Природа психотерапевтического воздействия


Психотерапевтические методы, основанные на гипнозе, казалось бы являются той точкой континуума, в которой активность сознания и самосознания сводится до нуля и подменяется самосознанием терапевта, напрямую передающим своему клиенту нужное в лечебных целях содержание.
Современные исследования, изложенные, в частности, в недавно опубликованной у нас монографии известного французского психотерапевта Л.Шертока, позволяют, однако, усомниться в этом тезисе [139]. Межличностные отношения, установившиеся между врачом и больным, желание или нежелание больным успеха внушающего воздействия имеют большое значение при применении этой психотерапевтической техники.
Менее всего природа психотерапевтического воздействия, направленного на усиление и совершенствование сознания и самосознания, проявляется в бихевиоральной психотерапии, по крайней мере в ее декларируемых целях. Последние включают в себя задачу усилить или затормозить те или иные реакции человека, имеющие характер болезненных симптомов, на определенные стимулы [187]. Так, например, десенсибилизация направлена на подавление конкретного страха и состоит в том, чтобы условно-рефлекторно связать некоторый пугающий раздражитель с мышечной релаксацией, которая, в свою очередь, связывается, например, посредством аутотренинга с чувством психологического комфорта и спокойствия. Однако уже внутри бихевиорально ориентированной психотерапии намечается осознание того факта, что эффективность поведенческих методов кроется зачастую не в самих по себе процедурах выработки новых условных связей, а в тех общих изменениях в сознании и самосознании личности, которые являются косвенными следствиями этих процедур.

В основе действенности поведенческих процедур лежит сознание человеком "собственной эффективности", последнее же оказывается тем, что очень напоминает житейскую "самоуверенность" [150; 194].
Итак, самосознание и его конкретные состояния, такие, как "раздвоенность", потеря себя, неоправданность собственного "Я", чувство собственной беспомощности, фальшивость самосознания и "Я-образа", деиндивидуация, так же как когнитивная или эмоциональная незрелость, некритичное включение чужеродных элементов в "Я-образ", спутанность идентичности и инфантильная идентификация - все эти явления, или состояния самосознания являются предметом психологическго, психотерапевтического воздействия. Это воздействие, однако, не только предполагает самосознание как подлежащий коррекции процесс или структуру, но и опирается на самосознание человека.
Отмечая, что трансформация прошлого опыта из определяющего развития личности в определимое этим развитием становится возможной благодаря работе самосознания - "нового внутреннего движения в системе индивидуального сознания", А.Н.Леонтьев подчеркивал, что самосознание не производит, а опосредует эти "перевороты в прошлом личности". Производятся же эти перевороты реальной жизнедеятельностью субъекта. Выше мы как раз и пытались рассмотреть роль поступка как фактора, запускающего самосознание субъекта. Но поступки совершаются в реальных жизненных обстоятельствах, под давлением социальных условий, реальных задач и реального общения.

Можно сказать, что сама жизнь является главным "корректором" самосознания. Психолог, однако, работающий в рамках психологической службы и выступающий как консультант или психотерапевт, не обладает, естественно, возможностями непосредственного вмешательства в сами обстоятельства жизни того человека, который обратился к нему за помощью. Психолог не может создать для своего клиента новую жизнь, которая изменит его самосознание, приведет к развитию личности и переоценке ее прошлого.

Ход психологического вмешательства имеет противоположное направление: изменить самосознание так, чтобы сделать человека готовым к новым поступкам, а уж новые поступки закрепят изменения в самосознании.
Важно подчеркнуть, что различные психотерапевтические методы апеллируют к различным уровням самосознания и к различным аспектам межуровневых связей. При этом генеральной целью психотерапии, конечно, в разном объеме в зависимости от характера проблемы, индивидуальности клиента и возможностей терапевта является усиление личностного уровня самосознания. Хотя эта цель не всегда признается и отчетливо формулируется, она так или иначе присутствует в большинстве практически работающих психотерапевтических систем, можно сказать, что сама реальность личности и общения поворачивает практические усилия в этом направлении. Это и понятно в свете тех представлений о личности, которые развиваются в советской психологии, и, в частности, в концепции А.Н.Леонтьева:


"Дело в том, что на этом уровне (на уровне личности - В.С.) прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действий и потому меняют свой вклад в личность... Возникающая переоценка прежнего, устанвившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии.

Разве это не свидетельствует о том, что вклады прошлого опыта в личность стали зависимыми от самой личности, стали ее функцией?" [75, 217].
Самосознание личности, подготавливающее новый уровень деятельности, и является тем процессом, который освобождает личность от фатальной зависимости от ее же собственного прошлого, который позволяет личности достичь новой интеграции прошлого опыта, наличных черт, способностей, ценностей и устремленных в будущее планов.
Заключение
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Несколько центральных идей лежат в основе изложенного в этой книге материала. Одни идеи оказалось возможным подвергнуть более или менее детальной эмпирической проработке, другие - только теоретически намечены, в то же время какие-то важные аспекты проблемы самосознания вообще опущены.
Анализ феноменов самосознания, т.е. тех явлений, в которых раскрывается генезис самосознания, его строение и функции, показал,что как возникновение, так и развитие и функционирование самосознания не могут быть поняты как лежащие на одной прямой, связывающей телесное самовыделение и высшие нравственные проявления самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие, гетерогенно и полимодально, разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождают и разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.
Различия в активности человека, включенного в эти разные системы отношений, как и различия в природе феноменов самосознания, потребовали введения представлений об уровневом строении самосознания. Идея о трех уровнях самосознания послужила методолого-теоретической основой исследования и в какой-то мере его предметом. На каждом из уровней самосознание выступало как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активного субъекта и его деятельности.

Однако системы, в которых заключена активность, как и сами свойства человека, включенные в эту систему, различны на трех уровнях. Соответственно и самосознание осуществляет обратную связь, отличающуюся по своему содержанию и функциям на этих трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ею отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.
Соответственно этим трем уровням можно различить и единицы самосознания. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания - представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий, об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Такие традиционные нравственные категории, как совесть, долг, и такие личностные качества, как сила воли, мужество, стремление к творчеству, обнаруживаются личностью в себе самой не просто путем оценки себя как объекта, но путем осмысления себя в ситуациях, когда эти качества или их отсутствие выступают как преграды на пути ее же собственной активности или, наоборот, как условия, облегчающие ее деятельную самореализацию.
Поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимно-личностных последствий, оказывается важнейшей категорией самосознания. Признание или не признание факта свершения поступка - важнейшая детерминанта, определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.
Конкретный эмпирический анализ показал, что поступок, как действие, предполагающее выбор чего-то и отказ от чего-то ценного и значимого, детерминирован не только объективно, ситуацией его свершения, но и субъективно, самим строением личности.



Содержание раздела