Тема 6. Экономическое развитие Советской России в период формирования административно-командной хозяйственной системы


В данной теме рассматривается переходный процесс формирования в Советской России социалистической (плановой) хозяйственной системы в различных модельных модификациях.

5.1. Формирование основных элементов социалистической хозяйственной системы в Советской России (конец 1917-1918 гг.)
После осуществления в октябре 1917 г. леворадикального переворота большевики приступили к политике формирования в Советской России первичных элементов социалистической (плановой) хозяйственной системы. На методы и результаты данной политики существенное влияние оказали следующие обстоятельства:
1. Отсутствие в истории мировой экономики практического опыта формирования социалистической системы, поэтому за основу реформаторской деятельности большевики взяли теоретические представления (как экономическая гипотеза) о сущности социалистической модели; во многом именно отсутствием опыта объясняются те серьезные ошибки, которые допустили большевики в своей хозяйственной практике.
2. Наличие в России к октябрю 1917 г. серьезного макроэкономического кризиса, т.е. «стартовая» ситуация для большевистского эксперимента была крайне неблагоприятной, что во многом объясняет использование большевиками принудительных методов экономического реформирования.
3. Необходимость особого переходного периода от рыночной системы к плановой хозяйственной модели. Отсутствие в России для большевиков достаточно благоприятной внутренней и внешней конъюнктуры заставило их для осуществления модельного перехода избрать жесткий вариант так называемой «шоковой терапии» - насильственный слой старой, рыночной системы и форсированное формирование новой модели государственного социализма.
Рассмотрим первые экономические мероприятия (декреты) Советской власти:
1. Декрет о земле, за основу которого большевики, исходя из тактических интересов, взяли аграрную программу эсеровской партии, которая пользовалась большим авторитетом среди крестьянства. Основные положения данного декрета: национализация земли и передача ее в пользование крестьянскому хозяйству; уравнительное распределение земли между крестьянами, что являлось отражением крестьянской общинной психологии; свобода выбора крестьянами конкретной формы землепользования подворной, хуторской, общинной, артельной.
Но поскольку данный декрет объективно не соответствовал большевистской аграрной идеологии, в феврале 1918 г. был принят Декрет о социализации земли, который явился серьезным отступлением от принципов Декрета о земле: во-первых, земля объявлялась государственной собственностью, т.е. большевики давали понять крестьянам, что решать земельный вопрос будут в соответствии с интересами государственной идеологии; во-вторых, объявлялось, что приоритетной поддержкой государства будут пользоваться только коллективные крестьянские хозяйства, поэтому уже весной и летом 1918 года, когда обострилась продовольственная ситуация, большевики начинают осуществлять первоначальный вариант коллективизации сельского хозяйства: с одной стороны, в деревне активно создаются крайне неэффективные коллективистские хозяйства артели, товарищества, коммуны, а с другой в мае 1918 г. правительство объявило о введении хлебной монополии (подобная практика была и у Временного правительства), что означало переход к политике жесткого давления на зажиточное крестьянство, к насильственному изъятию хлебных запасов через продотряды и комбеды.
2. Национализация финансовой системы России: во-первых, большевики национализировали все три уровня банковско-кредитной системы Государственный банк, акционерные и частные банки коммерческого кредита, учреждения мелкого кредита, а во-вторых, аннулировали внешние долги царского и Временного правительства, что оказало негативное влияние на развитие кредитных отношений между Советской Россией и Западом.
3. Национализация крупной промышленности, внешней торговли и транспортной системы. Сначала в качестве переходной меры на предприятиях была введена система рабочего контроля, но некомпетентное вмешательство рабочих контролеров вызвало негативную реакцию предпринимателей, и правительство ускорило процесс экспроприации крупной частной собственности и национализации базовых сфер экономики.


4. Создание ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства), на который были возложены функции организации отраслевого и регионального экономического управления и планирования.
Начавшаяся летом 1918 г. Гражданская война заставила большевиков прервать реализацию первоначальной программы социалистического реформирования и перейти к политике «военного коммунизма».

