Бессознательное отождествление


Как правило, рассматривается бессознательное отождествление консультанта с кем-то из родителей или с сексуальным партнером. В экзистенциальной психотерапии подчеркивается, что за перенесением лежит скорее общая незрелость опыта, в результате которой одним и тем же способом воспринимаются и родители, и супруг, и психотерапевт. В современных пособиях, написанных практикующими психотерапевтами и консультантами, отнюдь не стоящими на позициях психоанализа, также используются эти понятия [158].

Это объясняется прежде всего тем, что они действительно отражают существенные моменты в процессе терапевтического общения: а) возникновение первоначального контакта, основанного на доверии к консультанту (психотерапевту) и симпатии к клиенту; б) развитие и углубление этого контакта, основанное на формировании (или переносе) таких чувств у клиента к терапевту, которые не выводимы только из того, что один человек ищет помощи, а другой пытается ее оказать, т.е. не выводимы из объективно существующих отношений и специфических качеств терапевта; в) возникновение ответных чувств у психотерапевта (позитивных или негативных), свидетельствующих о гораздо большем значении клиента для психотерапевта, чем этого требует его психотерапевтическая роль; г) сопротивление процессу психотерапии со стороны клиента, состоящее в бессознательном нежелании касаться важных для него проблем и осуществляемое различными способами. И психоанализ, и гуманистическая психотерапия, и многие другие направления так или иначе используют или учитывают эти реальные моменты психотерапевтического общения. Следуя дальше в порядке убывания потенциальной активности самосознания пациента"и нарастания структурированности самого психотерапевтического процесса, можно выделить методы групповой психотерапии. Показательны в этом плане концепция и опыт психотерапии К.Роджерса.
В своих теоретических воззрениях К.Роджерс близко примыкает к гуманистическому направлению в психологии и психотерапии. Для него, как и для многих других авторов этого направления, основной целью психотерапии является достижение такого изменения самосознания клиента, при котором последний достигает более полного понимания и принятия самого себя (в терминологии Роджерса, конгруэнтности "Я" опыту), большей ответственности за свою жизнь и свои поступки. Во многом сходится К.Роджерс с другими психологами этого направления и в понимании характера психотерапевтического контакта.

Так, согласно К.Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями эффективности действий психотерапевта являются его установки на вчувствование в переживания клиента (эмпатия), теплое, принимающее отношение к нему и на аутентичное поведение в отношении к клиенту (стремление быть самим собой в процессе психотерапии) [220]. Роджерс, однако, внес новый мощный фактор в терапевтический процесс, отличающий его школу от других направлений гуманистической психологии. Этот фактор - использование закономерностей общения группы людей, не связанных общей предметной задачей.

По сути дела Роджерс открыл и впервые подробно описал эти закономерности, хотя и не создал их полного научного объяснения.
Водной из своих монографий К.Роджерс описывает основные этапы и содержательные моменты группового общения [22]. Эти моменты и этапы группового общения описаны применительно к группам встреч, включающим в целом здоровых людей, в основном с проблемами одиночества, неспособностью к глубоким чувствам и т.п. При этом собственный терапевтический стиль Роджерса, судя по его же описаниям, отличается принятием, внимательностью, вдумчивостью, отсутствием или малым включением специальных вспомогательных приемов. Однако проведение групп другими терапевтами с другим составом участников и большим объемом включения вспомогательных техник выявило существенную универсальность выделенных К.Роджерсом моментов группового процесса.

Наш собственный опыт участия и руководства группами с различным составом (пациенты клиники неврозов, клиенты психологической консультации, студенты), равно как и опыт коллег по консультативной работе, также убеждает нас в универсальности многих из выделенных К.Роджерсом моментов группового общения.


