Наследие предков


НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ
И предал я сердце мое тому,
чтобы исследовать и испытать мудростью
все, что делается под небом: это тяжелое
занятие дал Бог сынам человеческим,
чтобы они упражнялись в нем.
Екклезчаст: I, 13.
Говоря о госпоже Удаче, о многообразии методов, Которым" люди во все времена пытались привлечь ее благосклонность, мы не можем не вспомнить и о магических искусствах. Они, собственно, и родились в попытках человечества научиться подчинять себе мир, полный непредсказуемых опасностей.
Об этом, в частности, говорил в своей работе "Магия, наука, религия" знаменитый британский социальный антрополог Бронислав Малиновский. Той же точки зрения придерживался известный английский этнограф Джеймс Джордж Фрэзер (1854 - 1941; и другие не менее маститые исследователи.
Родившаяся у первобытного костра магия жива и по сей день. Хотя по всем прогнозам еще XIX века этого никак не должно было быть.
Изучая древние корни магических ритуалов, их трансформацию по мере взросления человечества, Фрэзер в развитии мировоззрения людей предвидел следующую последовательность: "магия - религия - наука". Эта мысль (высказанная в конце XIX века) нашла тогда горячих поклонников.

Сегодня (в наступившем третьем тысячелетии) она уже не кажется столь очевидной, хотя логика такой последовательности не вызывает сомнений.

Тем не менее явного перехода от магии к религии и далее (по крайней мере пока) не наблюдается. Более того, все составляющие знаменитой "тройной цепочки Фрэзера" сегодня прекрасно уживаются не только рядом, но даже в одном и том же человеке.
Мы смогли убедиться в этом в ходе нашего исследования, направив группу добровольцев из объединения "Феномен" на улицы Москвы для проведения статистического опроса населения.
Задача состояла в том, чтобы получить ответ на три вопроса.
Первый: роль случайных событий в жизни человека.
Второй: отношение людей к понятию "везение - невезение", как к случайному или закономерному фактору.
Третий: рецепты "везения".
Наши опасения, что люди, привыкшие за последние годы к приставаниям на улице разномастных рекламщиков, уличных торговцев и профессиональных попрошаек, не захотят с нами говорить, оказались напрасными. То ли тщательно продуманный текст обращения, начинавшийся со слов: "Я москвич, я ничего не собираюсь выпрашивать или "впаривать" (слово-символ, заменяющее целую серию понятий, связанных с надувательством торговцами, и очень понятное современному человеку).

Я собираю материал для диссертации, и если у вас есть несколько свободных минут, окажите мне любезность ответить на пару вопросов", то ли щедрость в общении, присущая нашему народу, сыграли свою роль, но из 178 опрошенных отказали нам в общении только трое.
Двенадцать человек сказали, что никогда не задумывались над этим вопросом, и тринадцать так и не сумели понять, что от них хотят.
Отталкиваясь от числа 150 опрошенных, мы и проанализировали ответы. Результат оказался весьма любопытным.
144 человека теми или иными словами признали, что "случай" в жизни человека может быть судьбоносен. И только 6 человек сообщили, что ничего случайного в жизни не бывает и что этот разговор для них не имеет смысла.


Вопрос "что управляет случаем?" разделил оставшихся участников опроса следующим образом: 93 человека оказались мистиками; 39 человек имели представление о вероятностных законах от институтского уровня до самого примитивного; 4 человека пытались развить собственные теории из смеси первых двух представлений; 8 человек сказали, что этот вопрос далеко не прост и что им, без сомнения, должна заниматься наука.
Мы прогнозировали, что материалисты будут явно превосходить числом людей с мистическими взглядами на жизнь. Ведь, в конце концов, на дворе не средневековье, а современная Россия - страна практически всеобщей грамотности.

Но, на удивление, оказалось, что вера в возможность "управления" Фортуной присуща подавляющему большинству людей вне зависимости от возраста, пола и социального положения.
Особенно же поразила нас активность и изобретательность народа в изыскании способов привлечения удачи. "Рецепты" были самые различные.


