Совмещение противоположностей


Э: Совершенно верно.
Облегчение изменения и развития
Человек, пришедший на терапию,
входит и излагает вам одну историю, которой на сознательном уровне полностью верит,
а на невербальном языке может рассказывать историю
абсолютно иную.
И бессознательный разум имел мало шансов
выказать признание собственного способа понимания.
Р: Вновь терапевтический трюизм, но почему вы его предлагаете?
Э: Я говорю им: “Вы на самом деле не знаете, что именно с вами неладно”. Вы говорите им это, чтобы они не подумали: “Я знаю все о моей проблеме, о моей болезни”.
Р: Вы вновь вырабатываете установку на обучение, чтобы пришло что-то новое. Вы пытаетесь расширить их горизонт, их опыт.

Именно в этом должно состоять исцеление. Вы говорите, что у бессознательного появится еще одна возможность выразить себя.
Э: Слишком часто сознательное поведение держит вас в таком напряжении, что вы не позволяете бессознательному выразить себя. Это еще один научный трюизм.
Р: И, будучи высказано здесь в такой форме, это открывает путь к изменению и внутреннему развитию.
Косвенные внушения на идеомоторные
сигналы головой
Мы научились кивать головой “да”,
качать головой “нет”.
(Пауза)
Э: Это факт, и вы делаете паузу, чтобы дать им возможность подумать о фактической природе этого утверждения. У них есть время признать, что вы на самом деле говорите правду.
Р: Фактически, таким образом вы знакомите ее с идеомоторным сигналом. Вы не приказываете ей кивать или качать головой, чтобы выразить “да” или “нет”, вы просто упоминаете возможность невербальной коммуникации и позволяете ее собственной индивидуальности решать, как и когда.
Подкрепление индивидуальности
Но это не обязательно так для всех людей.
У пещерных людей, которых недавно обнаружили в южных морях, есть свои способы невербальной коммуникации,
их сигналы намного тоньше, чем у нас.
Э: Да. Ведь каждый из нас индивидуален.
Р: Понятно, в описании этих пещерных людей с их “собственными способами” коммуникации содержится импликация. Вы подразумеваете, что есть место для ее индивидуальности, к которой вы тем самым взываете.
Э: Да, взываю.
Р: Поскольку это, собственно, и есть проблема с пациентами: многие из их симптомов и так называемых психологических проблем вызваны подавлением их индивидуальности. Излечение состоит в том, чтобы позволить индивидуальности проявиться и расцвести во всей полноте.
Э: Совершенно верно, это то, что вам нужно делать, за этим они к вам и пришли.
Идеомоторные сигналы принятия внушения
И ваша готовность полагаться на то, что
ваш бессознательный разум
сделает то, что вам может быть интересно или ценно,
крайне важна.
[С. начинает очень медленно кивать головой.]
Э: Подчеркивая, что она собирается что-то сделать.
Р: Тот факт, что она очень медленно повторяет кивки головой, характерные для идеомоторной автономной реакции, может означать, что она принимает ваше внушение полагаться на свой бессознательный разум.
Открытые внушения: забывание и запоминание
Вам не только предстоит узнать нечто позитивное,
но вам нужно узнать и нечто негативное.
(Пауза)
Одна из негативных вещей, которые вам нужно _____ узнать, 
это забывание.
Сознательно вы можете сказать себе:
“Это я буду помнить”.
Забыть что-то кажется некоторым людям очень трудным.
И, тем не менее, если они взглянут на свою жизнь,
они так же легко могут забывать.
Обучая студентов медицинского института,
вы говорите им _______ очень внушительно: “Экзамен будет проводиться в такой-то комнате, в такое-то время ______ и в здании N
и начнется в 14.00”.
И они все будут слушать с огромным интересом.
И вы повернетесь, чтобы выйти из класса,
и увидите, что студенты наклоняются друг к другу
и спрашивают: “В какой день?
Во сколько?
В каком здании?”
Вы знаете, что они это слышали,
и они забыли это немедленно.
(Пауза)
Р: Вот вы опять говорите о забывании и приводите обычные примеры забывания в повседневной жизни, чтобы облегчить возможность вызвать забывание в форме постгипнотической амнезии. Она повторяет свои очень легкие, медленные кивки головой все время, пока вы произносите эти слова.



