Психотехники Ск 5


ПРОДОЛЖЕНИЕ
123. ОБОСНОВАНИЕ: Одна из основных черт воззрений йоги состоит в том, что мысли не отождествляются с нашим истинным Я. Все волны (ВРИТТИ), которые возникают в мыслительной субстанции (ЧИПЕ), являются внешними по отношению к человеку, принесенными в него извне.
Соответственно, одна из задач йоги - научиться быть независимым от мыслей: не мысли должны руководить человеком, а человек - мыслями. Способность в некоторые избранные моменты времени не думать - особый дар, врожденный или приобретенный в результате длительной и систематической работы над своим сознанием.

Патанджали в своей Йога-сутре определил йогу как удержание материи Читты от волнений (модификаций). В этом состоянии Читту можно уподобить большому озеру, поверхность которого зеркально чиста из-за полного отсутствия волн, и в нем может отражаться Я человека. Но это - модель.

Наш ум, а точнее ментальное тело, имеет значительно более сложную структуру, над которой стоят более тонкие оболочки Я, т. е. более высокие по уровню системы.
Когда мы расслабляем наше тело, например, лежа на полу, мы ощущаем в итоге физический покой, восстанавливающий возможности тела. Многие такой же отдых хотят получить и для психики, для этого уединяясь на даче в лесу или просто в своей комнате. Выключив на некоторое время все сильные эмоции, мы отдыхаем в плане психики. Интегральная йога и классическая Раджа- йога идут в этом отношении дальше: предлагают вам сознательно делать умственный отдых, научившись время от времени отключать возможность возникновения каких-либо мыслей. Многие знают, как тяжело долгое время находиться в обществе не очень дружелюбно настроенных к вам людей: надо постоянно контролировать себя, следить за каждым жестом, поступком, тщательно подбирать слова, и все это, конечно утомительно.

Круг друзей или, наоборот, одиночество представляют собой обычно практикуемый отдых от необходимости жестко контролировать себя, от подавления части желаний (например, высказать кому- то все, что о нем думаешь). Так, отключая одну за другой наши нервно-психические оболочки от интенсивной работы, мы даем отдых для каждой сферы деятельности нашего Я и вместе с тем базу для развития каждой последующей. Обычно над последним аспектом не очень задумываются, хотя это очень важное свойство. В конечном итоге, бессознательно мы постепенно приближаемся к пониманию нашего истинного Я, что обычно требует много лет, а в большинстве случаев десятилетий, и что может быть существенно ускорено, благодаря практике йоги. Раджа-йога, как и практика буддизма, ускоряет процесс выявления всего того, что представляет собой не-Я.

Это не физическое тело, не эмоции, не мысли. При этом, однако, путь классической йоги предполагает выход из бешеного круговорота жизни, отшельническое уединение.

Аскет при этом также привязан к своему отшель- ничеству, как распутник - к объектам разврата. Кроме того, человек, привыкший к молчанию и одиночеству, обычно очень скоро теряет все свои достижения в йоге, оказавшись в среде низкоразвитых людей, в водовороте жизни он начинает тонуть или мотаться по жизни в разные стороны. Эти обстоятельства послужили существенной темой для критики А. Гхошем клас- сического восьмеричного пути, и его Интегральная йога призывает не уходить от жизни, а возвыситься над ней, реализуя в активной деятельности возможности своего Я, развивая всесторонне свои способности.

О том же писали Н. К. и Е. И. Рерих. Классическая йога, кроме того, основана в основном на трансформирующем воздействии Восходящей Силы, т. е. прежде всего - статической энергии Кундалини, которая пробуждается сначала методами Хатха-йоги и затем - медитативными упражне- ниями. Наоборот, Интегральная йога Гхоша основана на благотворном влиянии Нисходящей Силы из других, более высоких миров и энерго-информационных полей и потоков.

Для того, чтобы в человека вошла эта Нисходящая Сила, его ум и вообще весь организм должен быть готов, иначе ей не будет в нем места. Войдя в человека, эта сила в итоге помогает делать нам нашу работу в этом мире, как указывает Шри Ауробиндо, создает вместе с тем возможности для того, чтобы подняться на значительные высоты духа и осознать ряд важнейших религиозно- философских истин.


Безмолвие разума, таким образом, есть необходимое условие для того, чтобы на нас подействовала Нисходящая Сила. Вместе с этим мы одновременно получаем возможность осознать, что наше истинное Я находится выше тела, эмоций или интеллекта и что оно реально существует.

