Сущности заикания


Затем врач-психотерапевт рассказывает о сущности заикания, о том, как и почему оно возникает, разъясняет возможность его устранения гипнозом. Необходимо обязательно объяснить заикающимся, почему лечение, которое они проходили раньше, не возымело должного эффекта.
К. М. Дубровский внушительно и образно говорит о силе слова, которое не только служит средством коммуникации между людьми, но и может иметь физиологическое, а следовательно, и лечебное значение. Для демонстрации проводятся пробы на внушаемость. Фиксируется внимание на могущественной силе слова психотерапевта.
Затем начинается следующий этап лечения. Каждый пациент в присутствии всех индивидуально проверяется на внушаемость по различным тестам (невозможность разжать руки, сжать пальцы в кулак, падение вперед, назад и т. д.). Эти тесты оказывают большое психологическое воздействие на всех участников сеанса. По ходу сеанса К. М. Дубровский выбирал трех пациентов, предлагая им согнуть руки в локтях, развести пальцы веером и делал соответствующие внушения:
"...Максимально развели пальцы на руках. Сейчас я досчитаю до трех, и ваши пальцы одеревенеют. Напряжение растет, смотрите на свои руки, вы видите, как ваши пальцы напряжены и делаются деревянными... неподвижными... Ваши пальцы как гвозди...

Руки оцепенели... Ваши руки подчиняются только моим командам... Вы не в силах сжать пальцы в кулак... Чем сильнее вы хотите сжать их в кулак, тем сильнее они напрягаются... ...Раз...

Врач легко постукивает своим пальцем по напряженным пальцам пациента... Пальцы как гвозди... их не согнуть... Прикосновение моей руки к вашим пальцам усиливает в них напряжение...
12 2699 177
...Два... Пальцы застывают в таком положении... наступает полное одеревенение... полное оцепенение... ...Три... Пальцы как гвозди... их не согнуть... они вытянутые... ровные... неподвижные...

С этого момента вы не в силах сжать пальцы в кулак... Пробуйте... у вас ничего не получится..."


Пациенты пытаются сжать пальцы в кулак, но они не двигаются. После чего врач делает следующее внушение:
"...Я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам на правой руке... и снимаю с них напряжение... Пальцы стали подвижными и легко сгибаются... Пальцы на правой руке подвижные, а на левой как гвозди... Пробуйте сжимать пальцы в кулак..."
Пациент с удивлением обнаруживает, что пальцы на правой руке стали послушными и легко сжимаются в кулак, а на левой по-прежнему напряжены и неподвижны.
Этот феномен К. М. Дубровский использовал для того, чтобы фиксировать внимание пациента на могущественной силе слова врача, а также желая показать заикающимся пациентам свои возможности воздействовать на их психику и мышечное
напряжение. Он еще раз подчеркивал, что слово обладает огромной силой с его помощью можно обрадовать и огорчить, успокоить, загипнотизировать и излечить. Например, если слово врача способно вызвать одеревенение рук, заставить человека падать назад, то точно так же своим словом и одним прикосновением своей руки он смог снять напряжение, спазмы мышц на правой руке.

И таким же образом одним прикосновением своей руки к их голове он сможет снять их заикание и спазмы мышц лица, расковать их речь и открыть путь к новой, правильной речи. Все эти тесты и внушения вызывают у пациентов состояние повышенного эмоционального напряжения. В дальнейшем по ходу сеанса врач выстраивает пациентов в шеренгу вдоль стены на расстоянии полушага и дает установку:
"...Носки и пятки поставить плотно... руки по швам... голову слегка запрокинуть назад... И внимательно слушать мой голос..."
Затем врач обращается к аудитории: "Подготовка к сеансу закончилась. А теперь, перед тем как начать снятие заикания, я проведу проверку состояния их нервной системы на данный момент". После этих слов он, обернувшись к пациентам, громко командует:
"...Внимание!.. Смирно... Смотреть только мне в глаза...

Ни на секунду в сторону, только на меня!.. Сейчас я подойду к каждому из вас... положу руки на вашу голову... и вы под влиянием моего взгляда... упадете назад, на стенку..."


