Экзистенциальные теории и теории гуманистической психотерапии


Французский философсемиотик Ролан Барт (19151980) был одним из таких исследователей. Он предложил метод текстового анализа. Ученый утверждал, что в каждом тексте заложен не один, а множеством смыслов.

Главное текст является потоянно меняющимся феноменом, который не подчиняется никаким системам и стандартам. В задачу психотерапевта входит не увидеть единственный смысл, а выделить всевозможные значения, отследить пути смыслообразования текста.

Проведя подробный анализ проблем пациентов, Барт сделал вывод, что причиной патологий является также не однаединственная проблема, а их комплекс. А потому и в рассказах больных наблюдается большое количество смыслов.
Существует множество путей передачи текстов: имеется большое количество значений, цитат, символов, ассоциаций, с помощью которых больной описывает свое самочувствие и состояние.
В тексте Барт выделил пять кодов, то есть специфических значений, дающих представления об определенной структуре. Коды являются чемто виденным ранее и отражают уже пройденный этап.
Акциональный (проэретический) код отражает поступки и действия субъекта, происходящие в действительности, например встречи, ссоры, разговоры.
Семный код отражает скрытые смыслы (коннотации) и символы, которые пациент может подразумевать в своем рассказе. Семный код образуют разные слова, имеющие ассоциативное значение.
Символический код является системой, имеющей антитезы, или противоположности.
Как известно, мир складывается из элементов, имеющих противоположные значения, однако без одной противоположности не может существовать другая.
Пациент видит лишь одну сторону проблемы, не видя ее решения. Цель, стоящая перед психотерапевтом,  понять смысл антитезы, то есть решить проблему больного.
Энигматический код (от enigma "загадка")  вначале определяет загадку, под которой подразумевается проблема пациента, а потом ищет путь к ее разгадке. Но сложность состоит в том, что человек не всегда в силах точно ее сформулировать.

Психотерапевту приходится опираться на возникающие ассоциации, чтобы решить проблему.
Культурный код могут составлять символы, связанные с литературными традициями, историческими эпохами, областями знаний и искусства.
Последний, пятый код культурный (код референции), который помогает соотнести символы, содержащиеся в речи пациента, с объектами и явлениями из реального мира. Культурный код может обладать множеством значений: социальными, научными, географическими, политическими.

Все это нужно для того, чтобы соотнести рассказ пациента с конкретным временем, людьми, местом.
Эта процедура имеет сходство с чтением текста на иностранном языке: чтобы понять его, необходимо точно улавливать оттенки значений, нюансы.
Особенность существования этих пяти кодов состоит в том, что они не проявляются в речи человека по отдельности, но всегда присутствуют все вместе, образуя замысловатое сплетение из пяти разных голосов. Первому коду, акциональному, соответствует голос эмпирии, второму голос личности, третьему голос символа, четвертому голос истины, последнему голос знания.

Психотерапевту необходимо уметь отличать один голос от другого, а это очень сложно, потому что в речи больного они очень тесно переплетены друг с другом. В случае если врачу удастся различить все голоса, то он сможет определить загадку в четвертом, герменевтическом коде и решить ее, тем самым избавив пациента от проблемы.
В 1980 году финский философ и логик, профессор университета Флориды, член Американской академии наук и искусств, а также Академии Финляндии Карло Яакко Юхани Хинтикка (род. 1929) ввел понятие "возможные миры". Это особое состояние сознания субъекта, в котором он либо погружен в прошлое, либо воображает будущее. Разумеется, эти "путешествия" совершаются благодаря творческой фантазии, так как без нее невозможно думать о последующих событиях.

Внушаемый погружается в такое состояние, если психотерапевт использует соответствующие слова: "к счастью", "уже", "давнымдавно", "слишком", "все еще", "возможно", "наверное".


Российский психолог, специалист в области фундламентальных и прикладных исследований познавательных процессов Борис Митрофанович Величковский (род. 1947) в 1986 году предложил делить текст на ментальные пространства, то есть такие области, в пределах которых текст будет иметь конкретный смысл, определенные категории времени и пространства.

