Влияние на качество выполнения деятельности


На основе анализа качества деятельности по критерию сниженияповышения количества ошибок в двух исследуемых режимах можно сделать о том, что у типов, условно названных нами "скоростными" (1-й, 2-й), тенденция к снижению качества работы растет в условиях временного дефицита. Для деятельности в режиме оптимальной временной заданности свойственно постепенное улучшение качества деятельности. Из этого следует, что ускорение деятельности не всегда адекватно, т. е. оно не всегда обеспечивает качество работы.

Подлинным ускорением может считаться только обеспечивающее сохранение качества.
Стойкая тенденция к постепенному снижению качества деятельности прослеживается в обоих режимах деятельности у испытуемых 3 и 4 типов.
Для большей части испытуемых (80%) 5-го типа свойственна поразительная константность качества выполнения деятельности в исследуемых режимах деятельности.
Следует отметить, что у выше описанных типов (3-й, 4-й, 5-й) наблюдается однотипность деятельности как в условиях временного
дефицита, так и в режиме оптимальной временной заданности. Это позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых данных типов существует постоянный, не меняющийся в различных временных режимах способ действия (стратегия поведения). Временной режим для этих испытуемых не оказывает существенного влияния на способ (скорость, качество) выполнения действия.
Для деятельности испытуемых 6 и 7 типов в режиме дефицита времени свойственна неоптимальность: допускаются ошибки, совершаются лишние движения курсором, чего не наблюдается в условиях оптимальной временной заданности. На основе этих данных можно рекомендовать испытуемым этих типов реже работать в условиях временного дефицита, т. к. в этом времени им трудно добиться больших успехов; им понадобится гораздо больше усилий, чем при выполнении той же работы в режиме оптимальной временной заданности.
Временной режим оказывает прямое влияние на качество выполнения деятельности, но это влияние различно у разных типов:
у двух типов качество деятельности ухудшается только в дефиците, у двух других в обоих режимах, но существует тип, которому свойственна константность качества деятельности в обоих режимах:
можно предполагать, что это и есть так называемый "оптимальный" тип из типологии Л. Ю. Кублицкине, для которого оптимальны были все пять режимов.
Индивидуальные особенности восприятия времени достаточно определенно обнаруживаются и проявляются в стойких тенденциях к переоценке или недооценке времени. В свою очередь, склонность к недооцениванию и недоотмериванию длительности интервалов при восприятии времени оказывает влияние на скорость выполнения практической деятельности, стимулирует ее увеличение. Таким образом, выявляется, что не только переживание, но и восприятие времени (по определенным параметрам) регулирует деятельность (в данном случае в направлении ее ускорения), что является новым моментом в интерпретации взаимосвязи восприятия времени и деятельности.

Можно сделать вывод, что ускорение в ряде случаев вызвано неадекватным восприятием времени и превращается в торопливость, ведущую к ошибкам. Но иногда ускорение может быть вызвано неспособностью распределить напряжение равномерно на всем протяжении деятельности, т. е. найти нужный темп деятельности.
У некоторых типов выявились зависимости между скоростью и предпочитаемыми временными ценностями.
1. Лица, действующие со скоростью выше среднего арифметического по выборке (1-й, 2-й, частично 8-й типы) в иерархии временных ценностей на первое место в основном (85%) ставят такое качество, как "дисциплинированность" умение выполнять работу к сроку.
2. Испытуемые, чья деятельность определяется невысокой скоростью (ниже среднего) и постоянно возрастающим темпом (3-й тип), на первое место в основном (75%) ставят такое качество, как "рационализм" умение найти нужный темп действий.
3. Интересная зависимость была выделена нами при сопоставлении тревожности личности и временных ценностей. Оказалось, что из 10 испытуемых, имеющих низкий уровень личностной тревожности, 6 на первое место в иерархии ценностей поставили такое качество, как "планомерность" умение действовать по четкому, неизменяемому плану, 4 "исполнительность" умение хорошо работать в кем-то предложенном темпе. Для этих лиц свойственны временные ценности, отражающие внутреннюю пассивность.



