Чары. Волшебство, колдовство


Через некоторое время ей снова приходится вмешаться. Теперь уже в роли рефери.

Младший выиграл, а старший пытается отобрать свою "счастливую" фишку. Вопрос решается опять в пользу младшего.

На этот раз по принципу: "Старший должен уступить".

Сережа подчиняется, но из вредности играть дальше отказывается. Зеленая фишка перекочевывает в карман Алеши, где он теперь намерен хранить ее от посягательств брата.
История эта получает продолжение уже через несколько дней. Захлебываясь от возбуждения и пылая щеками, вернувшийся из садика Алеша сообщает: "Я нашел свою варежку - ее дети в снегу закопали!" А вечером на ушко маме: "Я счастливую фишку
попросил мне помочь - и она помогла. Она волшебная. Ты только никому не говори - это тайна!"
С тех пор судьба зеленого кусочка пластмассы стала складываться на зависть всем фишкам Москвы и Московской области. Алеша выпросил у мамы нарядную коробочку от сережек, постелил в нее цветную бумажку и назвал все это "домиком для Везунчика".

Он шепотом здоровался с фишкой утром и прощался на ночь, он брал ее в ладошку, крепко сжимал и с зажмуренными глазами просил о чем-нибудь.
Родители заволновались. Высокообразованные папа и мама, не без учета всех правил воспитания детей проведя определенную работу с Алешей, отобрали у него "Везунчика".
А через несколько месяцев под его подушкой нашли невесть откуда добытый кусочек малахита.
Эта незамысловатая история, по сути - история начального этапа в становлении верований человечества, которое с колыбели, не будучи в силах обеспечить себе удачу - главную составляющую комфортного состояния, искало помощи в окружающем его мире.
Так появились первые фетиши. Их мир включал в себя все те же составляющие, что и мир, созданный пятилетним Алешей вокруг своей "волшебной" фишки: необходимость в помощи; обретение друга-помощника; вера в удачу; трактовка положительных событий через призму этой веры; трепетное отношение к тому, кто (или что) помогает; интимность отношений; тайна, создаваемая вокруг этих отношений; приход к устойчивому состоянию дискомфорта при утере поддерживающей силы и обращение к новой.
Есть в этой истории (как и в истории народов) и нарушающая внутренний комфорт воля сильных мира сего, и, как следствие, еще большая тайна вокруг фетиша.
Народы - "детство человечества", которые теперь принято называть "дикими", строили свои отношения с окружающим миром точно по такому же принципу. Он не менялся и по прошествии тысячелетий, приобретая лишь новые окраски и звучания.
Что же такое фетиши с точки зрения теперь уже просвещенного человечества?
В науке в качестве обобщающего термина это понятие впервые ввел в 1760 году де Бросс в книге "Du culte des dilax fetiches ou Parallete de 1'ancienne Religion de 1'Egypte aves la religion de Nigritie".
Под фетишем он понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, например: дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.". В этом определении поклонение неодушевленным объектам представлено как поклонение им самим, а не присущим им разумным началам.
В дальнейшем первая формулировка де Бросса была расширена другими учеными до понимания анимистического воззрения на объекты материального мира (анимизм - представление о существовании духа, души у каждого человека, животного, растения, а в первобытных религиях - у каждой вещи).
Генезис фетишизма весьма не прост. На первом этапе фетиш воспринимался как самостоятельная, в нем кроющаяся, а не внешняя, вселившаяся в него сила.

В дальнейшем же он стал вместилищем духа-божества, пришедшего в него извне.
В каждом камешке, в каждом кусочке дерева первобытный человек видел живое. Достаточным основанием для обращения за советом к кусочку коры дуба он считал, например, тот факт, что дубу много лет, и он видел и знает больше спрашивающего.
Основанием для фетишизации тех или иных объектов вполне могли служить и необычная форма или окраска или не соответствующее привычному местонахождение. Ну а если уж присутствие какого-либо предмета сопровождалось неким экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот, неудачей, то он безоговорочно становился фетишем.

Признав неординарность объекта, его способность быть полезным, человек прикладывал все силы, чтобы вызвать его доброе расположение к себе.
Итак, задача привлечения удачи с помощью фетиша в древние времена решалась следующим образом: надо умело его выбрать, окружить заботой, не раздражать - и нет такого чуда, которого он не мог бы совершить.
Но одним-единственным фетишем наши пращуры не ограничивались. Практиковалось "разделение обязанностей".

