Присоединение по речи пациента


Раппорт достаточно сложное и многозначное понятие. Психологи и гипнотерапевты вкладывают в него разный смысл. В классическом гипнозе под раппортом понимают взаимодействие терапевта и пациента в период гипнотического транса.

С точки зрения классического гипноза раппорт формируется в период наведения гипнотического состояния и представляет собой реакцию сохраняющихся очагов возбуждения в головном мозге на слова специалиста. Некоторые исследователи объединяют зону раппорта в головном мозге с так называемым "сторожевым пунктом" по Павлову, задачей которого является самостоятельное пробуждение человека в случае необходимости. Другие, напротив, резко разграничивают эти два понятия, мотивируя такую позицию мигрированием зоны раппорта по головному мозгу, "включением" новых очагов возбуждения, в зависимости от внушений гип-нотерапевта, что и является реализацией внушений. Подобный речевой контакт, по-видимому, связан со слуховым анализатором и его представительством в коре головного мозга. Формирование возбужденных и спящих зон мозга приводит к весьма мозаичной картине его функционирования и, возможно, объясняет феномен "диссоциации", получаемый в трансовом состоянии.

Для реализации внушений в мозге должны появляться новые очаги возбуждения, которые могут затухать после их использования и превращаться в "спящие" участки коры.
Различают изолированный и генерализованный (или распространенный) раппорт. При изолированном раппорте субъект находится только в контакте с терапевтом. Внушения от другого человека им не воспринимаются.

Вероятно, слуховой анализатор очень точно настраивается на интонации голоса шпнотера-певта, что приводит к "отсеканию" иных звуков, невосприимчивости к словам, произнесенным другим голосом. Подобное
4 2699
состояние чаще формируется самопроизвольно, но может быть закреплено внушениями. С помощью внушений гипнотерапев-та раппорт (право внушать) может быть передан другому человеку. В таком случае он перестает быть изолированным.
В целом ряде случаев раппорт изначально становится генерализованным, что определяет возможность подчинения пациента внушениям разных людей, находящихся рядом с ним в момент транса. Можно сказать, что в таком случае любой желающий может наладить с ним продуктивный вербальный контакт.
Готовность к раппорту со знакомым гипнотерапевтом сохраняется, что облегчает наступление повторных трансов. Возможно, основой для облегчения повторного установления рал-порта служит возникшая условно-рефлекторная связь или психологически обусловленное усиление доверия терапевту после удачной работы.
В психологии под раппортом понимают гораздо более широкое явление доверительного взаимодействия между людьми. Создается "область доверия", которая объединяет терапевта и клиента. Раппорт такого рода должен облегчить как вхождение в транс, так и всю психотерапевтическую работу, к которой следует отнести предварительную беседу, подготовку к трансу, непосредственно транс и завершение встречи с возможным домашним заданием.
Безусловно, "лакмусовой бумагой" раппорта является погружение в транс, но без доверия и согласия он не будет качественным или вовсе не состоится.
Можно ли создать технологию установления раппорта? Разумеется, стопроцентный успех во взаимодействии невозможно гарантировать, но увеличить свои шансы вы можете.
На гипнотическом сеансе большую часть времени психотерапевт тратит на сбор информации о пациенте. Мы наблюдаем, как человек ведет себя, как и что говорит. Пациент предоставляет массу информации, и очень важно принять ее, а не пропустить. Психотерапевт в этот момент должен уподобиться ребенку, который воспринимает окружающий мир широко раскрытыми глазами и способен замечать, как ползет букашка по цветку, ощущать, как травинка щекочет ногу, и многое дру-
roe. Продолжая что-то делать и говорить, мы следим за тем, как пациент реагирует на наши действия, как он себя чувствует и что происходит с ним в процессе нашей совместной работы.
Первой задачей психотерапии является установление доверия между пациентом и психотерапевтом. Хорошо, когда пациент приходит к вам по рекомендации своих друзей, родственников, тех, кто уже был у вас и кому вы помогли. Это сразу облегчает дело: он уже имеет определенный запас доверия к вам.



А если человек пришел к вам по какой-то рекламе, по назначению другого специалиста или просто случайно узнал о вас, то вы для него человек чужой, незнакомый. Его беспокоит серьезная проблема, которая, как правило, имеет многолетнюю историю и уже пустила мощные корни. С ней надо основательно работать и, возможно, работа будет болезненной.