Ментальная завеса рушится, и сознание получает реальную возможность увидеть мир и людей такими, какими они на самом деле являются.
МЕТОДИКА: Исходная точка в Интегральной йоге состоит в умении через Спокойствие прийти к Безмолвию разума. Первое, чему следует научиться, - это устанавливать Спокойствие ума. Когда мы сидим с закрытыми глазами и анализируем состояние ума, вначале мы оказываемся прямо-таки затопленными потоком самых разнообразных мыслей. Они возникают, появляются отовсюду вновь и вновь. Существует несколько способов их утихомирить.

Первый метод успокоения ума заключается в концентрации на то стремление, цель, девиз, который есть у каждого из нас над умом или глубоко внутри. Это стремление становится главным (доминантой), а все остальные мысли постепенно приобретают все меньшую силу и отбрасываются. Второй способ состоит в использовании некоторого образа, например, безбрежного Океана, гладкой поверхности озера, на которой мы лежим или по которой плывем, становясь постепенно сами этой спокойной беспредельностью. Третий способ заключается в том, что после созерцания в течение примерно одной минуты свободного хаотичного потока мыслей начать постепенно от них уходить, оставляя их в стороне. Однако не должно быть увертывания от всепродолжающих возникать мыслей (как в фехтовании или боксе).

Лучше все мысли без исключения вытеснить мощной, упругой волной Безмолвия, сила которой очень велика. Безмолвие обладает защитными свойствами, барьерной функцией. Оно в состоянии вытеснить любые построения интеллекта, отбросив их куда-то в сторону, обратно вовне.

Четвертый способ - это ощутить и мысленно увидеть внутренним взором, как в вас входят из окружающего пространства мысли, и отгонять их, как отгоняют от себя назойливых мух, например, движением ресниц при полузакрытых глазах.
Каждый может найти свой метод, путь, позволяющий вкладывать минимум напряжения в поиски и установление Безмолвия. В любом случае никогда нельзя подавлять мысли прямым образом: сфера интеллекта то и дело будет устраивать вам восстания, напоминая неподвластную, разбушевавшуюся стихию. Не следует также закостеневать в духовном уединении, т.к. привычка к одиночеству сама по себе является ослабляющим фактором для жизни в миру. Лучшее средство не допускать этого - практиковать успокоение ума там, где это кажется труднее всего - в метро, в транспорте, на улице, в перерывах между работой.

В целом ряде случаев эффект контраста будет очень силен, и внезапно наступившее Безмолвие внутри вас будет лучшим доказательством его существования.
Для того, чтобы лучше закрепить достигнутые уровни покоя, мы рекомендуем повторять время от времени мысленно формулы самовнушения.
Количественные изменения неизбежно перейдут в качест- венные: степень достигнутого спокойствия ума будет все более высокой, и все это будет ощущаться вами. Рано или поздно вы сможете видеть входящие в вас мысли, что будет свидетель- ствовать о достижении определенного уровня.

Основой для дальнейших успехов будет служить самоанализ, однако, во всех случаях останавливаться, считая что вы достигли успехов, не следует.
ЭФФЕКТ: Этот вид медитативной практики незаменим для людей умственного труда, предоставляя им прекрасный отдых для восстановления интеллектуальной силы. Шри Ауробиндо отмечал, что получают развитие такие способности, о существовании которых человек раньше и не подозревал, например, матема- тические, стихотворные, лингвистические и т. д. Произво- дительность труда увеличивается во много раз.

Расшатанная психика восстанавливается, психическое равновесие становится все более устойчивым.
Примечания: 1. Существует переходный период, когда новый уровень сознания еще не достигнут, а старый кажется нам уже примитивным. Разрывы такого рода проявляются главным образом как ощущения пустоты.

Зачастую мы становимся при этом чрезмерно чувствительными: шум вокруг, болтовня или суета людей становятся для нас нестерпимыми. Не следует заострять на этом большого внимания, это пройдет, и наилучшим средством здесь будет чтение высокохудожественной литературы и религиозно-философских трактатов.
2. Уныние, подавленность духа - огромный тормоз для любого упражнения в медитации, особенно - для медитации Безмолвия. Мы зачастую любим делать из себя мучеников, страдальцев, хотя на самом деле - это внушения сил низшей природы, так как ваше истинное Я в любом случае незагрязненно, чисто и светло, в чем вы можете тотчас же убедиться, когда сосредоточитесь на высших уровнях души.
3. Не следует также и торопиться, успокоение ума не должно становиться навязчивой идеей. Для успеха очень важно хорошее настроение, поддержание бодрого и веселого духа.



Содержание раздела