Управление по делам мелкого кредита


К этому времени подобные банки были созданы в ряде западноевропейских стран. Одни из них, как созданная в 1877 г. Прусская центральная касса, носили государственный характер и действовали на казенные средства, финансируя, в свою очередь, региональные союзные объединения учреждений мелкого кредита. По образцу этой кассы был учрежден в 1898 г. Центральный кооперативный банк в Венгрии.

Другие, как Народные банки во Франции (1883 г.) и Италии (1865 г.), также учреждались при содействии государства, но формирование их основных капиталов осуществлялось за счет привлечения как кооперативных, так и частных средств.
Состоявшийся в 1898 г. при Московском обществе сельского хозяйства съезд представителей ссудо-сберегательных товариществ поручил специальной комиссии разработку проекта устава Центрального банка учреждений мелкого кредита. Разработанный комиссией проект, за основу которого был взят устав немецкого Центрального кредитного акционерного банка, гласил, что банк учреждается как для содействия деятельности существующих кредитных кооперативов, так и для создания новых. Основной капитал его первоначально был определен в 100 тыс. руб. и должен был состоять из 500-рублевых паевых взносов кредитных товариществ.

По уставу этот банк, находящийся в ведении Министерства финансов, должен был осуществлять контроль над учреждениями мелкого кредита, представлять их интересы перед правительством, а также изыскивать средства и выдавать ссуды кредитным товариществам и их союзам.
Однако учреждение банка так и не состоялось, хотя его устав был утвержден правительством. Формально причиной неудачи с созданием кооперативного банка считались многочисленные отрицательные отзывы, последовавшие с мест от кредитных кооперативов. Главным же было то, что почва для создания на кооперативных началах подобного кредитного учреждения оказалась еще не готовой.
Создавая в 1904 г. Управление по делам мелкого кредита в качестве самостоятельного департамента Министерства финансов и передавая ему средства, которыми располагал XI отдел Государственного банка, ведавший финансированием кредитной кооперации, правительство пошло навстречу пожеланиям тех кругов, которые ратовали за образование финансового центра для мелкого кредита. Таким образом, создавалась весьма своеобразная система, внешне напоминавшая германскую, в которой роль центральной кассы играло Управление по делам мелкого кредита, а функции местных союзных объединений выполняли отделения и конторы Государственного банка с их штатом инспекторов. Однако ни Управление, ставшее в значительной степени административно-контрольным центром мелкого кредита, ни Государственный банк не в состоянии были решить проблемы развивавшейся кредитной кооперации, в том числе и ее финансирования.
Спустя несколько лет вопрос о необходимости создания специализированного банка для кредитной кооперации вновь обрел актуальность. В 1907 г. съезд представителей мелкого кредита, состоявшийся в Петербурге, принял резолюцию о необходимости учреждения Центрального банка мелкого кредита, основной капитал которого, не менее 100 млн руб., был бы составлен путем “ассигнований по государственной росписи и за счет средств Государственных сберегательных касс”. По своему замыслу это была новая попытка повторить Прусскую центральную кассу для кредитных кооперативов.

Одновременно при Московском комитете сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществ была образована комиссия, разрабатывавшая проект учреждения в Москве кооперативного банка мелкого кредита по образцу французского Народного банка. Сторонники этого подхода отстаивали мысль о необходимости (в целях правильного и безболезненного развития российской кооперации) устройства независимого кооперативного банка, отказавшись от всяких казенных субсидий.
Оба проекта были представлены на обсуждение 1-го Всероссийского кооперативного съезда, проходившего весной 1908 г. в Москве. И второй подход после продолжительных дискуссий все-таки возобладал. Съезд признал необходимым для дальнейшего развития кооперативного движения создание специального имперского кооперативного банка, но лишь после того, как сложится сеть местных союзных объединений с собственными кассами.

Однако новые обстоятельства внесли коррективы в реализацию этого плана. В это время завершилась разработка устава Варшавского банка кооперативных товариществ, который вскоре был утвержден правительством (22 апреля 1909 г.). Спустя несколько месяцев в Петербурге приступил к работе Центральный банк обществ взаимного кредита.