Проанализировать текст можно, поняв смысл, заложенный в каждом ментальном пространстве данного текста.
Ментальное пространство это результат творчества конкретного человека, так как даже общекультурное ментальное пространство имеет особенность трансформироваться в сознании человека и восприниматься им поособому.
В ментальном пространстве заключена реальность, то есть представление конкретного человека о событиях, предметах и явлениях. Сюда могут входить мечты, воспоминания, восприятие себя и окружающих, ощущение пространства и места.
Как уже было сказано, у каждого есть свое понимание окружающего мира, поэтому одно и то же явление у разных людей имеет разный смысл.
Жозеф Делёз определил понятие "связь событий и предложений, их описывающих". Таким образом, чтобы понять суть явления, необходимо найти слова, которыми это явление можно охарактеризовать. Существует и противоположность смысла бессмыслица, или парадокс, нонсенс, которую невозможно отделить от него, так как оба эти понятия едины.

Ошибочно считать, что бессмысленное нелогично: логика в бессмысленном есть, но уловить ее рационально мыслящий субъект не в состоянии. А потому смысл символов, которые возникают в особых состояниях сознания, неоднозначен.
З. Фрейд выделял категорию первофантазмов, которые определяют в дальнейшем поведение человека. Его концепция имеет сходство с теорией К. Юнга об архетипах.
Если принять высказывания субъекта как текст, парадокс в данной системе рассматривается фонемой, а нонсенс морфемой, то есть носителем отдельных значений. В свою очередь, как в любом языке образуются фразы, так и язык бессознательного основан на сочетаниях слов, или семантемах. Предложениями выступают фантазмы, то есть несуществующие конструкции, в которых осуществляются желания и мечты субъекта. Обычно фантазии есть у каждого человека, но в патологии они наполняют психическую реальность субъекта бессознательными желаниями, которые заменяют настоящую реальность.

Ненормальные, патологические фантазмы наблюдаются у больных истерией, сексуальных извращенцев, психически невменяемых людей. Самой известной формой фантазма является сновидение.

Экзистенциальные теории и теории гуманистической психотерапии
Первые экзистенциальные теории появились в середине ХХ века, когда уже имевшиеся учения перестали отвечать на возникающие вопросы. Так, психоанализ и бихевиоризм не могли объяснить с достаточной полнотой особые состояния сознания.

Согласно новым теориям, каждый человек неповторим и уникален, то есть является индивидуальностью. Отсюда был сделан вывод, что наибольшей жизненной ценностью обладают свобода и значимость индивидуальности. Все эти новые теории основывались на философии датского теолога, сторонника субъективной диалектики личности Сёрена Кьеркегора и феноменологии немецкого философа Эдмунда Гуссерля (18591938), который с идеей "жизненного мира" как изначального социальнокультурного опыта оказал влияние на экзистенциализм и философскую антропологию.

Последователи экзистенциального направления Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев, К. Ясперс.
Первое важное положение экзистенциальных теорий это неизбежность смерти. Нельзя не думать о смерти, так как отрицать ее глупо и неестественно. Каждый человек в какойто момент жизни осознает, что он не будет жить всегда.

Осознавать же неизбежность конца значит находиться в особом состоянии сознания.
Каждый случай, каждая болезнь неповторимы, а значит, и курс лечения должен быть для всех разным.
Вторым принципом является положение о неповторимости личности (что уже отмечалось ранее). Это означает, что применительно к лечению психических патологий каждому пациенту необходимо особое, индивидуально подобранное лечение.
Швейцарский психолог Людвиг Бинсвангер (18811966) явился создателем направления дазайнанализа, по которому главной целью врача является помощь индивиду в процессе познания собственных возможностей для того, чтобы тот мог использовать их для решения своих проблем. При этом необходимо заметить, что в экзистенциальной психотерапии не существует такого понятия, как "психические заболевания".

Психически больной человек обладает другой точкой зрения на окружающий мир; он создает в воображении свое собственное пространство, в котором и живет, но он не способен быть свободным в этом мире. Поэтому и рождается невротическая тревога, которая приводит к ухудшению состояния пациента.



Содержание раздела