Впервые только в 1865 г.


Почти все потребительские общества, организованные на заре кооперативного движения в России, просуществовав непродолжительное время, потерпели неудачу. В этом сказались многие причины: слабость их материальной базы, продажа товаров в кредит, открытое неприятие кооперативов купечеством, несовершенство уставов, распри в правлениях, плохая постановка счетоводства. Пережитки крепостничества также мешали потребительским обществам стать организациями широких слоев трудящихся. Узкой была еще социальная база состава членов кооперативов: за их организацию нередко брались представители тех классов, которые были материально мало заинтересованы, но стремились подчинить кооперативное движение своему влиянию
Всех участников кооперативного движения потребителей в России в начальный его период можно объединить условно в три группы: "идеалисты" - молодые энтузиасты кооперативной идеи, воодушевленные перспективой преобразования общества путем использования кооперации; "материалисты" - те, кто рассчитывал на получение солидных барышей, прибылей без особых трудовых усилий, только своим участием в кооперативе, "модники" - наиболее многочисленный слой членов, которые не придавали кооперации большого значения, но считали ее привлекательным, "модным" общественным делом. Оставаться в стороне от нового дела они не хотели.
Впервые только в 1865 г. в официальном документе был употреблен термин "общество потребителей". Но еще долгие годы этот вид кооператива в нашей стране именовали артелью ли товариществом потребителей, а иногда ассоциацией. Лишь потом вошло в оборот и стало ходячим слово "кооперация".
Как правило, в первом же пункте устава потребительского общества отмечалось, что оно "имеет целью доставлять своим членам необходимые предметы потребления хорошего качества по возможно дешевой цене и дать им средства из прибылей общества делать незначительные сбережения"20.
Вступительный взнос обычно составлял 50 копеек, а пай мог быть и 6-, и 15-, и 50-рублевым, как определит общее собрание. Размер пая был достаточно высоким, и об этом позволяют судить тогдашние цены: в Москве, например, один килограмм ржаного хлеба стоил 3,5 копейки, килограмм мяса - 18 копеек. До 80 % чистой прибыли потребительского общества распределялось между его членами по забору товаров в кооперативной лавке либо по забору и по паевым взносам. Это и было "сбережением" членов общества.

Остальная прибыль использовалась для пополнения оборотного, запасного и ссудного капиталов (фондов) самого потребительского общества.

По своему желанию члены общества могли иметь один или несколько паев - от десятков и сотен до неограниченного их числа. Несмотря на это, каждый полнопайный член на общем собрании имел право одного голоса.
Общее собрание членов было высшим органом потребительского общества и принимало решения по всем основным вопросам. Выборное правление являлось исполнительным органом и ведало всеми текущими делами потребительского общества: покупкой товаров у поставщиков, арендой помещений, наймом работников, определением продажных цен в кооперативной лавке, страхованием имущества, хранением материальных ценностей, ведением счетоводства, приемом новых членов, созывом общего собрания и т д Для проверки действий правления и сохранности кооперативного имущества общее собрание избирало ревизионную комиссию.
Таковы были, в самых общих чертах, демократические положения уставов ранних потребительских обществ.
Конечно, кооператоры России некоторые организационные принципы кооперации в период ее возникновения и становления переняли у западноевропейских кооперативных обществ (в частности, у английских и особенно у немецких) Вместе с тем кооперативы в России обладали также чертами самобытности. Так, не привился в наших потребительских обществах принцип продажи товаров по средним рыночным ценам; в российских условиях кооператоры применяли в лавках своих обществ относительно низкие розничные цены. Или другой факт' порой бурно, внешне даже в обстановке неразберихи проходили общие собрания, напоминая сельский сход в общине; тем не менее эти кооперативные собрания принимали взвешенные, продуманные решения.