Как только пациент начинает падать назад, делается императивное внушение:
"...Заикание снято... Его больше нет!.. Речь будет четкой... громкой... плавной!..
...Я раз и навсегда снимаю с вас заикание, как старый изношенный сюртук!..
12* 179

...Теперь ты будешь всегда говорить свободно!.. ...Ты чувствуешь громадное облегчение!.. С тебя сорваны путы трудной речи!.. Ты свободный человек, со свободной раскованной речью!"
Начинать сдачу экзамена следует с больных, от которых можно ожидать хорошей отраженной и диалогической речи. Первые фразы, а затем и более развернутые высказывания, произнесенные таким больным без заикания, не только окрыляют его самого, но и оказывают активизирующее воздействие на лечебную группу и всю аудиторию в целом, рождают в пациентах чувство уверенности в своих силах и в успехе лечения. Все, что говорится в процессе сеанса, лечебные внушения специалиста и речь больного все это должно быть окрашено положительными, радостными эмоциями.

Это разрешает состояние психологической напряженности, предшествовавшее моменту внушения.
В последнее время, руководствуясь многолетним опытом проведения указанной процедуры, формулу внушения, адресованную всей группе, мы произносим громким, напряженным голосом, а индивидуальное внушение шепотом, глядя прямо в глаза собеседнику на близком расстоянии. Такой переход от громкого голоса к шепоту помогает длительное время концентрировать внимание лечебной группы и зала на проводимой работе, ни на минуту не позволяет кому-либо отвлечься от того, что делает и говорит специалист.
Тест с падением назад и императивным внушением проводится с каждым пациентом индивидуально. Затем наступает важный и торжественный момент сдача экзамена на новую, правильную речь. При сдаче экзамена врач рекомендует пациентам выполнять несколько "золотых правил речи":
1. Смотреть прямо в глаза врачу.
2. Прежде чем сказать, надо сделать вдох и говорить на выдохе.
3. Надо говорить плавно и уверенно.
Подойдя к одному из пациентов, К М. Дубровский коман-
дует
" ..Внимание! Смотреть в глаза... Говорите громко...

Я могу!.. Мы можем!.. Человек все может!.."
Затем он поворачивает пациента лицом к аудитории и дает ему установку на сдачу экзамена на весь зал.
Четкая и громкая речь пациента без запинок и сопутствующих движений производит огромное впечатление на других пациентов и родственников, сидящих в зале. И они аплодисментами поздравляют с успешной сдачей экзамена бывшего заикающегося.
Врач торжественно поздравляет пациента, жмет ему руку, после чего накладывает "молчание на сутки". Больной может общаться с родственниками только письменно.
На следующий день проводится второй сеанс гипноза "по снятию молчания" и укреплению новой, правильной речи.
Сеанс гипноза по "одномоментному снятию заикания" очень сложен по своей структуре. Используются разнообраз-
ные психотерапевтические приемы: метод "рикошета", императивное внушение наяву и в гипнотическом трансе, а также создание стресса с приемами опосредования и потенцирования. Такие сеансы должны проводиться только в группах из 10 12 человек и в присутствии аудитории, что создает положительный эмоциональный настрой у пациента.
В дальнейшем назначается курс логопедических занятий, которые чередуются с обычными сеансами групповой психотерапии, направленными на закрепление новой, правильной речи.
Так значит, лечение происходит не одномоментно? Разумеется, "разрешение" от заикания в один момент не происходит. Одномоментность состоит в том, что заикающийся, исподволь, заранее (и не в один день) подготовленный специалистами, в какой-то один момент (при кульминации лечебного воздействия) вдруг чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя и на окружающих. Но после первого ощущения еще сравнительно долго будет продолжаться процесс утверждения и закрепления новых взглядов и навыков.

Ему необходимо выполнять специальные речевые упражнения, чтобы самостоятельно научиться и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.
В настоящее время многие специалисты в комплексе своей лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками и взрослыми (маленьким детям это противопоказано) используют приемы, предложенные К. М. Дубровским.
Казимир Маркович любил приводить следующее сравнение: "Есть много способов приготовления различных блюд из яйца, но вначале яйцо надо разбить". Он считал, что вначале очаг заикания должен быть "разбит", а в дальнейшем могут проводиться любые логопедические занятия.
В 1966 г. мне представилась возможность лично познакомиться и долгое время общаться с К. М. Дубровским и неоднократно присутствовать на его сеансах по одномоментному снятию заикания и лечению больных от алкоголизма. Эти сеансы поражали воображение присутствующих театральностью и высокой эффективностью, а также мастерством врача, доведен-
ным до совершенства. Через час после лечения пациенты, которые до этого были не способны назвать своего имени и фамилии вслух из-за трудностей с речью, громко и уверенно произносили на весь зал: "Шурша, шумит камыш... Мой номер телефона триста тридцать три".

В зале не оставалось равнодушных к судьбе этих больных, к лечению и звучали громкие, восторженные аплодисменты, у некоторых родителей на глазах были слезы радости.



Содержание раздела