Означает ли это, что она принимает ваши идеи и будет действовать в соответствии с ними? В этом случае забудет ли она и испытает ли амнезию?
Э: На каком-то уровне она реагирует признанием или принятием того, что я говорю, но я не знаю пока, как она будет действовать на основании этого.
Р: Вы можете предложить эту не жестко структурированную цепь ассоциаций по поводу забывания, и она может запустить или не запускать механизмы забывания в ее собственном мозгу. Вы не навязываете внушений или команд, вы просто предлагаете словесные ассоциации, которые ее индивидуальность может использовать или не использовать. Транс не обеспечивает принятия внушений (Erickson and Rossi, 1975); он просто является модальностью, внутри которой психические процессы пациента могут взаимодействовать с терапевтом непроизвольно и автономно.

На этой ранней стадии обучения трансу вы просто исследуете, как ее личность откликнется на внушения, которые вы предлагаете в открытой манере.
Совмещение противоположностей
Это форма поведения, которая служит многим добрым целям.
И вам следует с удовольствие научиться забывать не только идеи,
но и невербальные действия.
Намеренно забывать, что вы знаете некое имя,
как вы делали в детстве,
когда решали, что вам нравится другое имя,
и, возможно, полдня развлекались тем, что вас зовут Дарлена
или Анна-Маргарита.
[C., по-видимому, в этот момент возобновила свои медленные кивки головой в знак признания или принятия того, что говорится].
Э: Это обычная детская игра и то, что я говорю, напоминает ей о забытой игре.
Р: И к тому же дает ей еще один пример забытого переживания. Это способ доказательства того, что можно забывать.
Э: Но они вспомнят свои забытые переживания, связанные с этой игрой.
Р: Вспоминая, они делают нечто противоположное забыванию; и тем самым доказывают, что забыли.
Э: И в то же время они подтверждают верность того, что я говорил.
Р: И, возможно, вы выудили какое-то забытое воспоминание, так что вы сделали две противоположные вещи: облегчили забывание и облегчили запоминание. Вы совмещаете психические механизмы забывания и вспоминания, которые обычно очень тонко уравновешены в нашей нейрофизиологии.

И здесь вы тонко уравновешиваете их для терапевтических целей. Мы назовем это совмещением противоположностей, в котором вы пытаетесь уравновесить противоположные мыслительные процессы.

Это тщательное уравновешивание является еще одним способом дать ее индивидуальности возможность выразиться.
Амнезия и диссоциация: утрата способностей
Это весьма замечательная вещь, когда обнаруживаешь,
что можно потерять руку,
ногу,
целое мгновение.
Вы можете забыть, где вы.
(Пауза)
Р: Еще один набор примеров того, как забывание может происходить через диссоциацию.
Э: И у каждого есть такой опыт.
Р: Да. Вы никогда не рискнули бы сказать что-то, чего не бывает всегда у всех. Вы говорите трюизмами ради полного приятия. Люди вынуждены принимать то, что вы говорите, потому что это все верно.

Затем вы делаете паузу, чтобы дать им переварить ваше послание.
Э: И я вызываю воспоминания.
Сознательное и бессознательное
А ведь есть иные способы функционирования разума,
при которых бессознательное может объединяться с сознанием,
много различных способов, при которых бессознательное может избегать сознательного разума
так, чтобы сознательный разум ______ не знал,
что он только что получил подарок.
(Пауза)
Р: Вот ряд трюизмов о взаимоотношениях между сознанием и бессознательным. Вы постоянно используете эти трюизмы, чтобы (1) установить, что вы надежный источник истины и (2) чтобы задействовать определенные психические механизмы и способы функционирования.

Когда эти трюизмы действительно задействуют описанные психологические механизмы (например, забытое воспоминание высвобождается из бессознательного и переходит на сознательный уровень), вы тем самым также подтверждаете истинность и ценность транса крайне безопасным способом. В терапевтической работе вы никогда не используете прямых вызовов с целью доказать преимущество транса.
Э: Совершенно верно.
Р: Это намного более эффективный и интересный способ установить истинность транса, и значительно менее вероятно, что вы вызовете сопротивление.
Выявление латентных возможностей
через импликацию
Такая сложность психического функционирования...
Вы можете войти в транс______, чтобы обнаружить,
Как много всего вы ______ способны делать.
Это намного больше, чем вы могли вообразить.
(Пауза)
Э: Это предполагает: вы имеете перед собой важную цель, когда входите в транс. Дело не в том, что могу делать я, а в том, что вы, пациент, можете сделать.

Вы подчеркиваете все то, что может сделать пациент.
Р: Вы используете импликацию, чтобы инициировать процесс внутреннего исследования, поиска и признания способностей, которых она в себе не подозревала.



Содержание раздела