В деятельности потребительских обществ в той или иной степени отражались некоторые черты российской жизни и даже национального характера, а именно сострадание к ближнему, желание прийти к нему на выручку, готовность к бескорыстному поступку и др.
Почти одновременно с потребительской кооперацией в России стали возникать и другие виды кооперативов. Один из них - столярная артель на уставе, утвержденная в Петербурге вскоре после отмены крепостного права. В числе ее основателей упоминается некто Иван Мельников.
Первое в стране ссудо-сберегательное товарищество было создано в 1865 г. в селе Рождественском Костромской губернии. Организаторы товарищества - братья Святослав и Владимир Лугинины, первый из которых во время пребывания в Германии близко познакомился с кредитными кооперативами Шульце-Делича.
В 1866 г. в селе Остроковичи Тверской губернии создается первая в России кооперативная сыроварня, объединившая состоятельных крестьян для сбыта молока, производимого в их хозяйствах. Эта артель возникла благодаря инициативе отставного морского офицера Николая Верещагина, изучившего молочное дело в Швейцарии, и при денежной поддержке Вольного экономического общества. Не очень удачная вначале история молочной кооперации имела продолжение в форме очень успешного кооперативного маслоделия в Сибири.
Что касается кооперативного движения потребителей, то оно, только успев возникнуть, в 70-х и 80-х годах прошлого века пошло на резкий спад В огромной империи за целый год учреждалось в среднем лишь от 5 до 15 потребительских обществ. Почти столько же ликвидировалось, некоторые - даже не успев открыть лавку. Уже не было возникших первоначально независимых городских потребительских обществ, а новые создавались преимущественно при фабриках да заводах и являлись зависимыми.

Главенствующую роль в них играли не рабочие, а администрация предприятий.
Рабочие в России все еще были связаны с сельским хозяйством, добрая половина из них редко прибегала к услугам частных торговцев. В силу большого размера пая при низкой заработной плате многим рабочим кооперативы были просто недоступны.
Напуганное размахом стачечного движения правительство в 1886 г. запретило выдачу заработной платы натурой через лавки предпринимателей. Поэтому харчевые лавки стали прикрывать кооперативной вывеской. Деятельность зависимых потребительских обществ вызывала у рабочих протест и неприязнь; некоторые рабочие называли их "грабиловками".
Корпоративными, кастовыми являлись потребительские общества чиновников и офицеров. Чиновники создавали их в городах, а офицеры - в гарнизонах. Эти кооперативы отличались высокой ставкой пая и отнюдь не "рабоче-крестьянским" набором товаров в своих магазинах.

Им были присущи некоторые черты замкнутых организаций.
Россия была крестьянской страной, однако сельские потребительские общества возникали пока крайне редко и оставались очень малочисленными.
Из всех потребительских обществ, созданных в стране в течение четверти века, к началу 90-х годов сохранились менее ста. Таким образом, результат начального периода кооперативного движения потребителей оказался более чем скромным. Но этот период дач практический опыт, полезный российским кооператорам в их дальнейшей работе.

4.3. ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышленности, быстро развивались железнодорожное строительство, банковское дело, торговля. Торгвый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу.

При этом часть крестьян недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы и скупщики, наживавшие себе целые состояния. Возросли потребности городского населения в покупных продуктах питания и других товарах, сельских жителей - в фабрично-заводских изделиях.
В таких условиях ускорилось развитие кооперативного движения. Именно в 90-х годах стали возникать новые виды кооперативов: еще редкие земледельческие артели (на Урале, в Поволжье) и многочисленные маслодельные артели (в Западной Сибири). Росла сеть кредитных и потребительских кооперативов. В России теперь ежегодно создавалось до 50 и более потребительских обществ.

Изменился социальный состав пайщиков: усилился приток в кооперацию крестьян, рабочих и других наименее обеспеченных слоев населения, весьма заинтересованных в хозяйственном успехе своих обществ.

Сокращалось количество ликвидированных обществ потребителей. Появились и практично организованные, крепкие, деятельные кооперативы. Эти первые успехи потребительской кооперации являлись очень скромными.

В России пока не было ни примерного (образцового) устава потребительского общества, ни кооперативного союза, ни специального закона о кооперации21. Их отсутствие тормозило кооперативное движение, выражало его внутреннюю слабость.

Интересные записи



Содержание раздела