Замешательство при наведении транса


Э: Да, это очень обычная реакция.
Замешательство при наведении транса
Э: Вы думаете, что сейчас бодрствуете? [Говорит, продолжая смотреть вдаль мимо нее.]
Р: Сейчас вы задаете этот вопрос, который для вас так характерен: “Вы думаете, вы сейчас бодрствуете?” Почему?
Э: Это означает: “Есть большая вероятность, что вы спите и не знаете этого”.
Р: Это подразумевается.
Э: У них это вызывает сильное сомнение, и они становятся очень неуверенными. Если к вам подходит незнакомец и говорит: “Вы меня знаете?”, это заставляет вас гадать и ломать голову, перебирая воспоминания.
Р: То есть, это вызывает у человека замешательство.
Э: Да, замешательство, и оно подчеркивает обусловленный транс. Оно придает трансу объемность.
Р: Понятно. Это подкрепляет транс, который, как показывает ее чувство растерянности, уже начинается. Наведение рукопожатием, при котором она не знает точно, когда вы убрали руку, таким образом, начинает процесс замешательства по поводу того, что реально, а что не реально.

Динамика этого наведения, по сути, и является техникой замешательства.
Э: Да, это техника замешательства. Во всех моих техниках, почти во всех, присутствует замешательство.

Это замешательство внутри них.
Бессознательные контексты как метакоммуникации
С: Я никогда не знаю наверняка [смеется].
Р: Этот немедленный ответ вновь подтверждает и ратифицирует начинающийся транс.
Э: Говоря “я никогда”, она невольно применяет это ко всем другим контекстам, связанным с вами. Только она не знает, что она это делает.

Когда вы “не знаете”, вы признаете, что хотите знать и готовы позволить другому человеку руководить вами.
Р: Я убежден, что здесь вы говорите очень важную вещь. Когда она произносит: “Я никогда не знаю наверняка [с вами]”, может показаться, что это простое случайное замечание, но вы уверены, что это точная констатация ее взаимоотношений с вами, несмотря на то, что сама она не осознает значительности своего утверждения. Фактически она вступает в метакоммуникацию; она утверждает нечто о своей коммуникации с вами.

Большинство метакоммуникаций высказываются бессознательно (Bateson, 1972).
Явление затуманивания
Я не сплю. Наверное  я немножко в тумане.
(Пауза)
Э: Затуманивание  это затемнение реальности.
Вопрос с двойной связкой,
предполагающий измененное состояние сознания
Э: Вы действительно думаете, что вы бодрствуете?
Э: То, что я этот вопрос задаю, предполагает также: “Вы иная, вы сейчас в ином состоянии”, но она не знает, что я это предполагаю.
Р: Сомнение в вашем голосе, когда вы задаете этот вопрос, превращает его в двойную связку: если она ответит “да”, то признает только, что она думала, будто не спит, но должна теперь подумать заново в свете вашего сомнения; если она ответит “нет”, то признает, что она спит. Вы снова катапультируете ее в транс так, что она не знает, почему.

Именно эти ваши ненаблюдаемые приемы так эффективны при наведении транса и способствуют принятию внушений. Они эффективны потому, что структурируют контексты (метакоммуникации) и начинают цепь ассоциаций таким образом, чтобы обойти сознательные установки пациентов и все их обычные возражения, предубеждения и ограничения.
Построение самовнушений
С: Нет [смеется], на самом деле мне хорошо.
(Пауза)
[Эриксон продолжает смотреть в ее сторону, но сосредоточившись на точке позади нее.]
С: Как вы на меня смотрите [смеется].
Э: Говоря, что ей комфортно, она старается себя успокоить. Нужно быть в каком-то измененном состоянии, чтобы появилась причина говорить о том, что вам хорошо. Это предполагает также, что она собирается остаться в этом состоянии и усилить его.

Именно это вы стараетесь субъекту не говорить, а сделать так, чтобы субъект сказал сам.
Р: “Мне хорошо, и я собираюсь остаться здесь и сделать так, чтобы мне было все лучше и лучше”  означает, что она будет все больше погружаться в транс. Вы строите обстоятельства так, чтобы пациент сам себе давал соответствующие внушения, вместо того чтобы вам приходилось произносить прямые внушения и рисковать тем, что пациент их может отвергнуть.



