Нлп-правила принятия решений


Если вы считаете себя запертым в ловушке, то совершите воображаемое перенесение в эту ловушку.
Представьте, что вы свернулись калачиком внутри нее. Что вы чувствуете? Защищает ли она вас от чего-нибудь или кого-нибудь?
Придумайте несколько способов выбраться из вашей ловушки. Теперь выберитесь из нее.
После того как вы покинете вашу ловушку, представьте, что вы сидите снаружи ее например, под деревом или в каком-нибудь другом приятном месте.
Посмотрите вокруг. Посмотрите на вашу ловушку, затем на окружающий мир. И "почувствуйте разницу".
Если вы чувствуете, что и находитесь перед стеной, и заперты в ловушке, то сделайте следующее.
Постройте для себя вполне реальную стену из картона, газет или т.п. Ударьтесь об нее головой. И оглянитесь, определив нет ли более простого пути наружу.
Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и закройте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покиньте ящик.

Посмотрите на него. Посмотрите на окружающий вас мир.
Теперь спросите себя:
Не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку?
Если это так, то что это дает мне?
Как это влияет на других?
Какие позиции я укрепляю в себе?
Какие убеждения и ценности я формирую, поступая таким образом?
Как это соответствует моим целям и планам?
Это то, что я действительно хочу для себя? Теперь прекратите "биться об одну и ту же ситуацию" и действительно оглянитесь вокруг.
Позитивное переосмысление ситуации. А вот теперь, когда вы освободились от стрессового состояния и умственной ловушки, вам надо совершить переосмысление случившегося. Сделать столь любимый специалистами НЛП рефрейминг (напоминаем, что буквально это переводится как "изменение рамки" т. е. "карты" ситуации): своеобразную переоценку, изменение значения данной конкретной неприятности и всего, что с ней связано.
Помните анекдот о пессимисте и оптимисте? Первый, как известно (в моем варианте этого анекдота), выпил коньяк и мрачно заявил: "Клопами пахнет!" Второй, наоборот, раздавил клопа и радостно констатировал: "Коньячком запахло!" Что, вы хихикнули? Это хорошо.

Если, конечно, легкая волна поднявшегося веселья не смоет серьезность заложенного здесь смысла. Дело в том, что наши "карты территории" (т. е. реальности), можно условно подразделить на два типа: оптимистические и пессимистические (первых, естественно, больше у оптимистов, а вторых соответственно у пессимистов). А любая неприятность как раз и "включает" "пессимистическую" карту (не у всех, но у большинства), отчего наше восприятие действительности невероятно суживается. То есть мы не только начинаем видеть жизнь в черном цвете, но и оказываемся в состоянии обнаруживать в ней лишь то, что этому черному цвету соответствует.

Но преодоление любой напасти возможно только в том случае, если пессимистическое следование ОТ проблемы вы замените на оптимистическое движение К ее решению. Для этого-то как раз и нужен рефрейминг. Чтобы, изменив "рамку" ("карту"!), увидеть за неприятным полезное, а за проблемой решение. А это вполне возможно, так как
С. Ковалел
любая ситуация может рассматриваться с массы самых различных точек зрения.
Как справедливо утверждают в книге "Сам себе психолог" В. Каппони и Т. Новак, большинство событий в нашей жизни не являются ни плохими, ни хорошими, а заключают в себе и то, и другое. Причем речь идет не о раскрутке столь любимого психоаналитиками, политиками и большинством населения России защитного механизма "Сладкие лимоны", а о сосредоточении на том, что в любой ситуации есть нечто хорошее, которое вполне можно использовать.
Для того чтобы с легкостью рефреймировать любую неприятную ситуацию, нужна предварительная тренировка. Поэтому я настоятельно советую вам поверить вышеназванным авторам и как бы сыграть с самим собой (как в игру) в поиск "позитива" в разнообразных "негативах". Для начала, согласно В. Каппони и Т. Нова-ку, вы можете составить список из
пяти отрицательных качеств и
пяти отрицательных явлений.
И попытаться найти в них положительные стороны (если надо доводите дело едва ли не до абсурда). Например, агрессивность легко можно переопределить как переизбыток энергии, которую следует использовать в других, благих целях, а шараханье правительства из одной экономической стратегии в другую как творческий поиск наилучшего варианта... Как следует наигравшись, приступите к более серьезной работе. Напишите пять пугающих вас в будущем ситуаций (утрата вкладов, падение доходов, потеря работы и т.п.) и рефреймируйте их, обнаружив в этом "крутом" негативе явный "позитив" (например, утрата работы, как минимум, дает возможность подолгу спать по утрам).



