Объяснение кроется в самом характере процедуры.


Объяснение кроется в самом характере процедуры. В портрете может оказаться значимой для испытуемого всего одна какая-нибудь черта, всего несколько слов, да и сам портрет может состоять из одной строки (ср. портрет персонажа А испытуемой Т.Г. из III группы - использован фактически только фактор С ). Но если эта черта значима для испытуемого, входит в его "Я-концепцию", то в ответах об этом персонаже он как бы наращивает плоть на тот скелет, на который лишь намекает портрет. В результате чем больше испытуемый приписывает персонажу, тем реальнее он для него становится.

В конце концов испытуемый начинает ссылатся на то, что он сам же приписал как на якобы объективно присутствующее в портрете-с этим фактом мы не раз сталкивались при анализе протоколов испытуемых. Апогея этот процесс достигает тогда, когда испытуемый додумывает взаимоотношения з триаде, т.е. в конце эксперимента. 2 Оставшиеся 10 испытуемых представляют собой индивидуальные случаи, не вошедшие ни в одну из выделенных групп.
Ситуация напоминает известный миф о Пигмалионе и Галатее: как и у скульптора Пигмалиона, по мере работы над статуей Галатеи просыпается чувство к ней, так и наши испытуемые, описывая персонажи, постепенно одушевляли их и начинали испытывать к ним чувства. Разница, однако, в том, что возникающее чувство отнюдь не всегда оказывалось любовью - не так-то легко сделать Галатею прекрасной и привлекательной.
В нашу задачу, однако, не входило изучение творческих способностей наших испытуемых. Напротив, задачей было понять "проницательность" испытуемых и их творчество как форму, в которой выражается их самоотношение. В какой мере отношение к синтезированным псевдодругим, приписанные им особенности, прогноз взаимоотношений с ними выражают самосознание испытуемых?

При этом центральный для нас вопрос-это вопрос о том, является ли отношение, выраженное к персонажам, проекцией отношения к себе, и если да, то как можно понять структуру проекции и структуру лежащего за ней отношения к себе?
Понятие проекции, введенное в научный обиход Фрейдом, первоначально подразумевало "приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает сам себе" [159, 45]. Позднее содержание этого понятия расширяется и углубляется в работах самого Фрейда, его последователей (Анны Фрейд, в частности) и в многочисленных экспериментальных исследованиях, лишь косвенно связанных с психоанализом. История развития этих представлений подробно проанализирована в советской литературе [23; 115]. Это расширение понимания феномена проекции можно свести к нескольким положениям.

1. Проецироваться может и черта, которая не является социально неприемлемой. 2. Проецируемая черта может быть не только неосознаваемой, изгоняемой из сознания, но и сознаваемой. 3. Проекция не всегда есть форма защиты целостности "Я", - она может выполнять и другие функции.
Экспериментальные исследования феномена проекции и ее механизмов получили в конце 60-х гг. новый импульс благодаря обобщающей работе Д.Холмса, предложившего новую классификацию видов проекции [178].
В основе этой классификации лежат два независимых основания (измерения). Одно из них охватывает то, что проецируется. Холмс предположил, что есть две возможности. Первая - субъект проецирует свою собственную, имеющуюся у него черту (в широком смысле, т.е. мотив, чувство, поведение) на другое лицо.

Вторая-субъект проецирует па другого черту, которая отличается от его собственной. Второе измерение относится к осознанию черты и также предполагает два полюса: проецируемая черта осознается либо не осознается. В результате образуются четыре вида проекции (см. табл.

9).





Осознание субъектом
собственной черты
Тип
Проецируется имеющаяся у субъекта черта
Проекцируется иная черта
Субъект не осознает свою черту
Симилятивная
Проекция Панглосса-Кассандры
Субъект осознает свою черту
Атрибутивная
Комплиментарная

Таблица 9. Измерения и типы проекции (по Holmes D., 1968)
В соответствии с типологией Холмса, комплиментарная проекция состоит в том, что субъект приписывает другому лицу черту, отличающуюся от той, которой он сознательно обладает, но дополнительную к ней. Так, человек, испытывающий страх (и осознающий это чувство), воспринимает другого как угрожающего (сам факт проекции, конечно же, не осознается). Атрибутивная проекция появляется в том случае, когда субъект приписывает другому черты,которыми он сам сознательно обладает.

