Снижение значимости помех


Р: Это легкое, быстрое, непрерывное дрожание век во время начальной стадии наведения часто считают показателем начинающегося транса.
Доказательство наличия измененного состояния
Но вы изменили темп вашего дыхания.
Вы изменили биение пульса.
Вы изменили кровяное давление.
И, не зная_____этого, вы выказываете неподвижность, которую обычно видишь у гипнотического субъекта.
Э: Они не знают, но когда вы им говорите, что они изменили что-то в своем функционировании, они могут это осознать. Их функционирование уже изменилось, поэтому они не могут сопротивляться этому или отрицать это.

У них есть собственное внутреннее доказательство.
Р: У них есть доказательство измененного состояния. Вы не предлагаете проверить, а просто сообщаете пациенту все это в подтверждение того, что гипнотическое состояние достигнуто.
Э: Совершенно верно. Я не люблю использовать отсутствие глотательного рефлекса в качестве доказательства, поскольку они обычно начинают это проверять.

Я предпочитаю использовать то, что они не могут подвергнуть проверке.
Р: Поскольку пациенты во время транса склонны глотать меньше, некоторые терапевты использовали это в качестве теста на глубину транса. Они “бросают вызов” пациентам, утверждая, что те не могут глотать.

В начале трансового обучения, однако, такой вызов заставляет многих пациентов пробудиться.
Снижение значимости помех
Нет ничего на самом деле важного, кроме действий
вашего бессознательного разума.
Э: Это снижает важность транспортных шумов или любых других внешних помех, не подчеркивая, что внешние помехи существуют. Они могут потом применять это “обесценивание” к любым внешним стимулам, которые мешают.
Р: Вы не проецируете свои помехи на пациента и даже не говорите, что помехи есть. Но если помехи существуют, эта фраза помогает людям снизить их значимость.
Импликация и иллюзорная свобода
в динамике внушения
...а это может быть все, чего только захочется вашему
бессознательному разуму.
Э: Это пример того, что Кьюби называет “иллюзорной свободой”. У человека есть огромное субъективное чувство свободы выбора, но на самом деле я удерживаю моего субъекта в пределах текущей задачи путем тонких указаний и скрытых посланий.

Например, в приведенном выше фрагменте я в самом деле сказал: “Вы можете идти, куда вы только захотите”, но затем взял и определил место: вода.
Р: Так что искусное внушение состоит в том, чтобы давать подробные указания, но при этом вы позволяете человеку иметь определенные степени свободы внутри построенных вами рамок.
Э: Когда я вначале сказал: “Ваше бессознательное может пытаться делать все, что хочет”,  это прозвучало так, как будто я даю свободу, но на самом деле слово “пытаться” подразумевает противоположное. Слово “пытаться” предполагает блок.

Вы используете слово “пытаться” для ваших собственных целей, когда хотите установить подразумеваемый блок.
Р: Использование слова “пытаться” в этот момент заблокировало или связало бессознательное до тех пор, пока оно не получит дальнейших указаний от вас.
Э: Затем, когда я говорю: “Ваш сознательный разум ничего важного сейчас делать не будет”, это предполагает, что ваше бессознательное будет делать что-то важное.
Р: А бессознательное не может делать все, что только захочет, потому что вы его уже связали. В общем, подразумевается, что бессознательное будет делать что-то важное, и это будет то, что вы предложите.
Незнание, неделание
Теперь наступил физический комфорт,
но вам не нужно даже обращать внимание
на ваше расслабление и комфорт.
Э: Обратите внимание, как я подчеркиваю “Вам не нужно даже”. Пациенты слишком разбрасываются, поэтому вы подчеркиваете все то, что им не нужно делать, так чтобы энергия могла сконцентрироваться на текущей задаче.
Р: Это подкрепляет ваше предыдущее замечание: “Вам не нужно даже слушать мой голос”. Легче индуцировать транс, когда пациенту не нужно ничего знать и ничего делать.
Импликация*
Я могу сказать вашему бессознательному разуму,


