Тем временем его бизнес стал приходить в упадок. Это было связано и с субъективными, и с объективными факторами. С одной стороны, он сам отошел от дел, его флирт с работой закончился. С другой стороны, на рынке изменилась конъюнктура, надо было приспосабливаться, менять тактику; но, не флиртуя со своей работой, быть эффективным управленцем невозможно. И чем менее успешным был бизнес Максима, тем с большей настойчивостью он пытался проникнуть в мир непознаваемого.
Казалось, он нашел смысл жизни - ему надлежало познать истину и приобщиться к сонму святых. С точки зрения буддизма, в этом нет ничего богохульного, даже напротив; однако стратегию своего личностного роста Максим избрал прозападную, а никак не восточную: пришел, увидел, победил. Так буддийское просветление днем с огнем не найдешь.
Что же на личном фронте? Женщина, с которой он сошелся во время строительства своего бизнеса, теперь перестала его интересовать. Их дороги разошлись, и хотя Марина (ее звали Мариной) из кожи вон вылезала, чтобы вернуть Максима в прежнюю колею - и личную, и профессиональную, - результативность ее потуг была минимальной. Максим тем временем познакомился с другой девушкой, которая была значительно моложе его и с юношеским простодушием слушала излагаемые им теории. Близость их была очень условной, и хотя они жили как муж и жена, понимание на деле было лишь поверхностным.
Ей было интересно, а он искал единомышленника, соратника, чего эта юная особа, воспитанная в другой жизни (как и все те, кто взрослел вместе с перестройкой), конечно, дать ему не могла.
В результате Максим превратился в настоящую философскую развалину, свалку теорий и мировоззрений, являя собой пример человека, который знает что, где и как, но не знает зачем. И действительно, ради чего он предпринимал все эти свои поиски? Зачем он осваивал эти теории, мировоззренческие системы, техники и практики? Именно на этот вопрос Максим и не мог мне ответить. Он пытался отвечать, но его ответы выглядели странными и нелепыми.
Он говорил, что хочет обрести покой, узнать истину, стать просветленным. И я снова спрашивал его: Зачем? Ну как... - терялся Максим, - чтобы было.
Но что ты будешь делать со своей просветленностью? Зачем она тебе нужна? - повторял я из раза в раз, стараясь продемонстрировать ему одну простейшую вещь. Какую? На самом деле таким странным образом Максим искал возможность почувствовать себя счастливым, ему хотелось, чтобы то, чем он занимался, приносило ему удовольствие, чтобы люди, с которыми он общался, были близки ему, дорожили им, чтобы, наконец, он мог любить их. При этом все его действия, все, что он делал, не приближало его к искомому, а, напротив, лишь удаляло от этого.
Любое занятие, в свете его мировоззрения, казалось Максиму бессмысленным и неинтересным, отношения с другими людьми не складывались, поскольку вместо подлинной заинтересованности в них он требовал от них понимания некой истины, которую сам он искал и найти не мог.
Вот, собственно, на этом мы и сосредоточили свои усилия. Максиму нужно было сформулировать свои подлинные смыслы, то, ради чего стоит жить, то, во что стоит инвестировать жизь. И только когда Максим смог признаться себе в том, что главным для него является не некое абстрактное счастье, дарованное ему абстрактной истиной, а живые, по-настоящему ценные отношения с другими людьми, возможность ощутить себя в деятельности, только тогда этот порочный круг и был преодолен.
Всю жизнь он работал, боясь оказаться вторым, боясь обвинений в неполноценности, несостоятельности, а не потому, что его работа ему нравилась. Именно поэтому, достигнув хороших результатов, он потерял к ней всякий интерес. Всю жизнь он строил свои отношения с другими людьми, не рискуя им доверять, боясь открыться им и положиться на них.
Именно поэтому эти отношения с окружающими никогда не приносили ему действительной сердечной радости.
