Звучание слова должно быть стереофоничным.


Я думаю, использованные в данных упражнениях техники НЛП достаточно прозрачны для читателя, поэтому отдельно поделюсь с вами своими новыми разработками.
Стратегия работы с новой информацией на основе принципа мультипликации Диснея и стратегии запоминания Леонардо
Любая новая информация маркируется нашим сознанием с помощью индивидуальных механизмов восприятия. Прежде чем мы переходим к подробному разбору способов работы с новым объектом через активное использование субмодальностей (упражнение "Игры с новой информацией"), я даю ученикам модель компактной стратегии запоминания 15 графических объектов.

На первом этапе упражнения для этой цели используется карточка с 15 словами, имеющими разную степень сложности, различных по шрифту и расположению на поле.
Проводится обычное тестирование на запоминание - за 30 секунд, как правило, запоминается около 7 слов. Затем предлагается другая карточка и подробная инструкция по стратегии запоминания.

Те же 30 секунд разбиваются на интервалы по 5 секунд, в течение которых последовательно внедряется сама стратегия.
1. Ориентируясь на чисто визуальное, "фотографическое" восприятие в течение первых 5 секунд вы воспринимаете карточку. Затем поднимаете глаза вверх (Vr) и вспоминаете слова.

На первом занятии чаще всего удается вспомнить около 4-5 слов.
2. Следующие 7-8 секунд вы смотрите на карточку, обращая внимание ТОЛЬКО на те слова, которые вы еще не запомнили (процесс "раскадровки"). Отмечаете для себя особенности сопутствующих им субмодальностей (величина, цвет и особенности шрифта, длина слов, расположение и смысловые особенности).

Поднимаете взгляд вверх и вспоминаете зафиксированные объекты.
3. Повторяете этот шаг на интервале в 5 секунд. Мысленно возвращаетесь к первому уровню разбивки и калибруете особенности объектов на каждом из них.
4. Следующие 7-8 секунд смотрите на карточку, охватывая вниманием ВСЕ слова, попутно отмечая ускользнувшие от вашего анализа на предыдущем шаге.
5. Мысленно рисуете максимально полную картину запоминаемого поля слов (соединяете отдельные "кадры" в единую "сцену").
6. В течение 5 секунд калибруете различия между вашим интернальным образом и непосредственно воспринимаемой ин\ормацией. Восполняете детали своего внутреннего представления.
7. Воспроизводите в воображении всю карточку целиком и сверяете результат. Крайне редко вам удастся запомнить менее всех 15 слов ;) .
Естественно, для "чистоты эксперимента" нужно воспользоваться услугами товарища, который будет для вас отмечать время выполнения. Даже мимолетное отвлечение от процесса прохождения стратегии, например, для взгляда на часы, дезорганизует внимание. Если упражнение выполняется самостоятельно, лучше просто "на глаз" определять для себя интервалы около 5 секунд (это продемонстрирует вам и особенности вашего субъективного восприятия времени).

По мере тренировки, стратегия станет для вас рабочей и будет включаться автоматически, требуя для своей реализации все меньших и меньших временных промежутков.
Вторая ступень упражнения включает в себя отработку стратегии на карточке с 15 фотографиями различных групп предметов, натюрмортов, интерьеров. Вы обращаете внимание на характеристики (включая субмодальные и смысловые) объектов, "проскальзывающих" через ваши фильтры восприятия на первом и втором шаге.
Третья ступень отрабатывается на фотографиях отдельных людей, групп и каких-либо социальных действий (демонстрация, развлекательное шоу, спортивные соревнования, совместная учеба и т.д.). Откалибровав наиболее тяжело воспринимаемые группы объектов, вы можете сделать для себя некоторые выводы по поводу своих неосознанных социальных ограничений.
Завершается упражнение анализом ресурсов, к которым мы получили доступ во время его выполнения. При работе с новым текстом, трудным для понимания и запоминания, вы применяете ту же стратегию в соответствующем временном режиме. Единственное требование - продолжительность шагов упражнения необходимо контролировать, чтобы сохранять ресурс максимальной собранности в условиях дефицита времени.

Постепенно вы приобретете навык "раскадровки" любой воспринимаемой информации на блоки, требующие вашего особого внимания. Очень хорошо, если вы найдете другие контексты применения этой стратегии в своей деятельности, не ограничивая себя в их выборе.

