Усовершенствуйте свою память


Если бы я рассказал вам историю о школьнике, который еле тянул на "троечку", бросил школу в шестнадцать лет, мнение о котором у учителей было самое что ни на есть низкое, который, однако, со временем стал чемпионом мира по использованию резервов памяти, вы бы, наверное, сказали, что это выдумки и больше ничего. Однако это правда. Этот "непутевый парнишка" я сам!
Бросив школу, я много путешествовал, работал в разных местах, и однажды увидел по телевизору, как человек по имени Крейтон Карвелло проделал фокус, а именно: ему удалось запомнить произвольный порядок расположения карт менее чем за три минуты. Мне это показалось чудом, тем более что делал он это явно без подвоха. Крейтон на самом деле запоминал всю колоду карт за столь потрясающе короткий промежуток времени.
Мне подумалось: "У меня мозг такой же, как и у него. Если он в состоянии проделать такой трюк, должен быть метод, с помощью которого я также смогу этого добиться". Я принялся работать над собой.
После нескольких месяцев тренировки я достиг своей цели: три минуты. Раздумывая над тем, к каким еще высотам приведет меня мой все увеличивающийся "бицепс памяти", я прослышал про первые чемпионаты мира по использованию резервов памяти, организованные автором данной книги Тони Бьюзеном в 1991 г. Я выдвинул свою кандидатуру на участие и после весьма упорной борьбы был признан первым чемпионом мира в данном виде спорта.
Основные принципы, использованные мной на пути к мировому чемпионству, вы найдете в книге Тони Бьюзена. Если вы затем примените эти методики к "матрицам знания", столь живо описанным здесь же, то сможете глубоко проникнуть как в тайны собственной памяти, так и в миры нового знания, причем одновременно, что даст вам преимущества, которые я сам обрел путем тренировок и применения выработанных для себя принципов на практике: большую уверенность в себе, возросшее владение собственным воображением, повышенный творческий потенциал, значительно улучшенные возможности восприятия нового и, конечно, разительно более высокий коэффициент интеллектуального развития (IQ)!
Для меня высокая честь рекомендовать читателю настоящую книгу, истинный источник просвещения, автор которой к тому же столь именит. Помимо того, что ему принадлежит мировой рекорд "творческого IQ", Тони является автором более двадцати бестселлеров, посвященных вопросам деятельности мозга и более эффективного обучения. Он учредил Фонд мозга, являлся соучредителем Олимпиады интеллекта а также создателем ныне широко известных "интеллект-карт" Журнал "Форбз Мэгэзин" включил его в пятерку ведущих лекторов мира наряду с Михаилом Горбачевым, Генри Киссинждером и Маргарет Тэтчер.

На мой взгляд, Тони обладает истинным даром преподносить другим свои идеи как в устной. так и в письменной форме.
Поздравляю вас с началом путешествия, которое в итоге я в этом совершенно уверен коренным образом изменит вашу жизнь!
Доминик О'Брайен
Предисловие
д-р Сьюзен Уайтинг, гроссмейстер памяти (первая и непобежденная чемпионка мира по использованию резервов памяти)
Все те, кто серьезно заинтересован в улучшении своей памяти (а такую заинтересованность, на мой взгляд, следует проявить всем без исключения), должны взять в качестве учебника данную книгу "Усовершенствуйте свою память".
Впервые я обратила на нее внимание несколько лет назад, после того как оставила многообещающую профессиональную карьеру ради своей тогда еще молодой семьи. Как и многие люди в подобной ситуации, я испытывала потребность в дополнительной стимуляции своего мышления. Кроме того, меня, честно говоря, всегда интересовали способы улучшения собственной памяти, особенно когда дело касалось подготовки к экзаменам и вообще запоминания немалого объема информации, которое требуется нам порой даже в повседневной жизни.
К моей великой радости, меня познакомили с работами Тони Бьюзена, и мне довелось прочесть первое издание его книги "Усовершенствуйте свою память". То, о чем рассказывалось в книге, стало для меня полной неожиданностью. Я и представить себе не могла, что запоминание информации может быть столь увлекательным занятием! Согласитесь, подготовка к экзаменам почти всегда скучное дело, даже, позволю себе сказать, постылое.



Для меня же неожиданно эффективное запоминание стало не просто возможным, но и приносящим удовольствие, так что со временем работа над совершенствованием своей памяти превратилась в настоящее хобби.
Результаты использования мною приемов запоминания, с которыми меня познакомил Тони, были самыми плодотворными, во всяком случае речь никогда не шла о запоминании ради самого "процесса". К примеру, сохранив в памяти имена композиторов и отдельные факты из их биографии, я теперь лучше представляю себе жизнь в те времена, когда они творили. Мое сознание в данной области обрело в определенной мере новое качество, в результате музыка по-новому действует на меня.