108 человек (87 из них считают себя верующими) признались, что в той или иной степени пользуются или пользовались амулетами и талисманами, поражая нас при этом потрясающей фантазией и оригинальностью мышления.
Трое (демонстрирующие агрессивный материализм) на вопрос о талисманах "на счастье", предварительно обрушили гнев на "доверчивых и примитивных" собратьев, верящих, что "какой-то паршивый камешек" может приносить удачу, а затем, не подозревая, что своим дальнейшим признанием относят себя к той же группе, сообщили, что при них всегда есть некий предмет, который они чтят и в отсутствие которого ощущают внутренний дискомфорт. В двух из трех случаев это были фотографии близких людей, а в одном - пуля, извлеченная после войны хирургом из тела опрашиваемого.
29 человек сказали, что полагаются только на Бога.
7 человек ответили, что привлечь удачу невозможно.
Итог выглядел следующим образом;
75 процентов опрошенных в том или ином варианте постоянно или в отдельных случаях (экзамен, операция и т. п.) пользуются талисманами и амулетами;
20 процентов опрошенных доверили свою судьбу исключительно Господу Богу;
5 процентов пришлось на людей, считающих, что божественные силы и магия разного рода не в состоянии. Помочь нам в этой жизни.
Всего лишь пять процентов! И то у нас нет полной уверенности, что они говорили искренне.

Вот и получается, что, вопреки всей очевидности, "тройной цепочки" чистого перехода от магии к религии, а потом к науке, в человеческом сознании так и не произошло.
И хотя полученный результат строго статистическим назвать нельзя (из-за малого числа опрашиваемых), тем не менее тенденция просматривается достаточно четко.
Попытаемся объяснить, почему не сработала формула Джеймса Джорджа Фрэзера.
Согласно его же утверждениям, магия служила древним людям психологической защитой от опасностей окружающего мира. Тогда получается, что сегодня мы скрылись уже за "тройной броней": к надежде на поддержку всякого рода талисманов и амулетов (магия) прибавились еще вера в Божий промысел (религия) и уважение к могуществу науки.

И мало кто находит в себе силы отказаться хоть от одного "слоя" этой защиты.
Кто из вас, наши читатели, может с чистым сердцем сказать, что никогда не обращался за помощью к Высшим силам? Что не "складывал пальцы", не, сплевывал трижды через плечо, не ставил в церкви свечи, не носил с собой амулеты, был абсолютно безразличен к пророчествам (от Нострадамуса до рыночного мага)?
Многие люди советской закалки искренне считают себя атеистами. Но некоторые психологи настаивают на том, что "природа ни в чем не терпит пустоты" и история страны "развитого атеизма" прекрасное тому доказательство.

У большинства советских атеистов была своя эрзац-религия, где место Бога занял "великий вождь всех народов товарищ Сталин".
С этими утверждениями, конечно, можно и поспорить. Но вспомните, может быть, вы тоже относились к советской атрибутике и партбилету как к святыне?
По сути, каждый этап развития человечества - это история фетишизации определенных для этого времени предметов, людей, понятий и сил, от которых зависит комфортность нашего бытия. И как бы ни протестовал наш здравый смысл, как бы ни возмущалось наше "высокое образование", как бы ни было сильно наше стремление отделить себя от наших "необразованных" предков, увы, приходится констатировать, что в своем отношении к вопросам счастья и жизненной удачи мы мало чем от них отличаемся.
С той или иной окраской, на том или ином уровне мы все по-прежнему фетишисты. Но, возможно, не стоит так уж этого стыдиться?

Ведь, в конце концов, живое дерево неотделимо от своих корней.
Впрочем, чтобы понять самих себя, свое отношение к этому вопросу, надо иметь о фетишизме и прочих "магических корнях" хотя бы некоторое представление.
Поэтому эту главу мы посвятим обзору (хотя и достаточно краткому) тех приемов, которые в разные времена использовали разные народы для привлечения удачи.
II.1. ФЕТИШИЗМ
И в небе, и в земле сокрыто больше,
Чем снится вашей мудрости, Горацио.
В. Шекспир
Двое малышей играют в примитивную детскую игру. Бросают игральную кость и в зависимости от выпавшего на ней значения передвигают цветные фишки.

Младший проигрывает.

После третьей подряд победы старшего он начинает плакать. Подошедшая на горестные всхлипы ребенка мать утешает его: "Это же просто игра!

Сейчас выигрывает Сережа, а в следующий раз выиграешь ты".

Но Алеша безутешен: "Нет, мама, я не выиграю, мне не везет, мне всегда не везет, я невезу-у-учий!" Всхлипы переходят в рыдания: "Мне всегда не везет в садике, я потерял на прогулке варежку, и Алина потеряла, она нашла, а я не наше-е-ел".
На следующий день в детской конфликт. В качестве третейского судьи призывают маму.

Истцом выступает младший. Он требует обменяться фишками: "Он все время зеленой играет, поэтому выигрывает.

Она счастливая, а другие несчастливые.

Пусть он поменяется со мной, тогда будет честно!" Не вдаваясь в подоплеку детской философии, мать решает спор в пользу младшего.



Содержание раздела