Масса покоя равна нулю


Либо даже "научно" опровергают саму возможность ее реализации. И тогда изобретатели ставят их перед свершившимся фактом! Когда в 1875 году А.Белл пришел к идее телефона, в электротехнике того времени не было даже намеков на такую возможность.

Дж.Беднорц и К.Мюллер в 1986 году открыли "теплые" сверхпроводники вопреки всем отрицательным прогнозам, даваемым существующими теориям сверхпроводимости.

Масса покоя равна нулю


Однажды наступает такой момент, когда заветная Цель достигнута и даже, допустим, без особых препятствий получает признание. Тогда-то и начинается новый и очень трудный этап в жизни творческой личности. Человек, длительное время работавший на пределе сил и втянувшийся в такой режим работы, вдруг оказывается как бы в пустоте, наедине с самим собой, в поисках ответа на нелегкий вопрос: "Что делать дальше?"
Достижение Цели нередко приводит к депрессии. Психологи даже назвали возникающее при этом душевное состояние "синдромом Мартина Идена" - по имени главного героя замечательного романа Дж.Лондона, оказавшегося в подобной ситуации.
С другой стороны, как отмечал Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию", самая страшная ошибка, которую может совершить в этой ситуации творческая личность, - "увязнуть в побочных результатах собственного успеха." Как показали в "Жизненной стратегии творческой личности" Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин, прекращение работы над творческой Целью, по любой причине и независимо от результатов, равносильно творческой "смерти". Масса покоя творчества равна нулю! В чем же выход?
Ответ очевиден. Уже на заключительных этапах работы над Целью (или еще раньше) надо ставить перед собой новую творческую Цель. Но как и какую?
Попытаемся найти ответы на эти вопросы, поскольку это не только расширит возможные перспективы творческой работы, но и может дать дополнительную полезную информацию к проблеме правильного выбора первой творческой Цели.
Анализ биографий творческих личностей показывает, что за свою жизнь они осуществляют обычно один или несколько переходов к новым творческим Целям. А наиболее выдающиеся - до десяти и более! Таким образом в течение жизни у творческой личности складывается система творческих Целей. Примеры подобных систем приведены в приложении 1.
Основываясь на рассмотренных ранее этапах творчества, представим теперь полную систему возможных творческих Целей, охватывающую весь диапазон творчества в науке и технике. I этап
Цель 1-1: выдвижение и обоснование идеи существования нового явления природы, или по-новому объясняющей уже известные.
Например, в первой половине XIX века М.Фарадей высказал смелую гипотезу о существовании электромагнитных волн.
Цель 1-2: выдвижение и обоснование идеи нового способа, технической системы (новой главной полезной функции), которая в будущем может привести к реализации принципиально новых возможностей человека, либо идеи, способной существенно улучшить выполнение главной полезной функции уже известных способов и технических систем.
Например, в 1842 году один из изобретателей телеграфа С.Морзе высказал идею возможности беспроволочной связи и даже попытался реализовать ее (неудачно), используя свойство проводимости воды. II этап
Цель 2-1: открытие нового, неизвестного ранее факта, явления природы.
Например, в 1831 году М.Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, сыгравшее впоследствии важную роль в изобретении радио. В 1888 году Г.Герц экспериментально открыл электромагнитные волны, предсказанные теорией Максвелла.
Цель 2-2: установление новой закономерности, неизвестного ранее закона природы.
Например, в 1833 году Э.Х.Ленц, опираясь на открытие Фарадея, сформулировал закон электромагнитной индукции.
Цель 2-3: разработка новой научной теории, обобщающей более или менее широкий круг ранее известных фактов, по-новому объясняющей их, и способной предсказать существование новых, еще неизвестных фактов и явлений.
Например, в 1865 году Дж.Максвелл разработал электромагнитную теорию, обобщавшую результаты, полученные предшественниками - Г.Эрстедом, А.Ампером, Э.Х.Ленцем, М.Фарадеем и многими другими. Теория предсказывала существование электромагнитных волн и описывала их гипотетические свойства.
Цель 2-4: научное обоснование возможности создания новой технической системы (способа) или существенного улучшения уже известной.


