Для правшей


Каким образом можно определить, какой системой человек преимущественно пользуется? Для этого существует несколько способов. Необходимо послушать человека, поговорить с ним, понаблюдать за ним.
Самый известный способ определения ведущей репрезентативной системы по движениям глаз:
Для правшей
Когда перед вами визуал, вы увидите, что, обращаясь к собственным мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать глаза наверх. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом направляет их влево, то речь идет чаще всего о визуальном воспоминании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей.

У левшей зоны воспоминания и конструкции могут поменяться местами, причем это будет правильно и для аудиалов, и для кинестетиков. Однако важно то, что глаза находятся в "верхнем этаже" поля зрения. Некоторые визуалы будут смотреть прямо перед собой, расфокусируя взгляд. Это означает, что человек где-то в пространстве создает невидимый для нас (да и для себя самого эк-


ран), на котором возникают образы. В ряде случаев экран может быть спроецирован даже на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в какой-то точке, рассматривание невидимых картин.
Поскольку речь идет о целой системе репрезентации себя, своих мыслей, можно выделить и другие черты, характерные для визуала. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пестрое, невообразимое то, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать.

Жесты визуала чаще всего острые, угловатые, быстрые, подчеркивающие его речь. При разговоре визуал старается смотреть на собеседника или над ним. Как правило, заметно, что тонус его мышц повышен, тело находится в готовности к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверхностное.

В речи он употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: "Я вижу... яркий, светлый, цветной". Он будет описывать образы и их изменения как некий фильм, который он видит.

Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек.
Кинестетик, в противоположность визуалу, обычно говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы соотнося сказанные слова со своими ощущениями. При обращении к внутреннему миру глаза, как правило, опускаются вниз и вправо для правшей и вниз и влево для левшей. Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам и ощущениям. В его речи встречаются слова, которые характеризуют кинестетическую систему: "мягкий", "тяжелый" или "легкий", "чувствительный" и т. п. Мышцы тела у него обычно расслаблены.

Достаточно часто кинестетик предпочитает мягкую, удобную одежду, которая может не так эффектно выглядеть, однако доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестикуляция скупая: жестов либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в разговоре о своем восприятии мира, о своих воспоминаниях у него проявляется вегетативно-сосудистая реакция, то есть появля-
ется румянец или капельки пота. Это характерно для кинесте-тиков. Если приводить пример персонажа, который иллюстрировал бы кинестетический тип, прежде всего следует назвать Деда Мороза с румяным лицом, округлыми формами, в теплой, уютной одежде.
Аудиал по внешним проявлениям, пожалуй, ближе к визуа-лу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности, и прежде всего голос. Голос у аудиала очень хорошо модулирован, потому что он является основным способом презентации себя окружающему миру. Аудиал может говорить то тихо, то громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса.

Когда будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспринимать вас. Для вашего общения с аудиалом будет иметь значение то, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов, как правило, бывает немного.



Порой аудиал совершает круговой жест около уха, подчеркивая, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, это зависит от того, насколько ему сейчас нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи.
Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентативных системах, следует уточнить, что у каждого человека в той или иной степени развиты все три системы, и в зависимости от потребности он может переключаться в каждую из них. Безусловно, ведущей остается система излюбленная. Когда пациент приходит к нам в своих переживаниях, преимущественно функционирует как раз его ведущая система, а остальные подавлены.

И тогда одним из способов терапии может стать разблокирование угнетенных систем.
Присоединение по позе и жестам
Этот вид присоединения важен в момент беседы с пациентом (особенно первой беседы, когда происходит налаживание контакта) и в ходе гипнотической работы. Смысл такого присоединения состоит в том, что на телесном уровне вы показы-
ваете человеку его подобие, как бы соглашаясь с ним, поддерживая его. При этом будьте внимательны: не стоит отзеркали-вать вычурных поз, поз агрессии и пр., что может быть воспринято как издевательство. Присоединение должно быть логичным и рациональным.

Важным условием присоединения является ваше ощущение комфорта. Если его не испытываете, то о каком успехе взаимодействия может идти речь? Присоединение по позе и жестам непростой навык. Поза человека привычна и естественна для него, а не для вас, он часто меняет позу и по-разному жестикулирует. Детально уследить за этим во время беседы сложно или почти невозможно.

Поэтому примите удобную для вас позу, примерно соответствующую позе пациента (если он сидит, положив ногу на ногу, сядьте приблизительно так же), постарайтесь понять логику жестикуляции и дайте свободу своим движениям, изредка проверяя, насколько вы продолжаете находиться в присоединении.
Присоединение по дыханию
Это важный вид присоединения, особенно в гипнозе. Присоединение по дыханию происходит, когда вы синхронизируете свой вдох со вдохом пациента и свой выдох с его выдохом. Дыхание важнейший биологический ритм человека, и когда вы дышите в унисон, происходит взаимодействие на глубоком бессознательном уровне.