5.2. Военно-коммунистическая модель советской плановой хозяйственной системы
Переход большевиков в военно-коммунистической хозяйственной системе объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, наличием экстремальной ситуации гражданской войны, поэтому большевики в своей политике активно использовали опыт государственного регулирования экономики России в годы первой мировой войны и во-вторых, следствием определенной идеологии как утопическая попытка в кратчайший срок перейти к коммунистической организации экономики и общества.
В структуре политики «военного коммунизма» можно выделить следующие принципы:
1. Национализация всей частной собственности и всех экономических ресурсов, т.е. формирование тотального государственного сектора экономики, который является основой плановой модели.
2. Формирование сверхцентрализованной системы организации экономического управления: в системе ВСНХ действовало 52 главных управления (или главки), которые занимались централизованным распределением всех ресурсов, готовой продукции и имели абсолютный контроль под отраслями и предприятиями; конечно, данная система не имела стимулов саморазвития и преобладал милитаристский стиль руководства и образ мышления.
3. Аграрная и продовольственная политика, в основе которой была система продразверстки обязательная сдача крестьянами государству всех излишков продовольствия для обеспечения им армии и рабочих, но фактически продразверстка означала принудительную конфискацию у крестьян необходимого и прибавочного продукта. Данная система и запрещение свободной торговли не создавали у крестьянина как производителя стимула и экономической мотивации; вообще непонимание социальной природы крестьянства имманентная черта большевизма.
4. Натурализация всех рыночно-обменных хозяйственных отношений. Переход экономики к натуральному обмену объясняется двумя причинами: во-первых, идеологически считалось, что при социализме будут отсутствовать рынок и товарно-денежные отношения, а во-вторых, в годы войны начал проявляться процесс супергиперинфляции: неограниченная эмиссия денег (например, в 1921 году количество бумажных денег увеличилось до 2,3 трлн руб.), их полное обесценение, инфляционный рост цен (например, если уровень цен 1913 года принять за 1, то в 1922 году он составил 7 343 000). В этих условиях фактически прекратила свое существование налоговая и кредитно-банковская система, в промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов, вводилась карточная система распределения продовольственных и потребительских товаров в виде дифференцированных натуральных пайков, хотя, конечно, реально существовал и «черный» или свободный рынок.
5. Всеобщая и обязательная трудовая повинность: мобилизация всего трудоспособного населения от 16 до 55 лет, мобилизация рабочих и специалистов в промышленности, «милитаризация» рабочей силы, трудовые армии, трудовые и гужевые повинности крестьян, система наказаний для «дезертиров трудового фронта» - военные трибуналы, штрафные рабочие команды, заключение в концлагеря.
По мнению большевиков, принудительный труд является характерным элементом социалистической системы.
6. Использование коммунистических принципов распределения и потребления государственных услуг отмена денежных налогов с населения, бесплатные услуги государства (транспорт, жилищно-коммунальные услуги, посещения культурных учреждений и др.).
После окончания Гражданской войны большевики столкнулись с серьезным социально-политическим кризисом военно-коммунистической модели: во-первых, недовольство крестьянства политикой продразверстки, поскольку в ней отсутствовали экономические стимулы для развития сельскохозяйственного производства, причем это недовольство выразилось в антиправительственных восстаниях; во-вторых, недовольство индустриального пролетариата натурализацией зарплаты и уравнительной системой оплаты труда и в третьих, как квинтэссенция кризиса мятеж матросов и красноармейцев Кронштадта весной 1921 года, которые выступали с антибольшевистскими политическими требованиями. «Уроки Кронштадта» показали лидеру большевиков В.И. Ульянову-Ленину необходимость временного отказа от ортодоксальной политики «военного коммунизма» и переходу к компромиссной новой экономической политике (нэпу).

5.3. Нэповская модель советской плановой хозяйственной системы
Начавшаяся в марте 1921 года нэповская перестройка советской экономики имела следующие основные принципы:
1. Изменение аграрной и продовольственной политики вместо продразверстки вводился единый денежный продналог как долевое отчисление от произведенной продукции; кроме того, разрешались сверхплановая реализация крестьянской продукции государству по рыночным ценам, аренда земли и наем рабочей силы, восстанавливалась система аграрных рынков. Данная политика заметно стимулировала расширение производства в крестьянских хозяйствах: например, производство сельскохозяйственной продукции выросло за 1921-1926 гг. в два раза и на 18% превысило уровень 1913 года; с 1923 года возобновился зерновой экспорт, и вообще в нэповский период среднегодовой темп прироста аграрной продукции был на уровне + 10%.

Интересные записи



Содержание раздела