и мы прилагаем слишком много усилий и суетимся там, где достаточно сделать одно точное и простое движение. Но наши программы не дают этого сделать. Давайте представим, что будет, если предложить тому загипнотизированному детине заняться позитивным программированием.

Пусть начнет уверять самого себя: "Я смогу оторвать ногу от пола!" И даже если ему удастся это сделать, представьте, насколько его неуклюжие попытки будут отличаться от движений человека без программы. Нужно освободиться от программ, а не насильственно их преодолевать. В большую ванну запустили голодных щук, а затем маленьких карасиков в стеклянных колбочках с отверстиями. Щуки видели добычу и слышали ее запах, но все попытки съесть карасиков к успеху не приводили. Через некоторое время щуки перестали обращать внимание на карасиков.

В следующей серии опытов карасиков запустили уже без колбочек, но на этот раз они были в полной безопасности, потому что щуки не считали их за возможную добычу.
В Индии, где слонов издавна используют в хозяйстве и на войне, есть такой способ приручения этих сильных животных. Слоненка привязывают к колышку веревкой так, чтобы он не мог сорваться с него. Постепенно он привыкает к тому, что ему не под силу вырваться на свободу, и перестает делать такие попытки.

Слоненок растет, а веревка и колышек остаются прежними. Со временем слон становится намного сильнее и может разорвать веревку или вырвать кол. Но он не делает этого, потому что запрограммирован многократным опытом на то, что преодолеть отведенный ему радиус он не в состоянии. Такова сила ограничивающих убеждений. Так и мы во многом еще остаемся детьми в теле взрослых и продолжаем нести в себе детские страхи и старые представления о своих возможностях.

Преодоление таких ограничивающих программ можно назвать дезомбированием.
Пожизненный поведенческий условный рефлекс можно выработать не только у слонов, щук и собачек Павлова, но и у людей как существ биологических. У каждого из нас присутствует не одна сотня таких ограничивающих программ. Следующий пример помогает понять метод, с помощью которого можно от этих программ освободиться. Психофизиологи провели интереснейший эксперимент. Собаку посадили в вольер, состоящий из двух отделений, разделенных барьером.

Высоту барьера можно было регулировать. Собака находилась в одном из отделений. Сначала ей вырабатывали условный рефлекс. Включали лампочку над головой, а через несколько секунд подавали через металлический пол разряд электрического тока.

Собака перепрыгивала через барьер в другое отделение. Через некоторое количество повторений она стала прыгать сразу после включения лампочки, не дожидаясь электрического разряда. В дальнейшем, независимо от количества повторений, собака продолжала прыгать в другое отделение сразу после того, как загорится лампочка, хотя ток уже перестали подавать. Рефлекс не затухал даже после нескольких тысяч повторений.

Тогда стали подавать разряд на пол второго отделения в момент приземления. При этом в первое отделение ток не подавали. Но собака все равно продолжала прыгать через барьер сразу после включения лампочки, хотя и испытывала страх перед приземлением и давала соответствующие физиологические реакции.

Тогда подняли барьер так высоко, что собака не могла его перепрыгнуть. В момент, когда загоралась лампочка, собака, несмотря на то, что ток давно уже не подавался в ее отделение, испытывала безумный страх. Ее реакции были очень бурными.

Она скулила, не могла найти себе места, кусала решетки, испражнялась от страха. После нескольких повторений реакции собаки на лампочку стали менее бурными и, наконец, она совсем перестала бояться. Когда барьер опустили, собака уже не испытывала необходимости прыгать через него.
Так и мы: когда-то, будучи еще слабыми, в попытке избежать душевной или физической боли, обучились определенному мышлению и поведению. И повторяем эти рефлексы до сих пор, хотя потребность в них давно отпала. Единственным способом освобождения от таких программ является прохождение через страх, вызванный этой программой. Освобождение происходит после осознавания и прочувствования болезненного эмоционального заряда.

