Решение управленческих задач


2 блок (кластер) включил в себя местоимения 2 лица в име, нительной и падежных формах (Ты и Тебя/Тебе), употребляющиеся по отношению к Другому (г = 0,4; р 0,002).
3 блок (кластер) включил в себя два малых кластера: местоимения 1 лица (Я и Мне/Меня г = 0,6, р 0,001) и местоимения 3 лица (Он/Она и Ему/Его г = 0,6; р 0,001). Коэффициент корреляции между употреблением местоимений Я и Он также высок: г = 0,5; р 0,001.
4 блок (кластер) включал в себя местоимения во множественном лице: Нам и Они/Им (г = 0,6; р 0,001).
5 блок включил в себя местоимение Мы и Имена (г = 0,3;
р 0,06). Однако достоверность корреляции между Мы и Нам/Нами выше при одинаковом г, р 0,03.
Каждый кластер представляет собой независимую характеристику внутренней речи; по сочетанию этих характеристик в мыслях конкретного испытуемого оценивается его текущее психическое состояние; а преобладание одного какого-то состояния ведет к формированию стойкой личностной черты. "Посеешь черту пожнешь характер" гласит известная пословица. Какие же черты характера можно "пожать" в результате развития соответствующих особенностей внутренней речи или какие особенности характера эта речь выражает?
Особенность первая усложнение "Я-концепции" (по 1 кластеру). Употребление в речи местоимения Ты по отношению к самому себе тесно связано с общим уровнем рефлексии человека, развитием внутреннего диалога и степенью его самокритичности. Значительная часть нашей мысленной критики проходит через местоимение Ты (или оно подразумевается) [26].

Появление в мысленной речи обращения на Ты к самому себе также может быть связано с расширением сознания. Например, чтобы личность могла обращаться к своему "Я" на Ты, центр осознания личности на этот момент должен перемещаться в какую-либо другую структуру. Но для того чтобы такое перемещение стало возможным, необходимо, чтобы такие структуры были сформированы.

В ряде направлений психотерапии (психосинтез, НЛП) их называют субличностями, или частями души. В аналитической психологии считается, что существуют глубинные архетипичные структуры (Тень, Двойник, Мудрый Старец, Анима/Анимус, Самость), в которые может переместиться центр осознания личности, чтобы иметь возможность обратиться на Ты к покинутому Эго.
Особенность вторая диалогичность мышления (понимаемая как диалог с Другим). По В. П. Зинченко, существуют две составляющие духовного слоя сознания это "Я" и Другой, т. е. Ты
[57]. И вот эта вторая составляющая и образовала второй кластер. К сожалению, этот безусловно интересный показатель в данном нашем исследовании не сможет проявить себя в полную силу, поскольку, как выяснится далее, не связан с управленческой деятельностью.
Третья особенность Эго (Я). Как известно, ребенок не сразу осознает себя как "Я", и во внешней речи, в разговоре он не сразу называет себя местоимением "Я", сначала он называет себя по имени, так, как к нему обращаются взрослые. При ретроспективном восстановлении особенностей своего детского мышления испытуемые используют преимущественно пассивные формы Мне/Меня, а не местоимения "Я" ("Мама поведет меня в гости" вместо "Я и мама пойдем в гости") [26].

Тем не менее и "Я", и падежные формы Мне/Меня представляют одну внутреннюю структуру, однако при этом через конструкцию Меня/Мне выражаются менее осознаваемые характеристики личности: ""Мой", "Мне", "Со мной" есть в некотором смысле "Я", лишь в его потенциальном, еще не осуществленном до конца состоянии" [46]. Заслуживает интереса высокий уровень взаимосвязи между местоимениями 1 и 3 лица, обнаруженный в нашем исследовании. Однако, возможно, это объясняется разной длиной текстов, представленных нашими испытуемыми.

Чем более развернутые предложения пишет испытуемый, тем больше он употребляет в них соответствующих местоимений, отсюда и наличие корреляций. В дальнейшем эта особенность также не проявила себя при решении деловых задач.
Довольно сложно разграничить четвертую и пятую особенности в связи с наличием корреляций между показателями, вошедшими в разные кластеры. И тем не менее мы попробуем это сделать. Обе особенности связаны с тенденциями представлять себя и других частью огромного целого коллектива.


Четвертая особенность растворение в коллективе. В коллективе может растворяться как собственное "Я" (но только в пассивном, ведомом коллективе, в Нас, на которых воздействует внеш. няя сила, а не в Мы), так и Другой (в Они и в Них). При растворении Другого в Они или в Них теряется личная ответственность конкретного Другого за фрустрирующую ситуацию.

