Иной смысл и назначение.


е. внутреннюю детерминацию отношения к внешнему объективному времени, а в другом внутреннюю необходимость ставить себя в рамки, которые выражают ориентацию на внешне заданное время. Дифференцировались и углублялись представления об исследуемых качествах организации времени деятельности. Если первона-. чально это был рефлексивный, типичный для данной личности обобщенный образ действия в разных режимах времени, а затем способ реальной деятельности в двух режимах, исследуемый по целому ряду параметров (соотношение скорости и числа ошибок и т. д.), обнаружившихся благодаря вариации заданий деятельности, то еще позднее предметом исследования стала способность планирования деятельности (т. е. не прошлой, не настоящей, а будущей), степень ее связи с самооценкой этой своей способности самой личностью и одновременно способность к совместной деятельности. Когда все эти перечисленные параметры были дополнены еще и телесным компонентом, выявляющим степень физической напряженности при решении темпоральных проблем, то первоначально простая модель личност-
ной организации времени превратилась в интегральную модель этой организации. Она включала, кроме восприятия, и отношение ко времени (единство рефлексии, понятий о времени, образных представлений и неосознаваемых смыслов), а также способность к его планированию и представление о своих способностях. Можно сказать, что были выявлены своеобразные личностные организационные стратегии обращения со временем, опирающиеся на его имплицитные или эксплицитные концепции.
И наконец, на самом последнем этапе удалось перевести временные категории на язык традиционных личностных категорий (предложенных С. Л. Рубинштейном) и тем самым показать имманентную личности темпоральную организацию. Последним фундаментальным поворотом в стратегии исследования явилась своеобразная инверсия его предмета. Если первоначальная модель была не более чем аналогом обычно изучаемых составляющих (например, тех же, что входят в состав установки когнитивный, эмотивный и мотивационный компоненты), т. е. в этом смысле она не была специфична именно для выявления организации времени, а последняя изучалось в своих достаточно изолированно взятых объективированных формах (жизни, деятельности) или субъективных (сознание, переживание, неосознаваемые компоненты), то в самом завершающем исследовании (разумеется, на основе интеграции всего предшествующего) удалось выявить не только то, как личность организует время (имея в виду под организацией и зависящие от нее произвольные и непроизвольные способы организации), а то, какова сама личность в ее темпоральной сущности, каковы ее движущие силы, смысло-движущие ресурсы.

Понятия "личность" и "время" полностью интегрировались так, что оказалось возможным объяснение самого психологического времени в собственно личностных категориях. Мы пришли к результатам, согласно которым движущие силы личности оказываются зависимыми не от самих по себе мотивов и потребностей, и даже не от их уровня и выраженности, а от композиции целого ряда личностных составляющих, в которые включается и способность (возможность), и удовлетворенность (а тем самым эмоциональная движущая или тормозящая сила), и ориентация на успех/неудачу (как позитивное или негативное предвосхищение и "проигрывание" своих действий). Сочетание, способ связи этих составляющих образует источник активности (движения) личности (или причину ее застоя, регрессии, консерватизма).

Мы предполагаем, что понятие "активность личности", которое очень широко употреблялось нами до сих пор, может быть в данном контексте конкретизировано более адекватно звучащим понятием личностной энергии.
Разумеется, все предшествующие исследования также были изучением самой личности как темпоральной системы. Однако
только выход к системообразующей этой организации, т. е. к временному ресурсу; позволил с значительной степенью определенности понять потенциал, движущую силу личности, т. е. ее личностную и жизненную пружину, "энергию". Это понятие не имеет ничего общего с околонаучными энергетическими концепциями. Оно имеет иной смысл и назначение.



Употреблявшееся нами ранее понятие активной личности часто воспринималось как синоним или термин, близкий к социальной активности (хотя в нашей работе "Стратегии жизни" [7] было дано его психологическое определение). В других случаях активность воспринималась как собственно личностная "черта" (активная или пассивная личность). Сближение понятий активности и энергии, во-первых, опирается на раскрытие интегративно-мотивационной особенности личности. Во-вторых, понятие активности раскрывалось нами и другими авторами (А.

