Чань-Буддийское Ск


Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потен- циальную энергию человека) по мнению йогов, находящуюся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров, особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей.

Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают все болезни головы. Удивительная память - это побочный продукт практики Тратака.

Благодаря этой практике, ученик овладевает способностью контролировать свою психику и физиологию. Углубляется саморегуляция. Техника исполнения.

Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа. Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте их полностью и медитируйте в течение 1 мин. в этом состоянии на отдых. Когда усталость пройдет - продолжайте тренировку. Иногда, вначале, вы можете испытать различные реакции: головную боль, головокружение.

Не беспокойтесь - это реакция и она проходит, когда вас одолевает какая-нибудь реакция - медитируйте, закрыв глаза, на звуке ом (анахата надам).
Время занятий надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.
2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим ум упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытие глаза по направлению к междубровью, межбровному пространству и зафиксируйте. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на кончик носа и через него в ЦНС, а при фронтальном взгляде - между глаз.

При носовом взгляде верхняя половина глаз закрыта, а нижняя - открыта. При фронтальном - наоборот.
3. Тратака на внешнем объекте. Необходимо сделать черную точку на белом фоне или белую - на черном. Установить удобно перед собой. Необходимо думать, что это символ бесконечной природы и устремить свой взгляд и сознание на высшую природу и высшее сознание.

Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку не мигая, без напряжения и усталости. Заниматься постоянно систематически, в течение месяцев, пока не получите длительной тратаки (до 30 мин.).
4. Тратака на голубой свет. Сидя или лежа, удобно направить взгляд на слабую синюю лампочку или на голубой свет от лампочки, установленной сзади объекта концентрации.

Взгляд устойчивый и непрерывный. Вначале выполняется пратьяхара (отвлечение чувств от объекта, расслабляете ноги, живот, грудь, шею, руки, голову; чувствуете, как они расслабляются).

Ощущаете - мышцы энергетизированы, в теле ощущается магнитная пульсация, все сильней и сильней. Постепенно ощущение тела исчезает. Тело анестезировано, рот обвис.

Вы входите в сампроджнята самадхи (высшая степень созерцания и сосредоточенности). Выполняя дхарану, дхьяну и самадхи (фиксацию сознания, внушение и ощущение потока сознания), стараетесь и достигаете растворения сознания.
Это упражнение подчиняет Вашему сознанию - воле - Ваше подсознание, по мере тренировок все сильнее и сильнее.
Йога учит также методам достижения йоганидры и контролю ума до приобретения способности осуществления самадхи, т.е. состоянию высшего сознания. Состояния, когда в процесс осознания включен весь потенциал бессознательного (подсоз- нательного).

Древняя йога учит, что при выполнении самовнушений надо быть всегда абсолютно уверенным, что именно у Вас все хорошо получается, быть в состоянии ожидания и энтузиазма. Это состояние должно предшествовать каждому упражнению в практических занятиях, в том числе и обучаясь тратаке. Приведем две словесные формулы индийцев: 1-ая - для достижения йоганидры, 2-я - для достижения самадхи. Первая формула: Я четко контролирую ум и мысли...

Глубокий покой и магнетизация во всем теле... Я концентрируюсь на высшей природе, высшем сознании. Я бессмертен... олицетворяю высшую справедливость...

Мое тело погружается в Йоганидру на... (указывается время, например, на 1 час ровно).


Вторая формула: Я достигаю окончательной истины, окончательной реальности... Я достигаю окончательной цели моей жизни в этом мире... независимо от судьбы моего тела...

Я обязательно достигну нирваны...
Чань-буддийское СК - главное звено психической подготовки в чань-буддизме. Практикуется СК только в комплексе с другими методами воздействия на психическое и соматическое состояние человека, носящими как внешне статический, так и активно- инамический, так и невербальный характер - парадоксальные задачи (гун-ань) и диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (в том числе единоборства), физический труд, специальная диета, массаж и самомассаж, приемы биоэнерге- тической стимуляции с помощью разнообразных средств (например, сигнальной рефлексотерапии), контактное невербальное воздействие и посвящение учителя и др.