Намного эффективнее строить ассоциативные процессы пациентов так, чтобы они не сознавали, что вы это делаете.
Э: Совершенно верно, нет никакой надобности говорить: “Вы уходите все глубже и глубже”.
Состояние комфорта
как характеристика транса
Р: Можно ли сказать, что так же, как каталепсия или “остановившееся видение” являются характерными для транса, то и комфорт тоже характерное для транса состояние?
Э: Да, раз вы сказали, что вам хорошо, то вы даже неудобный стул сделаете удобным. Это требует от вас некоторого сотрудничества.
Р: То есть мы можем сказать, что комфорт и желание устроиться комфортно характерны для транса.
Э: Да, поскольку всегда некомфортно утрачивать реальность, вам приходится заменить эту реальность какой-то другой.
Р: Эта другая реальность есть “комфорт”.
Э: Совершенно справедливо.
Р: И она здесь еще смеется.
Э: Смех  это защитная реакция, а нет надобности защищаться, если нет угрозы.
Р: Каковой является потеря “внешней” реальности.
Состояние ограниченного сознания
У меня какое-то странное ощущение, потому что в левом глазу мускул моргает, будто глаз хочет закрыться.
Э: Здесь она может собрать достаточно осознания только по поводу одного глаза.
Р: Ей не известен тот факт, что в этот момент ее осознание фактически ограничено ее левым глазом. Именно от таких, казалось бы, невинных, замечаний вы идете к важным выводам об осознании пациента.
Создание состояния ожидания
для усиления гипнотического реагирования
Э: [Обращаясь к доктору Росси, но продолжая смотреть вдаль через плечо С.] Отметьте молчаливое ожидание, готовность в ней. Пока пациент знает, что вы не давите, вы ждете.

Вы позволяете пациенту самому открыть, как ему войти в транс.
Э: Вы можете ждать чего-то, не зная, случится ли это.
Р: Ваше ожидание содержит скрытую импликацию, что транс наступит. Это только импликация, но фактически на ней строится поведение, хотя пациент этого не осознает.

Вы “построили” в ней ожидание, которое может вызвать у нее внимание к реакции на любые минимальные изменения в ней, которые могут быть первыми признаками нового гипнотического опыта.
Показатели транса в незначительных движениях
[Субъект рассеянно играет своим платьем и касается одной рукой тыльной стороны другой].
Отметьте, как она иногда дотрагивается до себя или как вытягивает себя из нарастающего транса, оглядываясь на вас.
Э: Она играет со своим платьем, но и оно теперь недостаточно реально, поэтому затем она прикасается к своей руке.
Р: Это прикосновение к себе есть стереотипное усилие восстановить реальность, которая сейчас быстро подвергается диссоциации. Собственно говоря, это показатель погружения в себя и ограниченного осознания чего-либо вне себя.

Разумеется, это способ определить состояние транса.
Обучение галлюцинации
Теперь следующее, что она должна сделать,
это фактически войти в галлюцинаторное состояние,
например, увидеть конкретный ландшафт.
Такой, который она раньше не видела.
Но ландшафт, который ей понравится.
(Пауза)
Ну, кто знает, что она в этот ландшафт поместит?
Птиц, деревья, кусты, камни.
Р: Зачем говорить о ландшафте, который она раньше никогда не видела?
Э: Я мог видеть, что она перебирает воспоминания, но для того чтобы она что-то создала, я бы хотел, чтобы она еще больше обратилась на самое себя. Называя конкретно птиц и деревья, я сужаю фокус ее внимания.

Я могу направлять ее внимание, не говоря в точности как.
Р: В начале моей работы с гипнозом у меня были трудности  я не знал, где конкретно пациент находится. Тогда я еще не научился помещать их в какое-то определенное место, как вы это делаете.

Именно это вы имели в виду, когда упомянули, что заставляете пациента твердо придерживаться задачи.
Связывание сознательного и бессознательного
Очень важно, чтобы она разработала конкретную галлюцинацию
и сохраняла ее,
и была способна ее описать.
(Пауза)
Э: Очень важно, чтобы она здесь сделала нечто конкретное. И, Бога ради, что же именно?
Р: А, понятно, вы готовите ее сейчас к работе. Она думает: “Мне нужно сделать какую-то важную работу. Ну, и какую же?”
Э: Совершенно верно, чтобы ее интерес к работе, которую она сейчас будет делать, становился все сильнее.
Р: Тут что, парадокс? Во время наведения целью было диссоциировать ее сознательный разум так, чтобы он не вмешивался, но здесь вы даете ему указания.

Вы хотите сфокусировать сознание на бессознательном?
Э: Нет, сознательный разум должен полностью сотрудничать с бессознательным. Вы скармливаете его бессознательному.
Р: Вы собрали все ее сознательное осознание и даете его энергию бессознательному?
Э: Да.
(Далее Эриксон описывает один из случаев, с которыми имеет дело в настоящее время, когда сознательный разум пациента не готов еще справляться с определенными инсайтами, формирующимися в бессознательном. Пациент выдает символические рисунки и письменные фразы, которые его сознательный разум пока еще не может понять.)



Содержание раздела