А теперь перерыв на притчу


Стоимость новой информации возрастает по экспоненте, и каждый раз все больше стоит, и все большая разница в соотношении "сигнал шум". Огорчает в большинстве случаев именно то, что группы студентов набираются по методу "кто пришел, и ладушки", и разрыв в уровне вопросов буквально от нулевого уровня до мастерских тонкостей в толковании стратегии реальности клиента.
Что в итоге получается? Чем больше ты изучаешь и практикуешь любую тему, тем сложнее тебе учиться. Разлом происходит на уровне трех пяти лет практики, когда уже можно отправляться в свободный полет, встречаясь с коллегами своего класса или более продвинутыми для обучения и обмена опытом.
Самая большая ошибка прекратить практиковать, тогда ты становишься теоретиком. Любой навык это моторика, она требует практики. Для меня практика в гипнозе мои семинары по гипнозу и стресс-менеджементу, плюс консультации.

Получается в год около сотни наведения транса как раз хватает, чтобы навыки улучшались. Если бы я не практиковал гипноз и самогипноз, буквально через пару лет для меня этот навык стал бы чем-то полузабытым.
Если ты не практикуешь изученные навыки, ты всегда будешь нулевого уровня. Развитие подразумевает возрастающую стоимость в получении новых знаний. Думаю, что это наблюдение справедливо для любой профессиональной деятельности.

Даже в соблазнении если ты ушел с головой в семейную жизнь, и через несколько лет вернулся в реальность начинать придется с нуля. Да, навыки вернутся быстрее и веселее, но практика все равно будет нужна.
* * *
Есть в нашей тренерской практике по обучению соблазнения одно наблюдение. Мной любимое, хотя, справедливости ради, замечу, что все мои наблюдения у меня любимые. Начну с иллюстрации.
Однажды я вел в славном городе Челябинске мастерский блок РМЭС. Одна из простых и мной любимых тем умение студентом себя позиционировать в разговоре, чтобы запоминаться и производить хорошее впечатление на собеседников. И вот, на отработке, студенты выходят к доске, и произносят про себя ровно три предложения. Один боец вышел и сказал следующее:
- Меня зовут (…), я чемпион мира по боям без правил. Работаю финансовым директором такого-то предприятия, увлекаюсь сноубордом.
После затянувшейся паузы вместо обратной связи, раздался мой голос: все почувствовали себя обсосами?
Этот боец порвал реально половину города, отжигал так, что перья летели. Для него реально не было ни одного невыполнимого упражнения, семинар, как закономерный результат, окончил с отличием.
Я хочу тут рассказать не про этого бойца, а в целом про класс бойцов. У нас на семинаре достаточно много спортсменов обучается, многие реально являются выдающимися учениками. И процент выдающихся соблазнителей среди спортсменов уровня мастера спорта в соотношении "результат к начальному уровню" сильно выше, чем в целом по статистике.

Это дало мне повод подумать и провести дополнительные наблюдения и умозаключения.
И что получается? Почему они рвут города в клочья, жгут напалмом, достигают отличных результатов и вообще по жизни молодцы?
Ответ простой и лежит, в принципе, на поверхности. Этих ребят годами учили, что хороший результат это результат многолетней работы, и прогресс в достижениях может быть далеко не сразу и даже не в первые полгода. Нужно продолжать работать, тренироваться, делать то, что говорит тренер, и рано или поздно получаешь то, за чем шел.
Обычные парни часто ломаются на первых неделях обучения, иногда быстрее им мешают стереотипы, отсутствие видимого быстрого результата и так далее и тому подобное. Бойца продолжают пыхтеть до седьмого кровавого пота, просто потому, что другого способа достижения выдающегося результата не видят и не знают. У них нет времени париться на тему того, что они ходят в качалку уже месяц, а пресса в восемь кубиков нет.

Даже в два кубика нет. Даже живот остался тот же, и вообще ну нафиг качалку, потом успеется. Когда время будет. Например, в следующий понедельник.

Или чуть позже.
Что совсем смешно среди тренеров нашей команды количество продвинутых спортсменом сильно больше двух третей. Угадаешь, почему?


