Гипноз - биологическая обратная связь


ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про- верить нельзя утверждение.

ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения 5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все, то можно исполнить слова, означающие приченение. УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред-

ложения -переход -предложение, которые трудно проверить. За- тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс

дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере- ходов и понаблюдать реакцию.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство- вать, видеть и слышать обратную связь, особенно зрение.

АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз про- цесс усиления, а не внушения, не способ управления. ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс-

твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре). -раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на

часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и закрываются" объясняется аналогично). Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе измененном (трансе).

ГИПНОЗ биологическая обратная связь, с помощью которой можно предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать   5 - естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди делают все время. В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос-

ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов. ПРИЗНАКИ ТРАНСА: -в нормальном состоянии симетрия лица, затем усиливается асимет- рия, в трансе лицо расслаблено и симметрично. -дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии - верхнее, грудное дыхание: в трансе глубже, в области желудка; у кинестетика в норме медленное дыхоние животом, в трансе совер- шенно другая форма. -кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление).

-глаза могут быть и закрыты и открыты. -изменяется форма нижней губы. -расширяются зрачки. -возможно колебание тела. То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

РЕЗЮМЕ: а) Транс усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию. б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен- ное состояние.

Особенно дыхание,а также вербализация того, что уже присутствует. в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить

в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами. г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия -необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

кожи, изменение формы дыхания. 2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы. Чем больше способов тем больше "гипнабельных" людей. Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием.

От всех остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует,

выбирайте что угодно другое. Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1. Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее- ся: затем 3+2; 2+3; 1+4.

При этом лучше поддающиеся выбирать во внешнем мире, а неподдающиеся внутри человека. ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.

-И вы вспомните одну приятную историю. -И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми- нать. -Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу. -Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",

"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п. Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.   6 - Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по- нимаются подсознанием. Разделение сознания и подсознания вербально.

После подстройки ведение. ИНКОРПОРАЦИЯ вербализация того, что пациент уже делает, включе- ние действия в описании. Генерализация "уют","спокойствие" у каждого свое понемание, но общая направленность.

В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита- цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает подсознание, даже если выбор ложный.

В любом случае, если человек подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна- тиву. Знаки обращения, движение назад признаков транса. Угадать переживания трудно.

Легче предлагать пациенту создавать переживания ("уют","спокойствие" расслабление + генерализация). Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор-

ные описания предложить пациенту процедуру общего характера, ко- торое он может исполнить самостоятельно. Постепенное использование переходов, соединений.

Три вида соединений: -"Х и У" простейшее. -более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего голоса, вам становится уютнее").

-самый обязательный "Х вызывает У" (применение слов "влечет за собой", "причиняет", "вызывает" "поднятие рук вызывает у вас при- ятные воспоминания").

Соединение очень сильное средство. Несловесная подстройка и ведение. Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом. Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения.

Вна- чале подстройка, затем ведение. Пациент либо осознает их, либо

его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент следовал за нами.

Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать. Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль).

Пре- дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис-

Тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем-

му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса.

Эти приемы нужно тщательно отработать. Перекрывающие системы представлений. Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль).

Пре- дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис- Тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии.

Т.е. зная систем- му представлений в нормальном ие и   7 - т.п.) В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото-

рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой. ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х подстройка, а У ведение. (Пример: "Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения продолже-

ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети- ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К ?) Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов. Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты

поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию. Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес- ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство, это бывает даже на пляже". и т.п.)

В начале наведения выяснить, является ли предлагаемая ситуация успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?" Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья, это будет плохая ситуация для успокоения).

ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Простейшее наведение спросить у пациента, находился ли он когда -нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность событий.

При необходимости задавать уточняющие вопросы для более подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо- рацию команд.

ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА: Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса.

Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель- ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь, прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс, ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.).

Монотонное повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо вызвать. МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС разные состояния.

Естественно возникающие состояния можно использовать в начале приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и т.п.



Содержание  Назад  Вперед