Иными словами, он готов поделиться сокровенным, заведомо понимая, что вы можете причинить ему психологическую боль.
Для поиска путей создания раппорта существует ряд способов, которые называются присоединением или подстройкой. Выделяют несколько видов присоединения.
Присоединение по речи пациента
Человек, который пришел на прием, рассказывает о своей проблеме. В его рассказе, помимо смыслового содержания, есть еще и речевые характеристики: тон, тембр, громкость голоса, ритм речи. Если пациент говорит тихо, то постарайтесь тоже говорить тихо.

Раз пациент так говорит, значит, зачем-то ему это нужно. Ему так удобнее, комфортнее. Если он говорит медленно, то и вам следует говорить медленно. В русском языке есть синоним термина "присоединение" "отзеркаливание".

Вам нужно как можно лучше "отзеркалить человека", стать его отражением. Это поможет вам наладить взаимодействие и уменьшить настороженность пациента чаще всего своего отражения в зеркале человек не боится. Продолжая беседовать, вы можете постепенно менять речевые характеристики, если того требует терапевтический процесс. Например, вы предположили, что если пациент будет говорить громче, то он будет
чувствовать себя увереннее. Тогда вы копируете (присоединяетесь) громкость голоса собеседника, а затем, постепенно увеличивая громкость своего голоса, добиваетесь того, чтобы он, следуя за вами, тоже начал говорить громче.
Присоединение по значимым словам, речевым оборотам
Внимательно слушайте речь человека, обращая внимание на то, как он описывает свою жизнь, себя, свою семью, окружающий мир, характеризует свою проблему, какими словами определяет желаемый результат терапии. Слова, которые человек произносит, для него могут значить многое они являются ключевыми. Попытайтесь их отследить, может быть, даже записать. Во время беседы вы можете не заметить всех тонкостей речи пациента, а также того, что говорили ему вы и как он отреагировал на ваши слова. Если у вас есть время и желание, сделайте аудиозапись и прослушайте ее после сеанса.

У вас могут появиться другие идеи и совсем другой взгляд на пациента и на его проблему, когда спустя некоторое время вы услышите то, что говорилось на сеансе.
Опираясь на ключевые слова и выражения из речи пациента, вы можете задавать вопросы, и они будут ему понятны. В дальнейшей работе эти слова можно использовать при формулировании внушений, потому что внушения, в которые включены собственные слова пациента, намного эффективнее тех, в которых вы используете только свои слова. Безусловно, существует определенный набор слов, фраз, комфортных для любого человека: счастье, радость, отдых и т. д , но все-таки гораздо эффективнее пользоваться словами, которые вам дал сам пациент.
Присоединение по репрезентативным системам
Люди бывают разные, однако условно их можно подразделить на большие группы по способу восприятия окружающего мира, воспроизведению запомненного или конструированию.
Существует пять органов чувств или пять систем восприятия (их еще называют репрезентативными системами), через которые человек познает окружающий мир:
зрение или визуальная система,
слух или аудиальная система,
кинестетическая система, которая включает в себя совокупность различных рецепторов, расположенных по всему телу,
осмическая (густаторная) система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса,
обонятельная или ольфакторная система, отвечающая за определение запаха.
Очень часто осмическую и ольфакторную систему для простоты объединяют с кинестетической системой.
Итак, будем говорить, что каждый человек воспринимает мир через визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы. В этих системах воспоминания и жизненный опыт кодируются в головном мозге человека. Одни предпочитает запоминать и затем воспроизводить информацию в виде образов, другие в форме звуков, третьи пользуются ощущениями.
Большинство людей предпочитают воспринимать мир через зрение и использовать для мыслительных процессов образы. В таком случае можно говорить о том, что для данного человека ведущей репрезентативной системой является визуальная, то есть его мыслительная информация может быть репрезентирована (представлена) в визуальных образах. Такого человека называют визуалом. Если у человека ведущая система аудиальная, а таких людей очень немного, примерно 23%, то он называется аудиалом. Часто люди с ведущей аудиальной системой становятся музыкантами или каким-то иным образом связывают свою жизнь со звуком.

Если к вам приходит человек и говорит, что он композитор, то скорее всего перед вами аудиал. В ряде случаев аудиальная система развивается компенсаторно, при патологии органа зрения. У некоторых людей лучше развита кинестетическая система, кто то предпочитает распознавать мир через ощущения, прикосновения и помнит его не ярким и красивым, а мягким и пушистым.

Это кинестетики.



Содержание раздела