Она слишком хороша, чтобы быть использованной только в процессе запоминания.
Субмодальности, которые мы любим
Разукрупняя и делая все более полным наш опыт работы с субмодальностями при восприятии новой информации, мы подходим к решению для себя вопроса о том, какие субмодальности могут рассматриваться как общересурсные. В ходе выполнения групповых упражнений на развитие восприятия (упражнение "Игры с новыми объектами", приложение 1) постепенно сложился общий паттерн использования субмодальностей.

Я замечаю, что инструкции по его применению дают стойкиQ эффект. Например, при восприятии и запоминании абсолютно нового иностранного слова я использую субмодальности, связанные с объемным, максимально "живым" восприятием объекта.

Одновременно выстраиваются и личные смысловые и образные ассоциации. Например, можно предложить для запоминания греческие слова
k a l l o s ("каллос" - красота), k a l w s (зов, глас), s e m e i o ("семейо" -семья, знамя, символ - не правда ли, какая метафоричная семантика), e i k v n ("эйкво" - образ, икона, лик), e i d o s ("эйдос" - зримый, оформленный образ, лицо).
Выбор этих слов и понятий обусловлен содержанием теоретической части курса.
С каждым словом мы работаем по схеме упражнения "Игры с новым объектом"(приложение 1), особое внимание обращая на представление нового слова объемным, переливающимся цветом разной интенсивности и оттенков, расположенным в пространстве, наполненном светом (наиболее ресурсными являются золотые, солнечные оттенки света или оттенки голубовато-изумрудной гаммы). Звучание слова должно быть тоже стереофоничным. Важен подбор голоса (его тембра, модуляций, высоты, громкости, мелодичности) внутри и его отражения ("эха") снаружи, распространение звукового образа в пространстве.

В восприятии обязательно должны присутствовать субмодальности движения, ритмичности, расширения, свободного распространения во внешнюю среду, легкости. В этом случае по отношению к новому объекту выстраиваются позитивные смысловые и эмоциональные ассоциации. "В каждом слове бездна пространства"… Я наблюдаю также и эффект возникновения общих ресурсных состояний при использовании подобных субмодальностей.

Работа с объемными ("магическими") картинками закрепляет полученный опыт.
Предлагаю вашему вниманию упражнение с "магической" картинкой, от которого, я надеюсь, вы получите истинное удовольствие.
Трехмерные картинки созданы по системе изображения, известной как "Точка Салитского", когда трехмерное изображение запечатлевается на двухмерной поверхности. С появлением компьютерного метода Дэниэла Дикмана "магические картинки" получили большое распространение.

Кроме удовольствия, которое доставляет их рассматривание, они являются и хорошей моделью некоторых ресурсных состояний. Само физиологическое состояние, позволяющее увидеть трехмерное изображение, является для нас опытом, расширяющим пространство решений проблем.
Несколько дополнительных рекомендаций перед рассмотрением картинки (для тех, кто еще их не видит или прикладывает при этом много усилий):
1. Посмотрите на картину и расслабьтесь.
2. Чуть "скосите" взгляд к носу, чтобы изображение было недостаточно ясным (сперва можно посмотреть на свой палец, сфокусировав глаза так, чтобы он "раздвоился", и зафиксировать подобное положение ваших глаз). Сфокусируйте глаза так, будто вы смотрите на какой-то далекий объект, расположенный за картинкой - за листом бумаги, за монитором. Вы заметите некоторую "зыбкость", легкое движение картинки. Продолжайте держать взгляд сфокусированным, не рассматривайте детали!

Ждите, когда из этого зыбкого хаоса сами материализуются объемные объекты.
3. Часто бывает так, что изображение появляется тогда, когда вы уже отчаялись и "махнули рукой". Это происходит из-за того, что вы наконец-то достигли нужного состояния расслабленности и отрешенности, перестали "стараться". Глядя НА картину, вы никогда не увидите изображения.

Вы должны смотреть СКВОЗЬ нее - в глубокое космическое пространство за пределами вашей комнаты.
Наши проблемы часто не находят быстрого и качественного разрешения именно потому, что мы слишком старательно всматриваемся в них, а не в окружающий мир. Мы не можем расслабиться и сфокусировать свое внимание на более дальних, широких перспективах.

Забываем о "звездном небе над нами и о нравственном законе внутри нас". Часто наша проблема решается сама собой, когда мы отрешаемся от своих переживаний по ее поводу, от своего узкого взгляда только в направлении проблемы - и переносим наше внимание на другие измерения и уровни сознания, обретаем глубину и перспективность восприятия.



Содержание  Назад  Вперед