Так, например, в одном эксперименте было показано, что оценка испытуемыми степени счастливости людей, изображенных на фотографиях, позитивно коррелировала с их самооценками собственного счастья (Goldings, цит. по: 178). Симилятивная проекция проявляется в том случае, когда индивид приписывает другому индивиду черту, идентичную той, которой он обладает, но обладание которой не сознает. В психоанализе особое внимание уделялось именно этому виду проекции, которой приписывалась функция защиты субъекта от осознания в себе нежелательной характеристики. Проекция Панглосса и Кассандры подразумевает, что субъект проецирует на другого субъекта черту, противоположную той, которой он бессознательно обладает. Вариант Панглосса: субъект имеет неосознанные негативные чувства, но видит мир позитивно; вариант Кассандры - субъект имеет неосознанные позитивные чувства, но видит мир негативно.

Холмс приводит обширные экспериментальные доказательства существования проекции осознаваемых черт; что же касается проекций неосознаваемых черт, то таких экспериментальных свидетельств не обнаруживается.
Как же выглядят полученные нами данные в контексте предложенной Д. Холмсом классификации проекций?
Главным эмпирическим показателем для нас является отношение испытуемого, спонтанно выраженное к обоим персонажам. С формальной точки зрения, однако, это отношение вообще не может интерпретироваться как проекция. В самом деле, какой бы тип проекции мы ни взяли, обязательным моментом является субъективная смена "хозяина" той черты, которая проецируется.

Черта может осознаваться или не осознаваться, она может быть приписана другому в своем собственном обличии или в обличии комплиментарной черты - в любом виде черта меняет своего хозяина - в этом и состоит суть феномена проекции.
В отличие от этого отношение, которое спонтанно выражают испытуемые к персонажам, - это их отношение, не переданное ими другим лицам.
Наша точка зрения тем не менее состоит в том, что отношение испытуемого к персонажам является проекцией. Феномен проекции проявляется, однако, в нашей экспериментальной ситуации в несколько ином ракурсе, недостаточно эксплицированном в литературе, посвященной этому феномену.
Термин "черта", используемый Холмсом в его классификации проекций, имеет широкое значение. Это и мотив, и потребность, и свойство индивида, и его чувство. Чувство - интенциональное психическое переживание; кроме своего субъекта (хозяина чувства) всегда есть и его объект.

Так, чувство страха имеет своего субъекта и одновременно имеет объект: то, чего или кого страшатся.
Ситуации, рассматриваемые под углом зрения проекции, обычно состоят в том, что чувство прежде всего меняет субъекта, а уж как следствие меняется и объект. Так, страх проецируется в виде чувства враждебности другого субъекта; враждебность по сравнению со страхом направлена в противоположную сторону - объектом ее становится сам субъект (проектант). Специфика ситуации нашего исследования состоит в том, что рассматривается черта (чувство), субъект и объект которой совпадают, поскольку речь идет об эмоционально-ценностном отношении к самому себе.

Если подменить только объект этого специфического чувства (отношения к себе), но в условиях, сохраняющих и субъекта, и само чувство, то ситуация окажется проективной. Она будет эквивалентна той ситуации, при которой меняется субъект чувства и как следствие - его объект (ситуация, в которой субъект проецирует отношение к себе в виде отношения к нему другого человека).
В каких же условиях можно направить отношение человека к самому себе на другого человека так, чтобы сам характер этого чувства не изменился от этой подмены?
По-видимому, для этого необходимо, чтобы человек воспринимал другого как воплощние его самого, как свою копию и заменителя, т.е. необходимо, чтобы человек идентифицировался с этим другим.
Представление об идентификации играет ключевую роль в некоторых проективных техниках, в частности, у автора Тематического Апперцептивного Теста Г.Мюррея [210]. В схеме анализа проективной продукции Мюррея определить "героя" - это определить персонаж, с которым идентифицируется испытуемый. Идентификация проявляется в заинтересованности в персонаже, эмоциональной насыщенности повествования о нем, полноте описания мыслей и чувств, сходстве половозрастных и социальных характеристик героя и автора, ссылке на собственный опыт.

При этом Мюррей указывал, что субъект может одновременно идентифицировать себя с двумя героями - положительным и отрицательным.
Представления об идентификации развиваются и в современных социально-психологических работах [174]).



Содержание раздела