Древняя Австралия


Считалось, что весь мир населен духами, поэтому общение с духами и есть профессия шамана. По верованиям древних чукчей и эскимосов у всех природных явлений и объектов есть их хозяева - духи, поэтому для достижения любых целей, будь-то охота или лечение, необходимо было вступать в общение с духами- хозяевами.
Население считало, что в природе всем управляет некая сила - хила. Обладающий этой силой добивается успеха в своем деле, поэтому считалось, что именно шаманы обладают этой таин- ственной природной силой.
Костюм шамана с различными погремушками и бубном весил иногда до 30 кг, поэтому шаманы действительно были люди сильные и выносливые и могли плясать, трудиться, выкрикивать в трансе по несколько часов подряд, а при лечении, в некоторых случаях, по несколько дней, после такого лечебного сеанса шаман падал и не мог пошевелиться, находясь в полуобморочном, полутрансовом состоянии.
Люди верили, что существует верхнее небо, куда шаман мог входить и оттуда все видеть и знать. Шаманы разделялись по своей квалификации, одни умели одно, другие - другое, но были шаманы универсалы, они могли все.

При лечении шаманы обязательно использововали транс, лечебные травы, напитки и заклинания.
Автору посчастливилось лично видеть искусство чукотских шаманов, которое частично сохранилось до наших дней. В основе шаманского искусства лежат развитое воображение, владение психотехникой транса, умение лечить, знание своей культуры и традиций.

Шаманы действительно владеют до сих пор некоторыми трансовыми секретами, необъяснимыми с точки зрения совре- менных научных знаний. ДРЕВНЯЯ АВСТРАЛИЯ
Из всех ныне существующих народов именно австралийцы сохранили наиболее древние элементы трансовой культуры.
Наиболее распространен среди австралийских племен (родов) - тотемизм. Тотемизм - это трансовая способность вступать в мистические отношения с предметами, животными, насекомыми, растениями, солнцем, дождем, ветром и другими явлениями природы.

Чаще тотемами были животные: кенгуру, дикая собака, страус эму, змея, ящерица, попугай какаду, ворон и др.
Обычно каждый род был и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т. д. Тотемические верования австралийцев имели несколько разно- видностей: родовой, племенной, фратриальный, половой и индивидуальный. Австралийцы сильно верили в таинственное родство со своим тотетом, иногда они даже отождествляли себя с ним. Жестко соблюдался запрет убивать животное - тотем, лишь при выполнении трансовых обрядовых мистерий необходимо было обязательно поесть мяса своего тотема для укрепления кровного мистического родства с ним.

Обрядовые мистерии, как правило, стремились по сценарию тотемического мифа, который рассказывал об истории рода и его связи с местом обитания.
Многие австралийские племена, например, племя аранда верят в то, что человек есть живое воплощение родового тотема, происходит и ведет свою историю от него.
У многих племен были распространены чуринги - это овальные камни или деревянные пластинки, покрытые симво- лическими рисунками, означающим тотем. Считалось, что чуринги поддерживают мистическую связь человека с тотемом и тотемическим предком. Следует отметить, что со временем идея тотема у многих других народов превратилась в идею храма или церкви, а идея тотемического предка - в идею Бога, таков на наш взгляд, механизм возникновения религии, так как именно места хранения уринг стали тайными тотемическими центрами - священными тайниками, где совершались различные тотемические культовые обряды - это место отмечалось особым знаком: скалой, озером, деревом, камнем, врытыми вертикально костьми крупных животных и т. д.
Австралийцы верили, что тотем может их спасти в минуту опасности и наоборот, если хочешь причинить вред врагу - необходимо уничтожить (убить) его тотем или прибегнуть к трансовому мистическому обряду колдовства или порчи. У некоторых племен, например, у племени алава, были очень искусные в трансовых мистических убийствах люди - их называли мулунгува.
Наиболее распространенным методом употребления транса считалась лечебная магия. Трансовое воздействие сочеталось с использованием массажа, лекарственных трав, кровопусканием, припарками и компрессами и др.



Техника лечения выглядела очень живописно - шаман-знахарь пением, танцем, заклинаниями, пассами и специфическим отрешенно-остекленным взглядом вводил себя, пациента и присутствующих в транс, а затем изгонял из пациента злых духов, высасывал и вытягивал из него болезнь.
Чтобы стать шаманом, необходимо было долго учиться у знахаря, а затем уединившись в пещеру на несколько голодных дней, ждать когда придет мистическое озарение от духов, управляющих природой. Как правило, такое озарение обязательно наступало и молодой знахарь становился шаманом, то есть приобретал способность читать и чувствовать природу непосредственно на интуитивном бессознательном уровне.

