Искажения в восприятии качества звука.


Многие из тех результатов, о которых будет говориться ниже, были первоначально получены в связи с экспериментальным изучением гипнотически индуцированных состояний глухоты, слепоты, дальтонизма, амнезии, обезболивания и возрастной регрессии (под последним мы подразумеваем гипнотическую переориентацию нормальUого субъекта на предыдущий период жизни с оживлением прежних моделей поведения и амнезией всего, что последовало после этого возрастного уровня).
Короче говоря, эти результаты показывают, что появление одного из этих особых гипнотически индуцированных состояний может привести, кроме тех явлений, которые неизбежно возникают при них, к одной или нескольким реакциям и явлениям, принадлежащим к другим модальностям поведения (например, возникновение визуальных или мотор- . ных нарушений, когда внушается только гипнотическая глухота).
Эти явления будут перечислены под общим заголовком и будут приведены специальные примеры, чтобы проиллюстрировать совпадающие явления, которые можно рассматривать в связи с различными индуцированными гипнотическими явлениями.
A. Измененное визуальное поведение:
1. Снижение визуальной деятельности с появлением затуманенного зрения и затруднения при чтении.
2. Сужение поля видимости.
3. Трудности в фокусировке взгляда.
4. Сниженная способность глубинного и дистанционного восприятия.
5. Субъективное направление цветовидения, то есть добавление хроматических ценностей к визуальным стимулам.
Б. Измененное звуковое поведение:
1. Уменьшение остроты слуха.
2. Неточность локализации источника звука.
3. Искажения в восприятии качества звука.
B. Измененное моторное поведение:
1. Отсутствие общей двигательной координации.
2. Определенные, особые двигательные нарушения.
3. Парез и паралич.
4. Апраксия.
5. Нарушения речи.
6. Дисметрия.
7. Окулярная фиксация, расширение зрачков и нистаг-моидные движения.
Г. Другие типы измененного поведения:
1. Обезболивание и анестезия.
2. Субъективные реакции: тошнота и головокружение.
3. Состояние беспокойства и фобические реакции с различными физиологическими сопутствующими явлениями.
4. Амнезия, обычно обусловленная.
5. Оживление забытых моделей поведения.
Нужно отметить, что в то время как у некоторых субъектов возникали многие явления, перечисленные выше, у других - только некоторые из них или ни одного, что зависит от типа самого эксперимента. Например, у субъекта, ставшего под действием гипноза глухим, могут возникнуть изменения в визуальной, двигательной и других формах поведения, но когда он становится дальтоником, у него возникает только одно или два нарушения в других областях функционирования. У другого субъекта, ставшего под действием гипноза дальтоником, могут возникнуть нарушения в двигательной системе и никаких нарушений в звуковой сфере.

Некоторые из этих изменений в поведении предшествовали возникновению гипнотически внушаемого состояния; некоторые из них сопровождали возникновение этого преднамеренного состояния, но чаще всего они составляли часть общей картины после того, как установилось преднамеренное гипнотическое состояние.
Для иллюстрации приводим наиболее типичные и информативные случаи. Обычно вмешательство экспериментатора сводилось до минимума, а неожиданные результаты исследовались редко сразу же, немедленно. Для этого существуют две причины: ощущение, что можно узнать больше из простого наблюдения за этими произвольными проявлениями (которые нелегко сразу понять и осознать в достаточной степени, чтобы можно было проводить обширные экспериментальные исследования), и тот факт, что обычно в
это время проводилась другая экспериментальная работа.
Один из первых примеров - это случай, когда субъект с гипнотически внушенной глухотой снова и снова протирал свои очки и постоянно вглядывался во что-то так, как будто он плохо видит. Письменный опрос показал, что он не может прочесть ни одного вопроса, хотя он пристально рассматривал бумагу, как бы пытаясь найти запись на ней, которая была сделана недостаточно четко. Наконец, он молча вручил ее снова экспериментатору в явном замешательстве. Ему дали книгу и указали параграф. Субъект начал спрашивать, нужно ли ему прочесть это, но оказалось, что у него возникла реакция замешательства при произношении слов.



За этим последовало смущенное повторение его вопроса, как если бы он разговаривал сам с собой; при этом он спросил экспериментатора, что с ним случилось. Ему снова дали инструкции, с помощью пантомимы, прочесть абзац, но оказалось, что субъект испытывает огромные трудности. Он объяснил, что печать стерта, что комната тускло освещена, и задал ряд тревожных вопросов о своем голосе, так как он не слышал его. Осмотр его глаз показал, что зрачки у него расширены.

