Зацепки


       Аналогично, когда вы в следующий раз будете с кем-нибудь разговаривать, обращайте самое пристальное внимание буквально на все. Самая распространенная причина того, что мы забываем, о чем нам говорили, заключается в том, что мы на самом деле не слушаем. Либо наши мысли где-то витают, либо мы сосредоточиваемся только на том, что хотим сказать сами.

Быть хорошим слушателем  - значит сосредоточить все свое внимание на том, что говорит собеседник. Помните высказывание: “Самая лучшая беседа та, во время которой вы сосредоточиваетесь на смысле разговора, а не на словах”.
       Запоминание имени человека требует тех же навыков, что и запоминание того, куда вы положили тот или иной предмет, или запоминание сказанного. Если вы встретили человека, имя которого хотите запомнить, обратите на этого человека самое пристальное внимание, воспринимайте его всеми органами чувств. Прислушайтесь к звуку его имени. Звучит ли оно твердо, как Дик или Грег? Или мягко и нежно, как Мишель?

Может быть, оно длинное и растянутое, как Дженнифер? Или короткое и компактное  - Тим? Когда вы впервые произносите имя человека, говоря: ”Привет, Фрэнк!” или “Тебя зовут Корнелл?”, прочувствуйте на языке звук этого имени.
       Спросите себя, подходит ли имя его обладателю? Чтобы решить этот вопрос, приглядитесь к человеку. Производит ли он (она) впечатление сильного и крепкого человека, а быть может, напротив,  - слабого и хрупкого?

Жесткого или мягкого? Какое у этого человека телосложение? Какие у него волосы, глаза, кожа? Прислушайтесь к звукам его голоса так же, как к его имени.

Когда вы пожимаете друг другу руки, прочувствуйте его рукопожатие, фактуру ладони.
       Обратите внимание на запах духов или лосьона.
       Установите связь между собственным восприятием человека и звучанием его имени. Не кажется ли вам, что Тим  - это высокий и лысый мужчина с мягким, лирическим голосом и твердым рукопожатием, а Крис  - это низенькая черноволосая женщина с круглым лицом?
СОВЕТ.
Если вы хотите запомнить кого-то, обратите на него внимание.
Зацепки - Этой ужасной минуты я не забуду никогда в жизни,  - сказал Король.
- Забудешь,  - заметила Королева,  - если не запишешь в записную книжку.
Льюис Кэрролл, математик и писатель
       Можете ли вы вспомнить буквы, которые видели несколько страниц назад? Если вы пытались запомнить буквы механически, то сейчас скорее всего вы их уже не вспомните. Однако если вы попытались найти зацепку, шаблон, значение, постарались произнести буквы вслух, то, возможно, сообразили, что эту последовательность можно закодировать какой-нибудь фразой, например: “Паяц в цирке веселит зрителей смешными историями”.

В этом случае для вас не составит труда вспомнить буквы.
       В 1968 году психолог Александр Лурия исследовал удивительную память одного русского журналиста, фигурировавшего в его записках как “С.”. С помощью воображения и ассоциаций С. мог легко запоминать длиннейшие списки имен и чисел. Для того чтобы запомнить, например, список продуктов, он представлял, что идет по улице Горького и помещает каждый продукт из списка в определенное место на пути. Яйца он мог положить под фонарем, бутылку молока  - в фонтане, 300 граммов масла  - на дереве. Когда ему надо было вспомнить список, он как бы медленно шел по улице, осматривался и подбирал предметы, которые видел.

Он совершал ошибки только тогда, когда умудрялся положить что-либо в трудноразличимое место  - яйца на фоне белой стены или конфеты в тени дома.
       Эта техника запоминания имеет название “лоци”, она использовалась еще ораторами Древней Греции. Следуя данной методике, необходимо тщательно, вплоть до мелочей, запомнить окружение. Это может быть ваша улица, дорога на работу, кухня, спальня.

Затем вы помещаете тот объект, который хотите запомнить, в определенное место. Если вам нужно запомнить список продуктов, включающий молоко, яйца, мясо, артишоки, то вы можете мысленно разложить эти предметы по одному  - пакет молока в кровать, коробку яиц на шкаф, артишоки у телефона и так далее. Пусть эти предметы будут большими и заметными.

Чем более нелепо выглядит картина, тем лучше вы ее запомните.
       Подобным же образом можно запомнить ряд отвлеченных понятий. Допустим, вам предстоит произнести речь на презентации. Переведите абстрактные идеи в зрительные образы.

Если нужно поговорить о прибыли, представьте ее в виде графика. Если речь идет о распространении продукции, вообразите себе грузовик или паровоз. Для обсуждения стиля руководства подойдет изображение менеджера, стоящего вверх ногами.