В. Петровский, В. А. Петровский) в контексте взаимодействия личности с действительностью. Понятие энергии позволяет раскрыть активность, движущие силы личности не только как субъекта, взаимодействующего с объектом, но как субъекта, включенного в Мир, Вселенную (С. Л. Рубинштейн).
В таком случае и физика, и психология являются науками, раскрывающими онтологические закономерности бытия, имманентно включающего субъекта. Тогда субъект по С. Л. Рубинштейну не противостоит бытию, а включен во Вселенную. И именно на этом самом общем, предельно философском основании может быть снято противоречие между науками и понятиями субъективного и объективного (как физического и социального) времени, спор между физиками и психологами.
Обобщая наши данные в понятиях, сопоставимых с теми, которыми оперирует физика, можно сделать вывод, что свойством "открытости" обладает не только Вселенная, но и ее "атом" личность. Эта открытость заключается в порождении личностного времени, в его расширении, умножении, и возрастании общей энергии Мироздания, в противовес энтропийным тенденциям. Сопоставляя эту мысль с формулой Н. А. Козырева о временном потоке, необходимом для превращения причин в следствия, в рассматриваемом нами масштабе временипространства такой причиной становится личность (по выражению С. Л. Рубинштейна, способ осуществления человеком своей сущности означает "причинение").

Не претендуя на точность описания личностного времени в этих категориях, можно сказать лишь то, что соотношение причин и следствий, во-первых, не линейно (причина и следствие движутся во встречных направлениях), во-вторых, следствие не только воздействует в обратном порядке на причину (что также соответствует линейной модели), а может порождать причины нового порядка и уровня, каковой является личность. На этом уровне появляется
новый тип детерминации ценностная, целевая, которую Г. Ол-порт вообще считал принципиально отличной от причинной. Различие он видел в том, что причинность всегда имеет прошлое и настоящее измерение, а цели личности только будущее.
Далее, как отмечает А. Тимашев,1 вопреки общепринятому мнению об одномерности времени можно допустить многомерность (или по крайней мере еще одно временное измерение). Вывод из этого постулата однозначно совпадает с нашими результатами:
"второе измерение времени отвечает за возможность свободного выбора и обеспечивает многовариантность будущего". Именно этот свободный выбор будущего и свободное отношение ко времени выявились в наших исследованиях. Понять свободу выбора можно, приняв положение, с которого мы начали, что существует не время, а времена.

Эту идею в более глобальной форме высказывает А. П. Левич в своей статье "Время субстанция или реляция" [74]. Одна из наших существенных категорий "своевременность", фактически обозначает оптимальное совпадение разных времен (личностного и социального и т. д.). Но наши исследования позволяют утверждать, что неслучайность такого совпадения определяется личностью.

Ею обеспечивается способность человека менять свою собственную скорость времени в очень широком диапазоне (которую пока считают необъяснимой).
Согласно концепции И. Пригожина, траектории движения необратимы. Это совпадает с мыслью Г. Олпорта о незначительной роли прошлого соотносительно с ролью будущего. Но способность личности воспроизводить прошлое противоречит этому тезису. Очевидно, что обратимостьнеобратимость зависит от характера субстанции, о движении которой идет речь.

Как мы отмечали, прошлое уже не имеет того пространства с его последовательностью, которое было присуще жизни личности, но оно переходит в новом виде в "субстанцию" самой личности (опыт, память). И воспроизводить это прошлое времяпространство личность может в любой последовательности, отвечающей целям и задачам настоящего. Так, опыт фактически также становится ресурсом личности, поскольку отвечает на вопрос "как", который содержит временной потенциал личности, ее приобретенную способность.
Физики отмечают, что для дальнейшего развития представлений о пространстве, времени, материи и движении в понятийном базисе естествознания, по-видимому, не хватает каких-либо новых сущностей, появление которых наиболее вероятно в форме субстанциональных подходов (А. П. Левич). И если, когда мы пятнадцать лет назад начинали наши исследования, парадигмы физики были
' Тимашев Альберт. Об истинной природе времени.



Содержание раздела