Однако такое растворение имеет и положительные аспекты, вероятно, облегчая социализацию индивида, во всяком случае в ситуации выполнения управленческой и организационной деятельности. Как будет показано ниже, показатели этого кластера часто оказываются значимыми для успешного решения управленческих задач.
Пятая особенность способность к объединению своего "Я" со значимым Другим (Именем собственным) в Мы, тоже очень важное свойство для успешного решения управленческих задач, которое, облегчая, с одной стороны, управление группой (что естественно),
с другой, способствует личностным успехам в планировании И осуществлении сложной организационной деятельности.
РЕШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ другой аспект нашей работы.
Мы объединили ряд наиболее коррелирующих между собой показателей и в дальнейшем рассматривали их как один показатель. Это было сделано с целью уменьшения количества переменных в соответствии с пожеланиями специалистов по многомерной статистике, что "малоинформативные или дублирующие признаки должны исключаться" [114, с. 338]. Далее рассматриваются следующие переменные: "Я" (местоимения Я), Мы (все местоимения 1 лица множественного числа). Ты к Себе (все местоимения 2 лица, употребленные по отношению к самому себе). Ты к Другому (все местоимения 2 лица, употребленные по отношению к Другому), Он (местоимения Он/Она), Они (все местоимения 3 лица множественного числа).

Имена. В матрицу также вошли количественные показатели решения управленческих и организационных задач. Нас интересовала взаимосвязь каждого показателя, полученного в ситуации реальной деятельности (а задачи Организационного теста были максимально приближены к проблемам, которые приходится решать менеджерам в своей повседневной работе), и переменных, характеризующих особенности внутреннего мира личности.

Результаты представлены в таблице 1 в конце данного раздела.
Показатели мышления: гибкость, нестандартность, системность по Организационному тесту характеризуют особенности интеллектуального процесса решения управленческих задач. Показатели взаимосвязаны, они значительно коррелируют между собой (г = 0,50,7) и, вероятно, являются составляющими единой организационной стратегии. На уровне психических процессов они связаны с одними и теми же характеристиками образной и вербальной сферы. "Гибкость мышления" связана: в образной сфере с представлением объективированных образов будущего (г = 0,3;
р 0,02); представлением удаляющейся линии будущего (г = 0,4;
р 0,002); восходящим характером линии будущего (г = 0,3;
р 0,07); в вербальной сфере с местоимением Мы (г Ес 0,3;
р 0,02), Ты к себе (г = 0,3; р 0,02), Они (г = 0,3; р 0,08), Имена (г = 0,3; р 0,01). "Системность мышления" коррелирует практически в такой же степени с теми же показателями. "Нестандартность мышления", сохраняя эти корреляции (кроме связи с местоимением Они) дополнительно коррелирует с представлением панорамных (ярких, цветных, больших) образов (г = 0,3;
р 0,2), и с расходящейся линией будущего (г == 0,3; р 0,03).
Показатель "Способность к планированию" по стратегии близок к предыдущему, характеризует соответствующее управленческое качество. В образной сфере оно было связано с удаляющейся линией
будущего (г = 0,3; р 0,02), с расхождением линии будущего (г = 0,3; р 0,02), с восходящим характером линии будущего (г == 0,3; р 0,09). В вербальной сфере с местоимением Мы (г = 0,3; р 0,03), Ты к себе (г = 0,3; р 0,008), Именами (г = 0,4;
р 0,005).
Показатель "Способность к управлению группой" характеризовал такое управленческое качество, как умение делегировать полномочия, поручать другим людям выполнение заданий, планировать для них работу. Он представлял собой другую организационную стратегию, заключающуюся в преимущественной организации работы других людей для выполнения своих целей. Он был связан со следующими особенностями интрапсихических процессов. В образной сфере со структурированностью линии будущего (г = 0,4;
р 0,007). В вербальной сфере с местоимением Ты, обращенным к себе (г = 0,3; р 0,02), и с Именами (г = 0,4; р 0,004).
Показатель "Мотивация к достижению" выявлял стремление испытуемого решить управленческую задачу, его настойчивость в поиске правильного решения. Данное управленческое качество, проявляющееся в образной сфере, связано с представлением объективированных образов (г == 0,44; р 0,001), с удаляющейся линией будущего (г = 0,24; р 0,02). В вербальной сфере с местоимением Мы (г = 0,3; р 0,006), Ты, обращенном к себе (г = 0,4; р 0,002), Именами (г = 0,3; р 0,02).



Содержание раздела