что вы превосходный гипнотический субъект,
и всегда, когда вам нужно или когда вы захотите,
ваш бессознательный_____ разум позволит вам использовать это.
Э: Фраза “Я могу сказать вашему бессознательному” предполагает, что мне нет надобности убеждать ваше сознание.
Р: Иными словами, каждая фраза что-то подразумевает, и важные сообщения кроются именно в этих импликациях.
Э: Да!
Импликация и время
И может понадобиться время ______ столько, сколько нужно,
чтобы вам войти в транс, помочь вам понять что-то осмысленное.
Э: Можете потратить столько времени, сколько вам нужно, но все же вы это сделаете.
Р: Это очень важная импликация. И они не знают, сколько времени, поэтому поневоле зависят от вас.
Раппорт
Я могу говорить с вами или с кем-то другим,
но вам нужно слушать, только если я говорю с вами.
Я могу направить свой голос мимо,
и вы будете знать, что я говорю не с вами,
поэтому вам не нужно будет обращать на это никакого внимания.
Э: Здесь я создаю массу свободы для себя в будущей работе.
Р: Вы также даете внушение для установления такого раппорта, чтобы она обращала внимание только на то, что вы будете говорить, обращаясь к ней.
Признаки транса
Д-р. Росси, я думаю, вы замечаете много интересного в поведении.
Изменение рефлекторного моргания.
Изменение в лицевых мускулах, полная неподвижность.
Р: Замедление рефлекторного моргания перед тем, как глаза окончательно закроются, и расслабление лицевых мускулов, так что лицо приобретает более спокойное или “разгладившееся” выражение  это типичные показатели транса.
Этический принцип
Р: Хотите сейчас продолжить и продемонстрировать еще и другие явления?
Э: Может, я и хочу, но я не обсудил этого с ней сознательно. Поэтому, если я собираюсь продолжать, я должен сначала разбудить ее и попросить разрешения.

Бессознательное всегда защищает сознание.
Хотите сейчас проснуться?
Э: Я не могу просить разрешения сделать что-то, пока она находится в трансе. Просить разрешения  это из сферы нормального состояния сознания, и поэтому мы должны спрашивать ее, когда она бодрствует.

Вам следует бережно охранять суверенность личности и не использовать состояние транса в своих интересах.
Р: Это было бы нарушением доверия и вызвало бы только так называемое сопротивление.
Ориентация тела
после пробуждения из транса
[С. открывает глаза и слегка потягивается]
Обратите внимание на реориентацию тела, когда она вернулась. Ну, хотите нам что-нибудь сказать?
Р: Эта реориентация тела после окончания транса  еще один признак, который терапевт может использовать, чтобы узнать, что пациент был в трансе. Потягивание, моргание, изменение позы тела, зевота, облизывание губ, приглаживание волос, прикосновение к различным частям тела и т.д.  все это показатели того, что пациент реориентируется из транса в состояние бодрствования.
Перцептивные изменения:
явление затуманивания поля зрения
С: Мне так понравилось, так было хорошо. Я смотрела на точку вон там, наверху, и она затуманилась.
Р: Понятно, изменение перцепции.
Р: Это сообщение о появлении дымки перед глазами другой достаточно обычный показатель наступления транса. Кто-то скажет, что все смазалось, что они видят все как сквозь туман, что изменился цвет фона или размер и форма предметов и т.д.
Расслабление и погружение в себя
С: Я пыталась слушать вначале, но потом ушла в себя. Мне было скучно слушать вас, доктор Эриксон, и просто захотелось расслабиться.
[После того как магнитофон был выключен и сеанс формально закончился, С. вспомнила о том, что на ранних стадиях наведения транса у нее было ощущение, что она “плывет”.]
Р: Ее расслабление и погружение в себя до такой степени, что она не делала больше попыток слушать Вас,  вернейший показатель транса. Она также следовала Вашему предыдущему внушению о том, что может не слушать Ваш голос сознательно, потому что ее бессознательное подхватит то, о чем Вы говорите.

Она явно откликалась на бессознательном уровне, потому что прекратила погружение в себя, когда Вы велели ей пробудиться.
Наблюдение и базовый подход Эриксона
Наблюдение  это самый важный аспект начального обучения гипнотерапевта. Для Эриксона это обучение началось в юности и продолжалось всю жизнь.

Наблюдение за инвариантами и соотношениями в человеческом поведении  это обязательное условие и основной навык творческого гипнотерапевта. Житейские рассказы и истории, которые Эриксон излагает на последующих страницах, показывают, что он внимательный наблюдатель регулярно повторяющихся структур в человеческом поведении.

Эриксон любит шутку, и все его собственные остроты основаны на твердом знании того, как люди поступили бы в той или иной ситуации.
Будучи ребенком и шагая в школу по висконсинским снегам, он развлекался тем, что протаптывал извилистые тропинки на поле, вдали от расчищенных дорог, и затем наблюдал, как те, кто шли за ним, ступали точно по его следам. Люди не пытались двигаться по прямой дороге, которая, как они знали, находится перед ними; они явно находили, что проще ходить по кривой тропинке, которую проложил Эриксон, пока он не спрямлял ее кривые петли в следующих походах в школу.



Содержание раздела