Маленький совет: постарайтесь отыскать не менее пяти выгод по каждой ожидаемой неприятности. И тогда вы уж точно будете готовы ко всему...
Конечно, осуществлять рефреймирование неприятностей всегда нелегко. И именно поэтому энэлперы подготовили вам сюрприз небольшое описание тех-пики рефреймипга проблем, взятое мною из материалов мастерского курса М. Аткинсон (ИГИСП).
Вместо того, чтобы "атаковать" проблему непосредственно, отступить назад и изучить "карту", в которой она "впечатана". Расширьте и видоизмените точку обзора
Перечислите (откройте или создайте) пути и средства, при которых содержание проблемы может стать ценным, выгодным или удобным.
Определите вашу собственную вторичную выгоду от существующей проблемы. Что оправдывает эта проблема? Что обясняет? Для чего вы ее используете (чтобы быть/делать/иметь или наоборот)?

Какая польза вам от этого "наоборот" (не быть/не делать/не иметь) ? Если эти условия выгоды и пользы исчезнут, с чем вам еще придется справляться?
Теперь определите свою собственную цель вреф-реймииге: что вы хотите получить от переформулирования проблемы? И начинайте рефреймировать до тех пор, пока вы это не получите.
Ну а для того, чтобы получить желаемое в рефрей-минге, одновременно расширив "карту" ситуации, поразмышляйте о тех мыслях и идеях, которые возникли у вас по прочтении следующих вопросов техники расширения "карты" проблемы (по М. Аткинсон и материалам семинара "Нейролингвистическое программирование в работе с семьями" ЦПП "Катарсис").
1. Если бы эта ситуация была бы смешной, то над чем бы я посмеялся (лась) ?
2. Как бы я решил (а) эту проблему, если бы я был (а) "а двадцать лет старше? Или на двадцать лет моложе?
3. Что бы я сделал (а), подумал(а), сказал (а) по-другому, если бы столкнулся (лась) с противоположной пРоблемой?

4. Как прежнее решение работало в прошлом? Почему сейчас такое решение превратилось в проблему?
5. Что произошло бы, если бы эта ситуация была прямо противоположной тому, чем она мне представляется?
6. Как бы эта ситуация выглядела с точки зрения другого человека?
7. Частью какой более крупной проблемы она является?
8. Чего на самом деле хочет человек или организация, создавшие эту проблему?
9. Эта проблема является системой? Если так, то как мне ее обойти?
10. Какие эмоции, испытываемые или блокируемые мной, заставляют меня реагировать по привычке или по устаревшей программе поведения, вместо того, чтобы действовать свежо и творчески?
НЛП-правила принятия решений и осуществления действий в кризисных ситуациях. Кризис 17 августа 1998 года ни для кого не прошел бесследно. В том числе, разумеется, и для меня.

Однако, как ни странно, чисто психологически этот кризис более всего затронул меня тем, что все мои знакомые, до сей поры лениво беспокоившие меня исключительно к Новому году и ко дню рождения, буквально, как говорится, оборвали мой телефон с просьбами о немедленной антикризисной психотерапии.
К этому времени я уже понял, что кризис у нас поселился надолго (если не навсегда), а в первые его месяцы любая деловая активность сведется к абсолютному нулю. И потому, дабы не осложнять себе жизнь, просто отбыл с женой в Крым (не люблю заграницу как место отдыха), где спокойно проотдыхал положенные 24 дня в прекрасном санатории "Днепр". Но перед отездом составил-таки и оставил своим друзьям и знакомым специальную "Памятку" по технике принятия решений и
предпринятию действий в кризисных ситуациях, которую с удовольствием довожу сейчас до вашего сведения.
1. Ничего не принимайте и не предпринимайте до тех пор, пока не сделаете то, что описано ниже. Хотите вы того или не хотите, по кризисная ситуация активизировала ваши пессимистические "карты" и вы уже не можете рассуждать здраво (хотя вам и кажется, что можете).
2. Снимите стресс, если это необходимо. Заорите во весь голос, разбейте пару тарелок, а лучше отожмитесь от пола или побейте грушу но все ото до изнеможения.
3. Расслабьтесь с помощью техники расслаблениялюбой, которую вы знаете. Не пытайтесь успокоиться (это пока не получится), а именно расслабьтесь расслабление неизбежно приведет к успокоению. Но доведите расслабление до конца, а не до момента, который вы считаете "достаточным".



Содержание раздела