Например, в 1896 году А.С.Попов, после проведения опытов Герца, пришел к выводу о возможности использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние. III этап
Цель 3-1: изобретение новой технической системы (способа), позволяющей реализовать принципиально новую главную полезную функцию.
Например, 7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества А.С.Попов продемонстрировал устойчивый прием электромагнитных волн с помощью своего изобретения.
Цель 3-2: изобретение усовершенствованной технической системы (способа), позволяющей существенно улучшить выполнение уже известной главной полезной функции.
Например, уже через несколько лет после появления радио американский изобретатель Р.Фессенден изобрел гетеродинный способ преобразования радиосигнала в приемнике, позволяющий существенно улучшить прием. IV этап
Цель 4-1: создание пригодной для практического использования новой технической системы (способа), реализующей принципиально новую главную полезную функцию.
Например, 24 марта 1896 года А.С.Попов осуществил передачу и прием первой в мире радиограммы: "Генрих Герц". Летом того же года итальянский изобретатель Г.Маркони независимо создал аналогичную приемо-передающую аппаратуру.
Цель 4-2: создание пригодной для практического использования усовершенствованной технической системы (способа), существенно лучше выполняющей уже известную главную полезную функцию.
Например, в 1906 году Ли де Форест изобрел вакуумный триод и на его основе создал первый в мире ламповый радиоприемник. В 1913 году А.Мейснер построил первый ламповый радиопередатчик. Внедрение этих изобретений позволило неограниченно увеличить дальность радиоприема.
* * * Задача N34:
Рассмотрите системы творческих Целей, приведенные в приложении 1. Проследите:


    а) к какому этапу творчества и какому виду относятся содержащиеся в них Цели;
    б) в каких случаях переход к новой Цели сопровождался переходом на другой этап творчества, в каких - нет;
    в) в каких случаях переход к новой Цели требовал смены главного вектора ТП, в каких не требовал. Попытайтесь ответить: преемственны ли по отношению друг к другу Цели в каждой отдельной системе, является ли смена главного вектора ТП нарушением преемственности в выборе новой Цели? Обоснуйте ответ в каждом случае.

    Волны творчества


    Исходя из условий развития науки и техники (преемственность и взаимовлияние), на 41 показаны разрешенные переходы между различными этапами творчества при выборе новой творческой Цели. Стрелки 1, 2, 3, 7 показывают возможные переходы от Целей первого этапа к Целям четвертого (идея - теоретическое обоснование - техническая разработка - практическая реализация). Мы уже рассматривали примеры таких переходов (космонавтика и радио).

    41. Разрешенные переходы между этапами творчества при выборе новой творческой цели
    Исходя из тех же условий, существуют обратные переходы от четвертого этапа к первому (на рисунке показаны стрелками 4, 5, 6, 8, 9, 10). Например, радио привело к возникновению новых видов техники и наук, например, телевидения, радиолокации, электроники, радиоастрономии и т.д. Возникли новые идеи первого этапа, например, идея-прогноз о возможности установления радиоконтакта с внеземными цивилизациями, высказанная в 1960 году американскими физиками Коккони и Моррисоном, научно-фантастическая идея Великого Кольца, высказанная в 1957 году И.А.Ефремовым ("Туманность Андромеды").
    Возможны также переходы к новой Цели в пределах каждого из этапов, как между различными видами Целей (например, Цель 3-2 - Цель 3-1), так и в пределах одного и того же вида (например, Цель 3-2 - Цель 3-2). На А такие переходы показаны горизонтальными стрелками. Так, продвижение только на I этапе характерно для писателя-фантаста, на II этапе - для исследователя, на III этапе - для изобретателя, на IV этапе - для инженера-изобретателя.
    Принципиальный запрет существует только на два вида переходов - на прямые переходы от Целей первого и второго этапов к Целям четвертого, минуя Цели третьего, например, от Цели 1-2 или Цели 2-4 сразу к Цели 4-1 (грубое нарушение условия преемственности).
    Примеры различных переходов как между этапами творчества, так и внутри них, содержатся в приложении 1.
    * * *
    Если рассмотреть процесс развития системы творческих Целей во времени (по основному маршруту 1-2-3-4-5-6), то схему на 41 можно развернуть в виде волны.
    На 42 представлена модель "Волна творчества", отражающая этот волнообразный процесс эволюции творческих Целей. Волны 1 и 2 показывают смену творческих Целей для двух условных областей науки или техники по мере их развития. Нисходящие участки волн соответствуют переходам от первого этапа к четвертому.

    Восходящие участки - обратному процессу.



    Содержание раздела