Имея "зацепку" в мозгу в отношении каждого запомненного мной композитора, я теперь с легкостью могу добавлять все новые порции информации.
Когда я получала свое образование, от меня не требовалось знаний о живописи и художниках, однако зафиксировав их в своей памяти и вместе с тем расширив свой кругозор, я могу уверенно сказать, что это принесло свои плоды. Прежде всего, само то, что я познавала нечто совершенно новое для себя, приносило радость, когда же я посетила Национальную галерею, вы можете себе представить, с каким восторгом, переходя из зала в зала, я узнавала картины, которые до этого уже запомнила. Я рассказывала своим детям всевозможные подробности из жизни конкретных художников и стиля, в котором они творили, что само по себе приносило огромное удовлетворение, не говоря уже о том, что дети прониклись к маме еще большим уважением.
Кульминацией всего этого стала моя победа в 1994 г. на чемпионате мира среди женщин по использованию резервов памяти, а позднее, в 1996 г., мне также достался титул первой женщины-гроссмейстера памяти.
Как я сожалею, что не узнала о системах и приемах запоминания в ранние годы своей жизни, до того как мне пришлось заниматься зубрежкой перед экзаменами! Вы же, читатель, ныне имеете как раз такую возможность. Эта книга научит вас тому, как овладеть знанием и при этом доставлять себе радость, однако должна вас предупредить: от привычки, когда таковая возникнет, отделаться будет непросто! Сьюзен Уайтинг
1.История, которую вы запомните на всю жизнь
Студент сидел в ожидании неизвестного, испуганный, робкий и словно зачарованный. Это было первое в его жизни занятие в университете. Его, как и других студентов группы, предупредили, что профессор Кларк не только лучший выпускник университета по специальности "английский язык и литература" за всю его историю; он также имел привычку смотреть на студентов с высоты своего гения и не упускал случая их "подковырнуть" или "зарубить", используя свой могучий интеллект.

Ко всему этому профессор опаздывал на занятие, усугубляя и без того высокое психологическое напряжение.
Профессор Кларк с невозмутимым видом вошел в аудиторию и окинул пронзительным взором лица студентов.
Вместо того чтобы проследовать за свой стол, как можно было ожидать, он встал перед ним, лицом к аудитории, сцепив руки за спиной, и произнес с заметной иронией в голосе: "Первый курс английского?.. Оглашаю список". И начал выпаливать, как пулемет, фамилии настороженно притихших студентов:
"Абрамсон?" "Есть"
"Адамс?" "Есть"
"Барлоу?" "Есть"
"Буш?" "Есть"
"Бьюзен?" "Есть"
Дойдя до очередной фамилии, он выкрикнул: "Картланд?" за чем Последовала гробовая тишина. Посуровев, профессор, как некогда великий инквизитор, стал медленно обводить испепеляющим взглядом лица студентов, словно ожидая, пока кто-нибудь не "признается" в том, что носит названную фамилию. Не получив ответа, он сделал глубокий вдох и начал произносить со скоростью, вдвое превышающей нормальный темп речи: "Джереми Картланд, 2761 Вест-Терд-Авеню, домашний телефон 794 6231; дата рождения: 25 сентября 1941 года; мать: Джейн, отец: Гордон;... Картланд!". Нет ответа!

Тишина становилась невыносимой, пока, наконец, профессор выбрав нужный момент, не объявил, как будто ставя точку "Отсутствует!".
В таком же духе профессор продолжал оглашать список, ни разу не запнувшись. Когда студент, фамилию которого он на звал, оказывался отсутствующим, профессор проделывал ту же процедуру, что и в самый первый раз с Картландом, то есть выдавал исчерпывающие сведения об отсутствующем, хотя всем было ясно, что он не мог знать, в этот первый день занятий, кто будет присутствовать, а кто нет; и все это несмотря на то, что он, скорее всего, никогда никого из названных им студентов до этого и в глаза не видел. По мере того как профессор Кларк все далее следовал по списку, всем стало вполне очевидным, что он знал и просто потрясающе помнил наизусть, во всех мельчайших подробностях, биографическую информацию о каждом из присутствующих.
Когда список закончился и он выкрикнул последнее имя: "Зиготски?" на что получил ответ: "Есть!" профессор окинул присутствующих взглядом с явной толикой насмешки и иронически улыбаясь: "Выходит, Картланд, Чэпмен, Харкстоун, Хьюс, Лаксмор, Мире и Тови отсутствуют!".



Содержание раздела