Все это заставило инициаторов создания кооперативного банка поспешить, не ожидая “оформления союзов кредитных кооперативов”. Новый проект устава был составлен в значительной степени по образцу Варшавского банка, предусматривавшего участие в капитале не только кооперативных, но и частных средств. Почти два года шло его рассмотрение и обсуждение в высших сферах вплоть до Совета министров, и лишь в феврале 1911 г. устав наконец был утвержден правительством и 29 сентября того же года опубликован.
Согласно уставу целью Московского народного банка (МНБ), который должен был обслуживать в основном районы Центральной России, а в перспективе стать “имперским центром кооперативного кредита”, было прежде всего “доставлять средства учреждениям мелкого кредита и всякого рода кооперативным предприятиям для облегчения их оборотов, а также земствам, городам и сельским обществам в деле их содействия поднятию народного хозяйства”. Капитал банка, определенный первоначально в 1 млн руб., должен был образовываться путем выпуска акций стоимостью 250 руб., причем пайщиками-акционерами могли быть и кооперативные объединения, и частные лица.
Свою деятельность МНБ начал весной 1912 г. С первых же шагов ему пришлось преодолеть немало трудностей. Прежде всего возникли сложности с реализацией акций. К осени 1911 г. из примерно 6 тысяч действовавших кредитных кооперативов на акции подписались всего 443, то есть около 7%.

Наиболее активными оказались кооперативы южных губерний (треть всех акций), затем Центрального промышленного, Восточного и Западного районов. Прибалтийский край и Польша, уже имевшие подобную структуру, откликнулись весьма слабо. Сказались и недостаточное развитие кредитных союзов, которые должны были составить основу банковской клиентуры, и недостаток собственных средств у кооперативов.
Эти обстоятельства были отмечены 1-м Всероссийским съездом деятелей по мелкому кредиту и сельскохозяйственной кооперации, состоявшимся в Петербурге в марте 1912 г. Участники съезда, в частности, указали на высокую стоимость акций, которые оказались не по средствам для большинства кредитных кооперативов. Это предвидели и организаторы МНБ, но все их попытки снизить цену акций хотя бы до 100 руб. были отклонены властями [10]. Не увенчались успехом и попытки правления банка разместить акции в европейских странах (в Австрии, Германии, Италии и Швейцарии) [11].

Более того, от отдельных кредитных кооперативов были получены заявления с требованием вернуть их паи, так как МНБ предполагал кредитовать только под вексельное обеспечение.
Сложность положения была и в том, что банк должен был приступить к работе не позже полугода после опубликования устава, который в противном случае терял свою силу. С большим напряжением учредители сумели выполнить необходимые условия и реализовать первый выпуск акций. К 29 марта 1912 г., предельному сроку открытия банка, когда состоялось первое собрание акционеров, владельцами акций были: 4 союза учреждений мелкого кредита (37 акций), 23 земские кассы (81), 729 кредитных и 297 ссудо-сберегательных товариществ (2173), 9 обществ взаимного кредита (38), 14 волостных и городских ссудо-сберегательных касс (71), ряд потребительских и сельскохозяйственных обществ, биржевых артелей, земских управ, а также 165 частных лиц (610 акций).

Таким образом, кредитные кооперативы составляли большую часть всех пайщиков-акционеров МНБ, сосредоточив в своих руках более 60% всех акций.
На этом же собрании были определены ближайшие задачи банка. Важнейшими из них были отработка механизма перераспределения средств между кредитными кооперативами и увеличение основного капитала МНБ по крайней мере до 2 млн руб. С этой целью предполагалось ходатайствовать перед правительством о разрешении создания сети банковских отделений и агентств МНБ, о привлечении к кредитованию кооперативов других кредитных учреждений путем переучета векселей в Государственном и частных коммерческих банках, о дополнительном выпуске акций.
Другой комплекс задач состоял в расширении обеспечения кооперативных учреждений оборотными средствами. По уставу банку предоставлялось право проводить следующие операции: прием вкладов и заключение займов; учет векселей и других долговых обязательств с двумя подписями; выдача ссуд и открытие кредитов под товары, транспортные документы и их дубликаты на срок до девяти месяцев; посреднические операции по покупке и продаже товаров по поручению третьих лиц и за их счет. Однако банк не имел права открывать клиентам текущие счета, обеспеченные соло-векселями, в чем правление МНБ видело существенный недостаток устава и намерено было добиваться его изменения.

Интересные записи



Содержание  Назад  Вперед