Чтобы предотвратить разрушение экспериментальной ситуации, субъекта заставили написать крупным шрифтом что-нибудь на доске. Затем, с восстановлением у субъекта способности слышать, восстановилась острота его зрения, а его зрачки сузились до нормальных размеров.
У другого гипнотически глухого субъекта отмечена заметная потеря периферийного зрения, сохранено только центральное зрение. У некоторых субъектов возникала потеря периферийного зрения в различной степени.
У этих субъектов также появлялась окулярная фиксация. Было замечено, что один гипнотически глухой субъект менял свою позу - сгибал тело, наклонял голову и делал различные напряженные усилия при попытке прямо посмотреть на какой-либо предмет. Опрос показал, что когда он пытается поближе рассмотреть какой-то предмет, все расплывается перед глазами и качается взад-вперед, то приближаясь, то удаляясь от него.

При осмотре глаз выявлено медленное неравномерное поочередное сужение и расширение его зрачков.
Другой субъект, психолог, спонтанно обнаружил, что он потерял способность глубинного и дистанционного восприятия; это была как раз та тема, которую он изучал в то время. Ему было позволено исследовать этот факт до некоторой степени с помощью имевшейся в наличии аппаратуры, и полученные результаты показали определенное ухудшение его способности определять расстояние. Такие же результаты были получены и у субъекта, незнакомого с психиатрией. Похожим было поведение субъекта, которая была очень рас-строена* заметив у себя тенденцию не дотягиваться или перетягиваться, когда ей вручались предметы, и она очень извинялась за то, что оказалась такой неуклюжей. Единственное, что она смогла объяснить, так это то, что ее тело было не таким, как всегда, что ее руки и ноги словно онемели и одеревенели и что она заметила признаки отсутствия общей мускульной координации и мускульной слабости.

Из-за ее эмоционального расстройства провести обширное исследование не представлялось возможным, не нарушая общую экспериментальную ситуацию.
У субъекта, которого мы несколько раз и довольно успешно использовали в опытах с обусловленным рефлексом, мы не смогли выявить обусловленную реакцию в ответ на комплекс болезненных стимулов, так как у него неизбежно развивалась общая анестезия, когда он становился под действием гипноза глухим. У другого субъекта с обусловленными рефлексами также возникала и постепенно возрастала анестезия, когда он тоже становился под действием гипноза глухим.
Оказалось, что два субъекта, будучи гипнотически глухими, имели субъективное ощущение цветовидения: при этом они объясняли, что видят все с красноватым или голубоватым оттенком. Они подозревали, что экспериментатор тайком включает цветные лампочки.
Субъективные ощущения тошноты и головокружения неизбежно появлялись у одного субъекта, когда у нее устанавливалось состояние гипнотической глухоты. Она старалась логически обосновать это, объяснив, что ее голос как бы застревает в ее горле, но молчание не уменьшило ее субъективного расстройства. Кроме того, у нее возникли нистаглю-идные движения глаз и расширение зрачков. Восстановле-
ние слуха немедленно исправило все эти отклонения от нормального состояния, а усилие устранить ее расстройство снижало у нее гипнотическую глухоту.
Другой субъект, у которого гипнотическая глухота развивалась удовлетворительно, не смог реагировать на команды, чтобы восстановить свой слух. Обширные исследования показали, что при появлении гипнотической глухоты возникает в данном случае сильная анестезия. Пока не была исправлена эта анестезия, он мог восстановить слух с помощью пробуждения из состояния транса.

У других нескольких субъектов возникла почти одинаковая неспособность избавляться от индуцированных изменений в поведении, пока не будут исправлены совпадающие явления, пока они не будут разбужены и не придут в себя после состояния транса.
Особая ограниченная амнезия всего, что касается радио, возникала у одного субъекта, студента медицинского колледжа, всегда, когда он становился глухим под действием гипноза. Он легко улавливал звуковую вибрацию от радиоприемника, когда он дотрагивался до него, проявлял к нему дивное любопытство, но он не мог понять ничего, что ему говорилось о нем. Он рассматривал радио как какую-то форму вибратора, который можно было бы использовать в психотерапии и, очевидно, не верил в те объяснения, которые давал ему экспериментатор. Возможно, что это было связано с его прошлой жизнью, когда его отец часто упрекал его за пренебрежение занятиями в колледже из-за чрезмерного увлечения радиоприемником.

Восстановление слуха всегда устраняло эту амнезию.



Содержание раздела