Косвенная активизация личной мотивации


Р: Для человека негативно настроенного вы подчеркнули бы все те вещи, которых они не стали бы делать.
Э: И тем самым вызвал бы “да”.
Р: Это как мысленное дзю-до. Собственно, это утилизационная техника, то есть вы используете характерные для этого человека установки.
Э: Совершенно верно.
Постгипнотическая амнезия
И частью этого опыта
будет забыть ______ этот сон, после того как вы проснетесь.
Опыт забывания _______ сам по себе
есть опыт,
который никому не чужд.
(Пауза)
Э: Упоминание “забывания” обычно вызывает постгипнотическую амнезию без прямого внушения.
Р: Называние и описание нейропсихологического механизма, такого как забывание, как правило, вызывает его. Это, по-видимому, фундаментальный для современного гипноза факт.
Косвенная активизация личной мотивации
и нового знания с помощью импликации
С вашим образованием,
у вас наверняка будет множество вопросов о разных вещах.
Вы на самом деле не знаете, что это за вопросы.
Некоторые из них вы не угадаете, пока наполовину не ответите на них.
Э: “У вас будет множество вопросов” предполагает: вы захотите узнать все, что только можно, и потому будете полностью вовлечены в происходящее.
Р: Вы снова вызываете установку на обучение.
Э: И очень мощно.
Р: Упомянув ее “образование” профессионального психолога, вы взываете к ее профессиональной гордости и личной мотивации.
Э: Совершенно верно! И не указывая так прямо, что именно вы делаете.
Р: Да, вы не сказали: “Из-за того, что вы психолог, вас это будет интересовать”. Вы просто сказали: “С вашим образованием”  и тем самым вывели на первый план ее гордость собой как профессионалом.
Косвенный способ создания нового знания
Иногда ответы
кажутся одним,
а оказываются чем-то другим.
Р: Импликация, скрытая здесь, предполагает, что возникнет новое знание: новые ответы, чтобы изменить мысленные установки или мысленные привычки, которые могут быть источником личной проблемы. Вы структурируете установку на обучение для терапевтического изменения.
Э: Да, новые и иные знания для психотерапевтического изменения. Не говоря “сейчас я собираюсь вбить вам в голову кой-какое новое понимание”.
Косвенная разрядка сопротивления
Слово “эйприл” (апрель) значит “ребенок”
оно означает месяц.
(Пауза)
Но оно может также означать первоапрельскую шутку.
И еще в своих переживаниях _______ осознайте тот факт,
что вы в самом деле не знаете, куда направляетесь,
но вы направляетесь.
Р: Теперь вы сделали очаровательную вещь: вы знаете, что у С. есть маленькая дочка по имени Эйприл, и говорите о ней здесь. Почему?
Э: Она может сказать: “Только не приплетайте сюда моего ребенка”. Теперь заметьте, я сделал особое ударение на “первоапрельской шутке”.

Все ее отторжение должно исчезнуть от одного этого слова.
Р: Я понимаю. Вы зацепили ее отвержение одним-единственным словом “шутка”.

Вы кристаллизовали и разрядили ее сопротивление.
Э: Разрядил его!
Р: “Первоапрельская шутка” разрядила всю взрывоопасность ситуации. Так что, если было растущее сопротивление, вы здесь его разрядили.

Вы разрядили его косвенно, каламбуром.
Э: Да, и “первоапрельская шутка” несет, к тому же, приятные ассоциации.
Э: Но здесь также имплицитно предполагается, что вы действительно куда-то направляетесь.
Создание мотивации при помощи переживания,
исходящего от пациента
Это все ______ ваше.
Э: Если это все ваше, то вы хотите всем этим владеть, не так ли?
Р: На нее возложено бремя “осуществить” переживание; ей предстоит быть источником собственного переживания.
Э: И поскольку оно принадлежит ей, она хочет, чтобы оно было.
Р: Так что вы опять зацепили ее гордость и тем самым мотивируете ее.
Э: Совершенно верно.
Скрытые имплицитные указания
И этим можно поделиться так, как вам захочется.
Э: Вы не можете поделиться тем, чего у вас нет.
Р: Вы предполагаете, что будет что-то, чем можно поделиться. Вы снова создаете иллюзию свободы, когда говорите: “И этим можно поделиться так, как вам захочется”.