Что ж, оказывается, вопрос - Что может быть нужно человеку, если у него все есть? - отнюдь не лишен смысла. Это все есть - достижение целей, но далеко не все достигнутые нами цели служат тому, что насыщает нашу жизнь смыслом. Иногда, напротив, наши достижения оказываются препятствием к тому, чтобы чувствовать, что ты знаешь, зачем и ради чего ты живешь.
Когда сталкиваешься с подобным парадоксом, всегда хочется спросить: Как?! Ответ, который сразу же приходит на ум в этом случае, достаточно прост: чем больше препятствий тебе приходится преодолевать, тем больше сил тебе приходится тратить, а чем больше ты тратишь, тем больше к тебе возвращается, и ты становишься богаче.
Впрочем, как я уже сказал, это лишь один ответ. Другой ответ заключен в психологической особенности, свойственной второй группе людей и недостающMй первой: они умели сосредоточиться на задаче. Когда ты сосредоточиваешься на какой-то задаче, то все прочее уходит в тень, и ты занят только тем, что решаешь эту задачу.
Следовательно, все твои силы сосредоточены, а все твои знания работают сообща и целенаправленно.
Просто цель - это что-то неопределенное, -что маячит на горизонте, что-то, к чему никогда не знаешь, как подступиться. А задача должна решаться, значит, нужно думать о вариантах решения. Когда ты думаешь о вариантах решения задачи, то пересматриваешь свой взгляд на мир, думаешь о том, как то, что ты имеешь, можно приспособить к тому, чего ты хочешь добиться.
Ситуация очень напоминает знаменитую сказку про кашу из топора. Солдат поступает в этой сказке просто, он перестает преследовать цель - наесться, и предлагает своим спутникам решить задачу: как приготовить кашу из топора?. Ну, очень просто: разводишь костер, ставишь на него котелок, потом заливаешь его водой, воду кипятишь, потом кладешь в воду топор, потом этот бульон нужно посолить, потом добавить в него маслица, потом немножко крупы...
И, глядь, каша из топора готова!
После того как вы начинаете видеть перед собой задачу, то оказывается, что в жизни есть масса разнообразных средств, позволяющих вам эту задачу решить. Но до тех пор, пока вы намереваетесь удовлетворить собственное желание, т. е. достичь какой-то цели, ваши действия будут натыкаться на непреодолимые обстоятельства .
В этом случае вы используете все ваши знания и весь ваш опыт. И если раньше вы думали только о том, что непосредственно вы в своей жизни делали, то теперь начинаете думать о том, что другие люди вообще в подобных случаях делают. В этом случае вероятность того, что вы наткнетесь теперь на подходящее решение, оказывается куда более существенной.
Умейте сосредоточиться на задаче. Для этого нужно не фиксироваться на цели (на том, чего вы хотите достичь), а нужно понять, какая перед вами стоит задача (т. е. то, что вы должны сделать). Дальше продумайте последовательност шагов, т. е. то, с чего нужно начать, далее собирайте информацию и произвольно ее компонуйте - складывайте элементы этой картинки так и иначе, добавляйте в нее новые элементы. Это дело затянет вас по-настоящему, поскольку в жизни масса вещей, которые так или иначе приложимы к решению этой вашей задачи.
Теперь вы начинаете думать об этом не абстрактно, а так, словно бы все вокруг вас об этом думают, и ваша задача заключена только в одном: не пропустить правильного решения.
Зарисовка из психотерапевтической практики: Я б в рабочие пошел, пусть меня научат!
Надо сказать, что умение сосредоточиться на задаче - это общий биологический принцип, принцип, получивший, с легкой руки великого русского физиолога А. А. Ухтомского, название доминанты. Вкратце суть этого принципа состоит в следующем. Мы сталкиваемся с огромным количеством самых разнообразных жизненных ситуаций, вовлечены во множество процессов, заняты бездной дел, и если в нас нет сосредоточенности, если мы не способы отделить главное от второстепенного, то никогда не сделаем ничего существенного.