Когда вы планируете свое выступление, организуйте эти зрительные образы последовательно  - например, график, нарисованный на кузове грузовика, который ведет директор, стоящий на голове. Когда вам понадобится восстановить в памяти последовательность идей, вызовите перед своим мысленным взором эту картину.
Упражнения для памяти Можете вы вспомнить

  • О чем вы думали пять минут назад?
  • О чем вы думали час назад?
  • О чем вы думали вчера в это же самое время?
  • Что вы ели на завтрак последние три дня?
  • Что вы надевали в прошлое воскресенье?

Прокручивание событий

  • Какие ваши самые ранние воспоминания?
  • Какие ваши самые живые воспоминания?
  • Какие ваши самые мрачные воспоминания?
  • О чем у вас сохранилась добрая память?
  • О чем у вас остались плохие воспоминания?

Кратковременное внимание
       Сядьте напротив другого человека, выберите наугад любую фразу из книги и прочитайте про себя. Посмотрите в глаза партнеру и точно произнесите эту фразу вслух. Ваш партнер должен повторить то, что вы сказали. Если он ошибется, повторите фразу снова. Когда ваш партнер повторит предложение правильно, переходите к следующему.

Начинайте с коротких фраз, постепенно переходя к более длинным и трудным. Затем поменяйтесь ролями.
Картина
       В следующий раз, когда будете обедать в ресторане, постарайтесь сделать в уме моментальный снимок места. Установите воображаемую связь между различными предметами, которые находятся на столе. Например, представьте, как солонка падает в тарелку, тарелка начинает вертеться, вилки и ножи ударяются о стакан, который толкает вазу, ваза падает на стол, цветы приземляются в кувшин с водой, который, в свою очередь...
Отражение прошлого
       Вспомните нечто такое, о чем вы однажды решили никогда не забывать.
Зрительная память
       Посмотрите в течение минуты на эти рисунки, а затем постарайтесь по памяти нарисовать их как можно точнее.


Ваш день  - взгляд со стороны
       Отходя ко сну, мысленно просмотрите события дня. Вспомните, что произошло с вами с того момента, когда вы проснулись. Поглядите на события своей жизни так, как если бы они были сняты скрытой камерой.
Ваш день  - взгляд изнутри
       Отходя ко сну, мысленно просмотрите события дня. Но вместо того, чтобы представить события так, как если бы они были сняты скрытой камерой, смотрите на них своими собственными глазами.
Ваш день  - сенсорная память
       Отходя ко сну, мысленно прослушайте все, что вы услышали в течение дня. Затем проделайте то же самое с запахами, вкусовыми и другими разнообразными ощущениями, которые вы пережили в течение дня.
Воспоминание о воспоминании
       Проведите несколько минут, изучая свой башмак. Обратите внимание на то, что, когда делаете это, у вас формируется некое воспоминание. Через десять минут вызовите воспоминание о том, как вы изучали башмак.

Ну и как это теперь воспринимается? Есть ли разница в ощущениях? Еще через пять минут вызовите воспоминание о том, как вы изучали свой башмак. А теперь что изменилось?

Вызовите воспоминание о том, как вы пять минут назад вспоминали, как изучали свой башмак.
Память как средство воспитания силы воли
       Выберите некоторое простое действие, например завязывание шнурков или почесывание носа, и твердо решите, что это действие вы должны выполнить сегодня в строго определенное время. Допустим, в шесть часов вечера вы должны протереть свои очки. Что может заставить вас забыть о своем решении?
Опорные слова
       Запомните список опорных слов:

  • Один  - сладкая булочка с изюмом.
  • Шесть  - барабанные палочки.
  • Два  - ботинок.
  • Семь  - небо.
  • Три  - дерево.
  • Восемь  - ворота.
  • Четыре  - дверь.
  • Девять  - веревка.
  • Пять  - улей.
  • Десять  - курица.

       Используя этот список, можно довольно легко запомнить любые десять предметов. Допустим, вам нужно купить десять перечисленных ниже предметов для мастерской. Мысленно воткните отвертку в булочку с изюмом, молоток в ботинок и так далее, связав каждый предмет со словом из списка опорных слов.

А затем вспомните список инструментов, вызывая в памяти опорные слова. Завтра за обедом попробуйте проделать это.

  • молоток
  • гвозди
  • отвертка
  • шайбы
  • пила
  • провод
  • уровень
  • лампочки
  • нож для шпаклевания
  • сверло

       Когда в следующий раз вам нужно будет идти в магазин за покупками, используйте этот метод для экономии бумаги.
Настоящее время Можете ли вы вспомнить, каковы были ваши воспоминания в прошлый вторник?
Людвиг Витгенштейн, философ
       Память дает нам ощущение непрерывности, ориентации в собственной жизни.



Содержание  Назад  Вперед