Возникает впечатление, что поверхностная вежливость спонтанно и закономерно сменяется поверхностными рассказами о прошлом "бывалых людей", которые тем самым начинают занимать ведущее положение в группе и навязывать ей себя, что препятствует самовыражению других участников в настоящий момент, но совершенно необходимо, так как "запускает" возникающее "здесь и теперь" раздражение злоупотреблением внимания группы. Это раздражение проявляется в агрессии на говорящего, а чаще - на ведущего за то, что он плохо руководит группой, и эта агрессия тем закономернее, чем менее директивной является позиция "фасилитатора". Если же ведущий играет более активную роль, то агрессия на него возникает вследствие этой активности - как реакция на попытку доминирования. Отсутствие ответной агрессии со стороны ведущего приводит к тому, что кто-то берет на себя его "защиту". Последнее усиливает момент "здесd и теперь" и содействует выражению своих чувств.

Все вместе приводит к большему ощущению безопасности и выявлению того факта, что возможно как альтруистическое, так и агрессивное поведение и никаких "страшных" последствий последнее не принесет. Увеличение безопасности приводит к попыткам "снятия масок", желанию проверить эту безопасность и раскрыться, а также к требованию "раскрытия" от другого, так как другой, если он одновременно не откровенен, начинает восприниматься как пугающий. Раскрытие касается прежде всего впечатлений, возникающих непосредственно в группе, т.е. касается чувств в адрес и оценок других людей, что, в свою очередь, накаляет атмосферу, делает ее рискованно-привлекательной.

Оценки и мнения в собственный адрес могут оказаться новыми и неожиданными, так как делаются мало знающими тебя людьми, никак с тобой в реальной жизни не связанными, и на основе здесь же совершаемых поступков. В то же время эти оценки, выражение симпатии и антипатии приводят к усилению конфронтации, возникновению отношений за пределами группового процесса, усилению интереса и доверия к самому групповому процессу.
Эти этапы группового процесса и его логика представляются более или менее универсальными. По нашим наблюдениям, события в процессе общения членов конкретной группы разворачиваются подобно описанным в той мере, в какой соблюдаются следующие условия.
1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве.
2. У них нет достаточно эксплицированной общей деловой цели, даже совместного занятия.
3. Они не могут уклониться от общения (по крайней мере, на начальном этапе - расположение участников группы по кругу лицом к лицу).
4. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура, в частности структура лидерства.
5. Другие не знают или не хотят знать социальный статус каждого из участников, что создает каждому невозможность психологически опираться на этот статус.
6. Никто заранее не знает в достаточной мере индивидуальных особенностей друг друга.
7. Каждый обладает возможностью никогда после группы не видеть другого и не зависит от него.
8. В группе есть человек (ведущий), который имеет хотя бы некоторый групповой опыт, знает "правила игры", в частности технику облегчения участниками группы выражения их ощущений, переживаний, мнений.
По нашим наблюдениям, установки ведущего, хотя они и играют большую роль в терапевтическом эффекте группы, также мало сказываются на закономерностях самого процесса общения. Известны случаи, когда клиенты, прошедшие группу и не имеющие никакой теоретической, да и по сути дела практической подготовки, а также имеющие установки, резко отличающиеся от гуманистических установок Роджерса, сами создавали подобные группы, причем процесс общения во многом был сходен с описанным.
По-видимому, существенным моментом проявления этих закономерностей в процессе группового общения в описанных условиях является действие некоторых универсальных детерминант, кроющихся как в межиндивидных, так и внутрииндивидных связях.
Можно предполагать, что к межиндивидным детерминантам относятся, в частности, следующие.
Организационный вакуум должен быть заполнен. Люди, собранные вместе и никак не организованные в группу, пытаются создать такую организованность.
Деловой вакуум должен быть заполнен. Отсутствие эксплицированных общих целей и задач требует создания какой-то цели, объясняющей, зачем люди здесь собрались. Поскольку такую цель в этих условиях подобрать очень трудно, неосознанной целью группы становится заполнение организационного вакуума.
Если организационный вакуум не может быть заполнен на основе общей деловой цели, как это происходит в коллективе [100], то единственным основанием для создания структуры группы оказываются симпатии и антипатии, высказанные участниками группы друг другу. Показано, что высказанная симпатия является наиболее мощным фактором, детерминирующим межперсональную аттракцию (привлекательность) в ситуации поверхностного знакомства [182]. Привлекательность, в свою очередь, ведет к образованию коалиций, конфронтации и выплескиванию процесса общения за пределы специально организованного общения.



Содержание раздела