Комбинация этих средств усиливает эффект техники для достижения просветления.
Сам процесс СК предваряется подготовительными физическими и психическими упражнениями, призванными привести психику и саматику практикующего в оптимальное функциональное состояние, снимая возбуждение, стрессы и другие негативные факторы, мешающие созерцанию. С этой целью применяются методы психосоматической релаксации, водные процедуры, массаж или самомассаж БАТ, сопровождаемый внутренней работой по активизации энергетических центров, каналов и меридианов с помощью психической концентрации и дыхательных упражнений и т.д.
На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется: 1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений; 2) правиль- ному положению тела; 3) внешним условиям, удобным для СК.
В монастырской практике обычно использовалась клас- сическая йоганическая поза лотоса или сэйза. Рекомендация чаньского наставника: Когда Вы впервые начинаете практиковать цзо-чань и созерцать свое сознание (кань- синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места.

Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс.
Расслабьте туловище и конечности. Промассируйте себе позвоночник.

Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания Вы обретете Вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую.

Когда Ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным.
А теперь рассмотрим несколько других психотехник:
1. Пациент усаживается на стул, руки свободно лежат на бедре. Врач вращает кистью правой руки вокруг головы пациента, вызывая легкое утомление зрения и головокружение. Через 1-2 минуты врач накладывает левую руку на затылок, а правой выполняет вертикальный пасс сверху-вниз вдоль глаз и закрывает глаза, оставляя руку на глазах. Затем начинает легкое круговое вращение головой пациента, добиваясь полного расслабления мышц шеи. Почувствовав, что голова легко болтается, врач жестко наклоняет ее к груди пациента.

Через 1-2 минуты развивается СК.
2. Исходная поза пациента: сидя, колени раздвинуты на 20- 30 см, руки опущены вдоль туловища. Начало этой техники полностью совпадает с предыдущей. Индийцы считали наиболее СК-генной зоной участок глаз, а арабы - затылок. Поэтому после наклона головы пациента врач своим горячим дыханием 1-2 минуты разогревает ему затылок. Затем левая рука врача ложится на спину чуть ниже лопаток, а правая на затылок пациента.

Слегка вибрируя, раскачивая и расслабляя все туловище пациента, врач наклоняет его туловище и голову вперед-вниз к точке между колен. В заключительной фазе этого движения врач давлением двух рук чуть резче завершает наклон туловища и головы пациента вниз до отказа и оставляет его в этом положении.

Через 1-2 минуты развивается СК. Глубина СК зависит в основном от информационной психофизиологической чувствительности пациента.
3. Пациент стоит или сидит, руки опущены вниз - вдоль туловища. Врач закрывает правой ладонью глаза пациенту и просит его дышать возможно медленнее с максимальными промежу- точными паузами.

На седьмом медленном вдохе, врач плавно поднимает прямые руки пациента вверх над головой, а затем отпускает их и приказывает: Руки на выдохе, плавно, сами, в неосознаваемом режиме, опускаются вниз. По мере опускания рук ты засыпаешь все глубже и глубже... и когда руки дойдут до низа, ты заснешь!
4. Пациент лежит или сидит в удобном для сна положении (у каждого человека это положение свое). Врач просит его закрыть глаза, расслабиться и успокоиться, ни о чем не думать - отдыхать, шею расслабить и голову опустить слегка на грудь. Минут через 5-10 врач внушает пациенту ощущение легкости, воздушности, невесомости. Затем говорит: Вы четко представляете себе и ощущаете как будто Вы сбегаете вниз по ступенькам с высокой лестницы - тело становится легче и легче... Внизу лестницы находится облако тумана...

Вы, не чувствуя тела, все глубже и глубже погружаетесь в туман... Туман окутывает Вашу голову все больше и больше и Вы погружаетесь в сон... Состояние непреодолимой сонливости усиливается и Вы засыпаете... Спите!..

Спите!.. Отключайтесь!



Содержание раздела