На уровне присоединения по дыханию можно успокоить человека, синхронизируясь с ритмом его дыхания, вначале, как правило, учащенным, а затем, постепенно урежая свое дыхание, сделать его дыхательные движения более редкими и ритмичными, что приведет к успокоению, а при желании и к погружению в транс. Ведь в трансе дыхание пациента становится более медленным, плавным, ритмичным. И наоборот, вы можете помочь пациенту вернуться из транса, учащая свое дыхание, делая его более глубоким, интенсивным.
Если присоединение по дыханию по тем или иным причинам вызывает у вас дискомфорт (например, пациент страдает бронхиальной астмой, бронхитом или иным заболеванием органов дыхания, если его дыхание в норме слишком редкое или
слишком часто), не присоединяйтесь, помните о своем комфорте.
Собственный комфорт терапевта это такое же важное условие работы, как и комфорт пациента: если, присоединившись к дыханию пациента, вы испытываете дискомфорт, скорее всего, эти чувства передадутся ему. Существуют другие способы присоединения к дыханию, например, присоединение жестами покачивание головой, туловищем, ногой в такт дыхания другого. Этот способ присоединения настолько естественен, что использовать его очень легко.

Кто из нас не кивал головой в такт речи собеседника? А ведь говорит человек всегда на выдохе, и получалось, что мы подтверждали кивком выдох человека, которого слушали.
Когда человек говорит, его дыхание, как правило, достаточно сбивчиво. В этот момент не имеет смысла старательно присоединяться к нему по дыханию, сосредоточьтесь на других видах присоединения. Если вам плохо видно, как дышит собеседник, внимательнее понаблюдайте за движениями груди, живота, складок одежды, часто дыхательные движения бывают хорошо заметны по подъему плеч, движению складок на шее.
Присоединение по дыханию особенно важно в гипнозе, потому что мы тоже говорим на выдохе то есть, соответственно, и на своем выдохе, и на выдохе пациента. Следует помнить, что физиологически на выдохе человек расслабляется. Если для того, чтобы вдохнуть, ему нужно напрячь мышцы грудной клетки, то выдох это процесс пассивный, и когда человек выдыхает, он расслабляется и телесно, и психически.

В момент выдоха, при расслаблении легче проводить внушения. Фразы, сказанные на вдохе, имеют стимулирующий характер. Обычно мы говорим на вдохе пациента, то есть выходим из присоединения, когда пришло время выводить его из транса.
Ценностное присоединение
Следует выделить индивидуальные и культуральные ценности пациента. Последние особенно важно учитывать, когда мы сталкиваемся с людьми другой культуры, другой национально-
сти. Данные ценности характерны не для одного человека, а для целого народа, а мы, в силу принадлежности к другой нации, можем не знать этих культуральных особенностей. У разных народов уважение к старшим, уважение к женщине, стремление к единству своего народа и другие культурные нормы могут быть в разной степени значимыми. Если вам предстоит работать с представителем другой культуры, сначала необходимо побеседовать об особенностях данной культуры, поскольку нередко то, что считается нормой в одной культуре, в другой воспринимается как нечто неприемлемое.

Скажем, если сейчас в русской культуре достаточно распространено моральное и материальное главенство женщины в семье, то в азиатских культурах это совершенно невозможно.
Присоединение по ценностям не означает безусловное принятие ценностей собеседника, оно предполагает лишь принятие этих ценностей без отторжения и немедленных попыток перевоспитать пациента. Мы уважаем человека, принимаем его таким, какой он есть, без комментариев и собственных характеристик. Трансформация ценностей одна из сложнейших задач психотерапии. Обязательным условием для этого является уважение ценностей и личности человека.

Ценности возникают не на пустом месте, как результат беспочвенных умозаключений, они представляют собой концентрированный опыт человека и создаются для максимального приспособления личности к окружающему миру. Как правило, изменению ценностных систем предшествует длительная и кропотливая работа, в основе которой лежит базовый принцип медицины "Не навреди".
Если при присоединении к человеку у вас возникает внутреннее сопротивление, попробуйте разобраться, что в вас "срезони-ровало", какие ваши собственные мысли и устои отталкивают вас, и если отторжение продолжается, откажитесь от работы с этим человеком. Чтобы подобные проблемы не возникали, жестко очерчивайте границы между работой и остальной жизнью.
Присоединяться к другому человеку трудно только на первых порах. Когда навык присоединения уже вырабатывается, этот процесс происходит автоматически: вы делаете это, даже не вспоминая и не проверяя себя.
Чем лучше вы присоединяетесь к пациенту, тем вернее входите в его внутренний мир. Между вами действительно устанавливается внутренняя духовная связь. Глубокое присоединение вы могли наблюдать в семейных парах, когда у супругов возникают одни и те же мысли, одни и те же чувства и реакции на сходные ситуации. Они даже могут понимать друг друга, не пользуясь словами.

Раппорт такого уровня достигается со временем.
Психотерапевты ограничены во времени, нам не дано несколько лет, чтобы присоединиться к нашему пациенту и понимать его как родного и близкого человека. Но у нас есть определенные приемы присоединения, которые позволяют сделать это достаточно быстро и качественно. Чем лучше мы присоединимся к человеку, тем лучше сможем его понять. При идеальном присоединении у нас могут появляться даже одинаковые чувства. В нас словно просыпается шестое чувство, которое не зависит от первых пяти, опирающихся на репрезентативные системы.

Хотя на самом деле это не что иное, как производное первых пяти органов чувств.
Раппорт, как инструмент первой необходимости, способен помочь нам в самых сложных ситуациях, и умение его создавать во многом предопределяет успех терапии.
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ГИПНОТИЗИРОВАНИЯ




Содержание раздела