Иногда необходимые шаману знания проявлялись в виде мысленных картин- видений, иногда в виде непонятно откуда вдруг появившегося готового знания. Шаман мог управлять погодой, лечить, гадать, предсказывать, колдовать, привораживать, заклинать, совершать ритуалы воинской и бытовой магии т. д.
Кроме глубоких профессиональных знаний шаман был живым носителем традиций и истории рода, его обычаев и культуры. Как правило, это был самый умный и знающий человек племени.
До настоящего времени у австралийцев сохранились мифы о древних временах, когда люди могли совершать необычные для сегодняшнего дня вещи, например, превращаться в животных, посещать небо и др. Более высокой формой верований древних австралийцев был анимизм, то есть вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

Древние австралийцы населяли духами весь окружающий мир - животных, растения, явления и предметы природы.
Древние австралийцы верили и в существование человеческой души, но они считали, что душа умирает вместе с физическим телом, а загробного мира не существует.
В настоящее гремя большинство секретов древней трансовой практики австралийцев безвозвратно утеряны.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Источниками трансовых знаний для древних греков был знания, полученные из Аравии, Индии и Египта. Секретами лечения трансом и необходимой психотехникой владели все служители храмов.

В Древней Греции были хорошо разработаны известные на Востоке наркотические галлюциногенные средства, которые заключались в приеме специальных напитков, дыхании особым образом приготовленных благовоний, произнесении заклинаний, выполнении настраивающих и вводящих в измененные состояния сознания ритуальных жертвоприношений, специальных полуголодных диетах, экстатических образных молитвах, специальных пассах и массаже, специальных физиотерапевтических прогреваниях песком и глиной, солнечных ваннах, водных процедурах, а главное, в психотехниках, развивающих воображение и тормозящих психику, для чего использовались специальные рисунки на блестящих кристаллах, металлических зеркалах, сосудах и др.
В основе древнегреческой медицины лежало учение о высоком лечебном действии длительного трансового сна, поэтому пациентам вышеуказанными средствами развивали воображение, повышали внушаемость и приводили психику и физиологию в специальное трансовое сноподобное состояние. На шкурах диких кабанов пациенты оставались в трансовом состоянии до получения глубокого транса, позволявшего им видеть различные мифические картины, предварительно внушенные им жрецами.

Сформированные таким образом установки на исцеление, закреплялись повторными трансовыми процедурами и дополнялись приемом различных лекарств и оптимистическими беседами служителей храма. Главным психотехническим моментом древнегреческой медицины было использование авторитета богов, которые своим присутствием в лечебном трансовом сне пациентов должны их излечить.

Наибольшим авторитетом пользовался Асклепий, в честь которого строились специальные храмы, где лечились больные с самыми разными заболеваниями.
Кроме медицины искусство транса у древних греков получило свое развитие в религии, астрологии, а также умение
предсказывать и прорицать.
В XIY веке до н. э. в Элевсине на основе земледельческого культа Деметры появился тайный культ - учение о загробной судьбе душ и возможности сделать счастливым свое загробное существование с помощью особых мистерий, позволяющих посвященному войти в глубокое, трансовое состояние и непосредственно физически испытать еще при жизни экстатическое радостное ощущение пребывания души вне тела. Эти тайные мистерии получили название - Элевсинские таинства.

Посвященные собирались на ночные тайные богослужения в храме Деметры и в глубоком трансе разыгрывали мистерии. Элевсинские мистерии представляли собой трансовую форму религии спасения, то есть учения о человеческой душе и возможности ее бессмертного существования после смерти физического тела.
Элевсинские Мистерии были основаны Эвмолпом и через Пифагора, Пиндара, Платона, Эпикура, Цицерона и др. дожили до IY века, когда их запретил Феодосии, уничтоживший все, что не являлось строго христианским вероучением.
Элевсинские Мистерии разделялись на Малые и Великие. Малые Мистерии праздновались ежегодно весной, во время весеннего равноденствия в городе Агре.

Великие Мистерии праздновались один раз в пять лет, в день осеннего равноденствия в Элевсине (Афины).



Содержание раздела