* * *
А теперь перерыв на притчу.
В одном поселении жил, работал, учил и вообще присутствовал человек необычайных духовных достижений. Просветленный, понимающий людей, дающий хорошие советы, для каждого в любой ситуации находящий именно этому человеку необходимые и полезные слова.
И он постоянно ходил с двумя руками, которые держал в карманах. Когда его спрашивали, зачем все это, он отвечал, что это важнейшая духовная практика в его жизни.
В каждой руке он постоянно сжимал по бумажке с написанным текстом.
На первой было написано:
- Я велик. В своем могуществе я подобен богам. Я создаю новые миры, играю реальностями, просветляю людей, решаю неразрешимые задачи, знаю ответы на все вопросы бытия, познал нирвану, совершенен и просветлен.
На второй написано:
- Я ничтожество в реальности мироздания. Я песчинка на пути ветров реальности, ничто посредине нигде. Я знаю то, что текущий момент и моя жизнь милость природы, и я живу только благодаря странному капризу вселенной.

Мои знания полное ничто перед мудростью вселенной, любой человек знает больше меня и достиг большего в познании мира.
А сжимает он их одновременно потому, что и одно, и второе правда.
Кстати, все твои жизненные проблемы меркнут перед тем, что испытывает кот Шредингера в чайнике Рассела.
* * *
Иногда пользователи социальных сетей меня адски умиляют своими вопросами. По уровню глупости лидирует, наверное, вопрос в стиле "а как ты получил такой рейтинг в контакте?".
Обычно, я отвечаю, что женщины накидывают по одному голосу за каждый оргазм во время секса со мной.
Когда отвечаю правду что подарили начинают задрачивать уточняющими вопросами. Наверное, не понимают, что подарили мне лично. Это совершенно не значит, что люди, которые делают подарки лично мне по разным причинам, готовы одарить всех желающих.
* * *
Так получилось, что за последнее время ко мне обратились больше сотни раз с вопросами, которые можно фундаментально свести к одному: "что я думаю о таком-то тренере"? По большому счету подавляющее большинство моих ответов сводилось к мягкой форме "в первый раз о таком слышу" - у меня это звучит как "я у него не учился, в работе не видел".

Я очень раз тому, что у вас всех есть желание и энергия для обучения. И мне нравится, что вы осознанно подходите к выбору будущих учителей. Именно поэтому я сейчас вам приведу алгоритм оценки тренера именно как тренера, по которому вы можете однозначно для себя решить стоит идти к нему или нет.

Маленькая ремарка: на рынке тренингов существует два понятия "тренер одиночка", и "команда". Это разные структуры, и если методика оценки команды будет отличаться от стандартной оценки тренера, я это укажу.

Наверное, начнем с главного.

1. Тренерское образование

Это реально очень важно. Ты же не пойдешь учиться к стоматологу без диплома, и не будешь доверять свою машину механику без опыта. Да, я знаю несколько случаев ярких талантливых самоучек, но таких в России человек пять, а тренеров на рынке тысячи.

Главное в работе тренера тренерское образование. Дипломы психолога, социолога, педагога это рюшечки. К умению вести тренинги они никакого отношения не имеют.

Именно на тренерских программах будущих тренеров учат понятию групповой динамики, групповых процессов, обучают ведению тренингов и навыкам моментальной трансформации программы под текущую ситуацию. И я как человек, который этих тренерских тренингов прошел штук несколько скажу без этого может быть только слабое подобие профессионализма.

В командах тоже часто тренера обучают до выпуска его на самостоятельную работу может быть, как падавана (стажер, который долгое время работает на второй роли с ведущим тренером), может быть на внутренних семинарах. Падаванить обычно полезно для опыта за три-четыре месяца можно очень многое нахватать, за полгода почти все.

2. Желание к развитию.

Как часто тренер сам проходит тренинги? У кого повышает квалификацию? Чему новому он обучился за последние год-два?

Тут именно интересная такая ситуация, как "тусовка". У тренеров она тоже есть, и именно в тусовке рождаются новые фишки. Есть шанс оценить себя с помощью обратной связи, и вообще развиваться. Если тренер не учится сам, то он не может привить студенту желание учиться.

Как можно научить тому, что сам не делаешь?

Если же тренер прошел пять лет назад один семинар, и потом начал при жизни считать себя великим… Думай сам.



Содержание раздела