Качества, проявляющиеся в самостоятельности, творчестве личности, в иерархической системе этих испытуемых не доминируют.
Иными словами, высокоскоростной тип на первое место ставит "дисциплинированность", т. е. умение выполнять работу к сроку, а тип со средней скоростью, но возрастающим темпом ставит на первое место "рационализм" как умение найти нужный темп деятельности. Эти зависимости свидетельствуют о связи сознания и способа осуществления деятельности у некоторых типов.
При анализе личностной и ситуативной тревожности были обнаружены две закономерности, которые заключались в том, что, во-первых, типы, имеющие тенденцию к скоростным способам деятельности (1-й, 2-й, 3-й), в основном сильно тревожные люди (высокий уровень личностной и ситуативной тревожности у большинства испытуемых данного типа). Во-вторых, испытуемые с низким уровнем личностной тревожности и средним ситуативной, составляют типы, для которых характерна невысокая скорость работы (5-й, 4-й, 6-й, частично 7-й). Отсюда следует, что невысокий уровень тревожности стимулирует регуляцию, направленную на ускорение деятельности.
Были получены данные, конкретизирующие параметр внешней и внутренней детерминации времени: лица с низким уровнем тревожности поставили на первое место ценность "планомерности" деятельности, а другие "исполнительность" как способность действовать в извне предложенном темпе. Другими словами, для лиц, которые предпочитают ценности, отражающие внутреннюю пассивность, характерна низкая тревожность. Следовательно, можно предположить-, что высокая тревожность, а вместе с ней и рефлексия, связаны с внутренней детерминацией времени. Однако ускорение темпа к концу деятельности у одних лиц может быть связано с внешней, у других с внутренней детерминацией времени.

Для одних ускорение связано с мыслью, что время истекает, для Других что они зарезервировали максимум сил к концу работы.
Четкой взаимосвязи между потребностью в достижениях с изучаемыми временными параметрами (способами практической деятельности, качеством выполняемой работы в различных временных условиях, особенностью восприятия времени, субъективными временными ценностями, адекватностью рефлексии) выявить не удалось. Этот факт отсутствия зависимости между мотивацией и временными особенностями личностной регуляции деятельности, по-видимому, доказательно разрешает вышеприведенное возражение, что мотивация эквивалентна времени деятельности и достаточно изучить первую, чтобы отпала необходимость в исследовании второй. Однако, как будет показано ниже, мы не удовлетворились фактом отсутствия зависимости и обратились в следующем исследовании к более глубокому изучению этой проблемы.
Главным результатом среди множества других оказалась связь между восприятием времени деятельности и рефлексией своего способа деятельности во времени, которая имеет своеобразный полюсный характер. Первый полюс: при полном отсутствии рефлексии отсутствовала точность восприятия времени, при адекватной рефлексии имело место точное восприятие. Это позволяет ответить на вопрос, поставленный теоретически, входит ли восприятие в структуру личностной организации деятельности.

У одних типов, полные характеристики которых мы не приводим, восприятие времени включается в личностный контур организации деятельности, у других нет.
Вторая зависимость заключалась в том, что восприятие времени включалось в контур деятельности у лиц, имеющих высокую личностную тревожность.
Третья зависимость выявлялась у так называемых "скоростных" или "торопливых" типов: они произвольно ускоряли время деятельности, но за счет снижения качества в режиме дефицита, и именно им (и только им) была свойственна рефлексия способа деятельности в настоящем в связи с осознанием времени жизни и профессии. Среди временных ценностей, которые предлагались в опроснике, они выделяли и ставили на первое место "дисциплинированность" как умение выполнить работу к сроку. Это говорит о полном единстве их сознания и деятельности: они торопятся к сроку и на уровне своего сознания, и в реальной деятельности.
Но не для всех типов осознаваемый уровень является реально регуляторным. Это говорит о том, что не всех людей можно готовить к профессиональной деятельности путем показа и объяснений (т. е. когнитивным способом). У ряда типов в роли регулятора деятельности выступают переживания (в данном случае тревожность), тогда как у других она образует блокаду между сознанием и действием.

Сознание становится пассивным, рефлексия неадекватной, когда переживание выступает в такой функции. Выявленная
у некоторых типов связь восприятия и рефлексии своего способа деятельности свидетельствует о хорошем механизме самоконтроля:



Содержание раздела