Общее название подобных процедур катарсис, что в переводе с древнегреческого означает очищение. Катарсис это очищающий и освобождающий кризис.
На этом принципе основаны многие современные психотерапевтические методы. Например, психолог, работающий методом имплозивной терапии, заставляет переживать пациента самые сильные страхи. Пациент должен почувствовать стыд и вину, ощутить себя жертвой пыток, убийства, изнасилования и унижения, самому побыть в роли садиста и насильника. Пациент должен согласиться сойти с ума, потерять контроль, лишиться части тела, смириться с изуродованной внешностью. Пациент мысленно впадает в нищету, теряет работу, семью и детей, терпит насмешки, попадает в неприятные жизненные ситуации.

Он должен войти в то, чего он боится больше всего. Это разряжает программы страха. Есть и разновидность этого метода для самостоятельного применения под названием "Представь худшее".
Все религии проповедовали страдания как путь оздоровления, самосовершенствования и продвижения к Богу. Продвинутые мастера единоборств, маги и монахи всех времен знали это. Поэтому многие из них выбирали практики аскетизма для освобождения от внутренних ограничений. Регулярное воздержание в приеме пищи, полный отказ от сексуального удовлетворения и закаливание дополнялись другими практиками.

В России многие совершенствующиеся носили вериги (тяжести), становились молчальниками (давали обет молчания), столпниками (стояли несколько лет на одном месте, питаясь подношениями), принимали обет нищеты. Было распространено юродствование с целью перенесения моральных унижений и освобождения от социальной обусловленности. По всей Европе подобная практика получила такое распространение, что невозможно было отличить добровольного Христа ради юродивого от настоящего сумасшедшего или опустившегося нищего. Максим Горький в повести "Детство" вспоминает, как мать кормила одного из таких юродивых.

Она считала его святым, а отец был уверен, что это просто бездельник.
Считается, что Будда после нескольких лет аскетизма и самоистязаний с единомышленниками получил просветление и увидел другой путь через радость, а не через искусственные страдания. Он вышел из леса и стал проповедовать. Он говорил, что искусственные самоограничения дают пищу самолюбию и чувству собственной важности и тем самым уводят о Бога. Не надо специально искать страданий. Вся жизнь человека и есть страдание.

Препятствия на пути к цели, обида, уязвленное самолюбие, зависть, страхи, болезни и смерть ежесекундно присутствуют в жизни людей. Осознайте эту боль существования, преобразуйте энергию боли в энергию чистой радости бытия, ощутите в проблемах божественную любовь.
Сознание совершенного человека это свободное течение энергий. Подсознательная негативная программа создает блокировку энергетического потока. Из-за этих блокировок и возникают неприятные ощущения.

Мастер управления реальностью использует для катарсиса любые события своей жизни и переводит неприятные эмоциональные и физические ощущения в собственный энергетический запас.
Таким образом, искусственное увеличение страданий оправдано только в том случае, если мы умеем переводить энергию неприятных ощущений в чистые виды энергии. Именно для этого и существуют техники катарсиса. Путь Будды это подход более высокого уровня, но принцип остается тем же: надо осознать проблему, а не избегать ее. Много энергии заключено в привязанности к пище.

Поэтому разумная практика ограничения в еде продлевает жизнь и здоровье. Бесконечное количество энергии заложено в сексуальных потребностях. Технику работы с сексуальной энергией принято называть тантрой. Сексуальная йога, или тантра, вызывает большой интерес на западе благодаря ее связи с сексом. Тема сексуальности сильно эмоционально заряжена, и все, что связано с сексом, хорошо продается.

Поэтому, тантра, как она обычно подается, это всего лишь маркетинговый прием; под ее видом "продвинутые гуру" продают возможность сексуальных наслаждений. Такая интерпретация тантры используется как морально допустимое оправдание для реализации подавленной сексуальности либо для получения более сильного наслаждения в сексе. На самом деле только 1% тантрической йоги имеет отношение к сексу непосредственно.

В тибетских практиках сексуальная энергия рассматривается как энергия, не отличающаяся от любых других ее видов, и ее используют для целей духовного совершенствования, повышения здоровья и развития интуиции.
Иногда, чтобы лучше разрядить программу, необходимо вернуться в момент записи этой программы. То есть, требуется мысленно вернуться в психотравмирующий эпизод и заново его пережить. В жизни мне нередко приходилось наблюдать обратный подход: людей стараются оградить от болезненных воспоминаний.



Содержание  Назад  Вперед