Графический Аналог Мантры Хат



1. Графический аналог мантры ХАТ: фиолетовый знак на голубом фоне.

Рекомендуется читать мантру ХАТ 3-6 раз перед сном, но можно это делать и в середине дня (по 1-2 раза) в случае неожиданных воздействий на психику. Не следует вначале практиковать мантру более 5-6 раз в день.
ЭФФЕКТ: Мантру полезно использовать в терапевтических целях, которые указаны выше - в обосновании. Эффективность резко возрастает при систематической практике.

Кроме того, само переключение сознания на графический аналог ХАТ и концентрация внимания на правильном чтении мантры создает эффект умственной релаксации. Через некоторое время того же эффекта можно будет достигать и при мысленном чтении ХАТ.
Примечания: 1. Не следует заострять особого внимания на данной мантре. В ней терапевтический эффект имеет центральное значение.
2. Не следует пользоваться мантрой без лишней надобности.
133. ОБОСНОВАНИЕ: Тумо - тибетский термин, озна- чающий примерно внутренний жар, скрытое тепло организма. Тибетские отшельники, так же как и индийские, придерживаются представления о трех мистических венах, играющих важную роль в духовной тренировке. Мистические вены (которые автор предпочитает называть артериями - для более приятных ассоциаций при медитации, но в силу должной дани традиции сохраняет исходное наименование) не имеют никакого отношения к кровеносным венам.

Это - каналы, имеющие тонкоматериальную природу. Циркулирующая по ним энергия (прана) также кон- тролируется йгой, как и физиолоигческие функции тела. В данном случае описываемое упражнение призвано защищать наш организм от холода: благодаря генерации Тумо тибетские отшельники обладают поразительной морозоустойчивостью.

Ясно, что в условиях высокогорья (на высоте 3000-4000 м над уровнем моря) это - одна из важнейших способностей, чтобы выжить.
Методика выполнения упражнения приводится по работе А.Давид-Неэль.
МЕТОДИКА: Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно - с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе втягиваются, вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей - все, что существует в мире благородного, возвышен- ного и чистого. Следующие за этим упражнения - собственно гене- рации Тумо - состоят из 10 частей или этапов, следующих один за другим без перерыва.

Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.
Главное условие - полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или Мыслеобразов.
1) В воображении создается и созерцается образ цент- ральной вены. Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя.

Эта вена имеет толщину волоса, тончайшей нити...
2) Вена расширяется до толщины мизинца...
3) Толщина вены достигает толщины руки...
4) Вена заполняет собой все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку...
5) Ощущение границ тела исчезает... Непомерно раздувшаяся вена вмещает теперь всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он чувствует, будто превращается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана...
Новички, не имеющие еще прочного навыка длительной медитации, проходят эти пять этапов быстрее, чем старшие ученики. Более опытные, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них значительно большее время.

Но в любом случае для того, чтобы достигнуть пятого этапа, даже начинающему ученику требуется обычно не менее часа. Затем те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке.
6) Огненная буря стихает, огненные волны постепенно спадают и успокаиваются, пылающий океан уменьшается и, наконец, весь поглощается телом...
7) Вена не превышает толщины руки...
8) Вена суживается до толщины мизинца...
9) Вена теперь не толще волоса...
10) Вена исчезает; видение огня, другие формы и образы уходят.
Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в Великом Ничто, растворяется в нем, погружается в Великую пустоту, где двойственности воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта более не существует.


Продолжительность транса обусловлена степенью умствен- ного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов или без них, можно повторять по нескольку раз в день, но основная тренировка - утром.
ЭФФЕКТ: Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода.

Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.
Примечания: 1 . Несмотря на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении(!).
2. Местоположение центральной вены точно не указы- вается. Поэтому мы можем предложить два варианта исполнения самых первых стадий медитации: первый - произвольная локализация вены в области продольной оси симметрии туловища, второй - если принять за линию вены спинномозговой канал. Последний способ тогда будет соответствовать классическим представлениям йоги об астральных каналах (нади), где вся концентрация происходит на Сушумне.

Так или иначе, процесс генерации Тумо, несомненно, связан с активизацией силы Кундалини: при обсуждении Кундалини поднимается вверх по Сушумне и она тогда становится подобной языкам восходящего пламени.
3. Хотя в горах Тибета длительность медитации составляет не менее одного часа, как только что указывалось выше, новичкам в европейских условиях следует начинать с 10-15 минут. Во многом длительность упражнения определяется способностью просидеть в медитативной позе длительное время.
4. Данное упражнение обязательно (!) следует выполнять в сидящей позе с прямым позвоночником. Тогда риск возник- новения разного рода нежелательных последствий практически минимален.
5. Следует отбрасывать не только посторонние мысли, но и разные побочные видения, которые вдруг могут проявиться в середине медитации, если они не связаны с основной темой - огнем Тумо.
6. Выходить из медитации, как и входить, следует также постепенно и не торопясь; поэтому возрастает спектр требований к выбору времени для занятия: никто не должен вторгнуться в вашу комнату и отвлечь вас на полдороге. Лучшее средство для постепенного завершения занятия - многократное исполнение мантр, например, АУМ или ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ.

7. Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных истоников магнитных полей. Лучшее место для занятий - в каком-либо чистом и красном уголке природы.



Содержание раздела