Но скрытые указания здесь: (1), что будет что-то, чем можно поделиться и (2) что она этим поделится.
Придание отваги и стремления к самопознанию
И одна из самых приятных особенностей гипноза
это то, что в состоянии транса _____ вы можете решиться
взглянуть, подумать, увидеть, почувствовать такое,
что вы не посмели бы в обычном состоянии бодрствования.
Э: Я сообщаю ей, что у нее намного больше мужества, чем она полагает, и что осознать можно куда большее, чем ей кажется.
Р: Что, конечно, снова есть научный трюизм: в “банках” нашей памяти и ассоциативных структурах хранится значительно больше, чем мы обычно помним в нормальном сознательном состоянии. Вы используете здесь этот трюизм, чтобы вызвать установку на самоизучение.
Трюизмы, вызывающие психические механизмы:
защиту и поток из бессознательного
И любому человеку тяжело думать, что он может бояться
своих собственных мыслей.
Но вы можете знать, что в этом гипнотическом состоянии
вас полностью защищает ваше собственное бессознательное,
которое защищало вас в ваших снах,
позволяя вам видеть во сне то, что вы хотите,
когда вы хотите,
и сохранять этот сон так долго, как ваше бессознательное
считало необходимым
или так долго, как ваш сознательный разум считал желательным.
Э: Она все контролирует.
Р: У нее есть вся защита, какая ей нужна. Ей не нужно бояться, ее бессознательный разум позаботится о ней, так?
Э: Так!
Р: Вы снова вербально описываете научный трюизм или естественный психический механизм, который путем ассоциации, вероятно, задействует этот механизм. Ранее вы вызвали “забывание” тем же способом, а теперь самозащиту как способ глубоко ее успокоить.
Депотенциализация сознания
Но ваш сознательный разум сохранит его только с согласия
вашего бессознательного разума.
Р: Это означает, что опять сознательный разум ставится под контроль и защиту бессознательного?
Э: Да, и это подчеркивает, что бессознательное может что-то давать сознательному.
Р: Вновь открыть установку на самоисследование, чтобы нечто хлынуло в сознание. Я вижу это все чаще и чаще: вы снова используете естественный психологический механизм, в этом случае бессознательное дает что-то сознанию  для терапевтических целей, существующих здесь и сейчас.
Высвобождение латентных способностей
Важным достижением будет то,
чтобы вы
поняли,
что люди
не знают
своих возможностей.
(Пауза)
Э: Кто важен? Она!

Если вдуматься, никто не знает своих возможностей.
Р: И тут опять вы используете научный трюизм; в этом случае вы всеми возможными способами подготавливаете клиентку к усилению ее латентных способностей.
Э: Совершенно верно.
Предоставление времени для внушений
И вам нужно открывать эти возможности
так медленно, как только вам захочется.
Э: Иными словами, вы не должны чувствовать, что необходимо сделать это мгновенно.
Р: Это важный принцип применения внушений. Когда вы не знаете, готово ли ее бессознательное выполнить конкретное внушение, вы даете ей неопределенный период времени, чтобы его выполнить.

Предоставление неопределенного периода времени для внушений, таким образом, гарантирует надежность. Если внушение не выполняется немедленно, оно не регистрируется как неудача.

Внушение остается в латентном состоянии, пока не сможет быть выполнено.
[Тут Эриксон рассказывает случай из практики, когда пациентка позвонила ему через 16 лет после завершения терапии, чтобы рассказать о новых событиях в ее жизни, которые были напрямую связаны с чем-то, что он велел ей сделать в трансе.]
Центральная роль пациента
И одно из открытий, которые я хочу, чтобы вы сделали,
заключается в том, что вам не обязательно меня слушать.
Р: Вновь отбрасывая сознательный разум в пользу бессознательного.
Э: Я говорю также: “Я не важен, важны вы”.
Р: Понятно, снова подчеркивание центральной роли пациента. Пациент склонен думать, что самым важным человеком является терапевт.
Э: Но это не так!
Р: Пациенты все время пытаются вытянуть у терапевта выздоровление, магию, изменения, вместо того чтобы смотреть на самих себя, как на авторов изменения. Вы постоянно перекладываете ответственность за изменения на самого пациента.
Э: Всегда на них!
Слова, “включающие” психические механизмы
Ваш бессознательный разум может слушать
меня без
вашего ведома
и сверх того  в то же время иметь дело с чем-то еще.
(Пауза)
Э: Еще один научный трюизм  так же как мы сходим с тротуара или снова наступаем на него, не задумываясь.
Р: Фактически вы вызываете этот психологический механизм слушания на бессознательном уровне просто путем его вербального описания. Это достаточно глубоко, если вдуматься: вы используете слова, чтобы описать определенные психологические механизмы, которые вы хотите задействовать.

Ваше словесное описание “включает” тот психологический механизм, который был описан.



Содержание раздела