Природа этого явления не имеет четкого толкования.

То ли люди "берегли" своего "друга" от перегрузок; то ли ими владело стремление "расширить круг друзей"; то ли человеческая натура не позволяла им пройти мимо предмета, вызвавшего их интерес; или иные причины побуждали их порой собирать вокруг себя все увеличивающееся количество предметов фетишизации.
Исследователь Рёмер, изучая африканский фетишизм, описал дом, в котором было собрано более 20 тысяч самых различных предметов. Наряду с перьями попугая, человеческими волосами, камнями различных форм и цветов, кусочками дерева, самородками металлов и многим другим в описании присутствовали достаточно экзотические вещи, такие, например, как обмотанные шерстью деревянные колья, обрывки одежды, завязанные затейливыми узлами, и даже горшок, заполненный красной глиной с воткнутым в нее петушиным пером, - все, что когда-то поразило воображение хозяина этого дома и его родственников.

Среди всего этого изобилия присутствовал маленький стул, маленький матрас и бутылка со спиртным напитком, чтобы фетиши могли отдохнуть и глотнуть веселящую жидкость.
В этот своеобразный дом-музей приходил его хозяин, чтобы посидеть в кругу "друзей" и выпросить у них разные милости. И хотя по своей чудодейственной силе "покровители" иерархически различались, но общим для них было благосклонное, по мнению хозяина, отношение к нему.
Со временем культ фетишей приобрел высшую форму. Сила объекта приписывалась не ему самому, а духам божеств, вселившихся в него или даровавших ему эту силу.

Это, прежде всего: боги неба, дождя, гор, рек и т. п. Поэтому предметы фетишизации добывались в "местах пребывания" этих божеств или "призывались" в предложенные для их "жилища" предметы.
В результате вселения местных духов (связанных с местностью и условиями жизни определенной группы людей) появились культы божеств - покровителей отдельных общественных единиц. По сути - это те же идолы, от которых фетиши отличаются лишь отсутствием конкретных форм изображения.
Фетиши - не всегда носители духа божеств, иногда в них "вселяются" души умерших людей и животных. Как правило, для этого души выбирают свои собственные останки или. их фрагменты.

Это прослеживается в поклонении мумиям у египтян; в обычае первобытных народов постоянно иметь при себе кости своих предков; в жертвоприношениях этим останкам; в обычае хранить череп врага, чтобы обладать его душой; в обрядах, связанных со святыми мощами.
Придание определенного облика объектам поклонения сформировало идолопоклонство, которое переросло в политеизм (многобожие). А развитие политеизма, в свою очередь, привело к новому витку фетишизма с поклонением, например, оружию, орудиям труда, инструментам.
Есть фетиши, своим происхождением обязанные той своеобразной логике, которая легла в основу симпатической магии (магии симпатии).
Чтобы в дальнейшем не было путаницы в достаточно обширном наборе понятий, которыми будут пользоваться авторы в этой главе, считаем необходимым дать разъяснения к некоторым их них.
Предлагаем общепринятые трактовки из "Словаря русского языка" С. И. Ожегова.
"Талисман. В суеверных представлениях предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу".
"Амулет. Предмет, носимый на теле и считаемый магическим средством против болезни, несчастья".
"Символ. То, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи".
"Чары. Волшебство, колдовство".
Уточнения требуют и сами понятия "магия" и "оккультизм". Прежде всего, нам не хотелось бы, чтобы эти слова воспринимались читателями в том искаженном понимании, которое бытует в народе: колдовство, сатанизм, человеческие жертвоприношения.

Действительно, так называемая "черная магия" несет в себе часть этих элементов.

Но не следует проецировать их на магическое мировоззрение в целом.
Магия (в понимании наших предков) была прежде всего наукой, изучающей астральные силы и способы управления ими. К ней же относили и так называемую Герметическую медицину, высшую ступень которой составляла Священная терапевтика.
С магией в наше время зачастую тесно связывают и такие понятия, как "магнетизм", "медиумизм", "гипноз", "психометрию", "телепсихию", "телепатию", хотя на самом деле это уже самостоятельная оккультная область знаний, имевшая свое обобщенное название - "психургия".
Так же отдельными областями знаний являлись астрология и алхимия, которые тоже часто ошибочно относят к магии.



Содержание  Назад  Вперед