Конформный тип


Конформный тип. Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" - от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам.

Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.

Самооценка может быть неплохой.
Смешанные типы. Достаточно часто встречаются как при акцентуациях характера, так при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны Практически не сочетаются следующие типы:
Гипертимный - с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Циклоидный - со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;
Лабильный - с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Сенситивный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
Психастенический - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;
Эпилептоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;
Истероидный - с циклоидным, сенситивным, психастеническим;
Неустойчивый - с циклоидным, сенситивным, психастеническим.
Смешанные типы бывают двоякого рода.
Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный.

В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый.

В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.
ПОСВЯЩАЕТСЯ СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА БЕХТЕРЕВА, КОТОРЫЙ ПО ПРАВУ ЯВЛЯЕТСЯ ОТЦОМ РУССКОЙ НАУЧНО-КЛИНИЧЕСКОЙ ГИПНОЛОГИИ. ПУСТЬ ЭТА КНИГА БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ЕГО НЕЗАКОНЧЕННЫХ РАБОТ.
ОТ АВТОРА
Книга посвящена одной из актуальных проблем, находящихся на стыке двух наук - медицины и психологии. Актуальность данной темы определяется возрастающим интересом к проблеме гипноза не только со стороны врачей и других специалистов, но и широкого круга читателей.

Вопросы гипноза и внушения имеют немаловажное значение в практике современной психотерапии, в педагогической деятельности, в системе управления, а также в общении между людьми: в семье, коллективе, обществе. В настоящее время гипноз рассматривается как временное состояние сужения сознания, вызванное путем концентрации внимания, благодаря действием гипнотизера (гетерогипноз) или воздействию на собственную личность (аутогипноз) и обусловленное повышенной внушаемостью и гипнабельносгью, что проявляется в изменении уровня мышления, волевого контроля и эмоционального настроя.

В первой главе подробно прослеживаются этапы становления науки о гипнозе, которые можно разделить на три периода: 1 -и - религиозно-мистический, охватывающий древние и средние века; 2-й - метафизический, начавшийся в XVII в. и закончившийся в начале XIX в.; 3-й - период научного подхода к обоснованию гипноза, начало которого связано с именем английского хирурга Бреда и португальского аббата Фариа. Все достижения гипнологии - результат исторического развития, который можно понять и оценить в полной мере, лишь заглянув в прошлое. В то же время в разных странах в разное время этот процесс имел свою специфику. За каждой методикой, классификацией - труд многих поколений ученых.

Однако необходимо отметить, что более успешное применение гипнотерапия нашла в нашей стране, где люди с детства привыкли подчиняться и поклоняться, а также в период экономического кризиса, когда у людей исчезает "будущее" и на арену выходят маги, волшебники, колдуны и другие мистификаторы, которые выполняют определенный социальный заказ общества. Появление большого количества экстрасенсов в нашей стране обусловлено кризисом медицины, психологии и вообще новым отношением к человеку во всех сферах его деятельности. Экстрасенсы пропагандируют здоровый образ жизни, предлагая посещение оздоровитель* ных сеансов.

Говоря об экстрасенсорном воздействии, они в большей степени пользуются различными методами психотерапии и психокоррекции. Это необходимый этап в развитии естествознания (медицины и психологии) и общества в целом, после чего мы вновь обратимся к человеку, к его личности не на словах, а на деле.
Философско-методологические аспекты включают в себя проблему "мозг и психика", среди которых рассматриваются вопросы соотношения мозга и сознания как проблемы физиологии и психолргии, связь гипнологии с парапсихологией, экстрасенсорикой и религией. Эти положения способствуют формированию мировоззрения в отношении сущности гипноза и связанных с ним явлений.
В следующих главах рассматриваются психофизиологические механизмы гипноза, в которых различают две стороны этого вопроса: во-первых - это механизмы гипнотического торможения в головном мозге, а во-вторых - это условия и предпосылки действия словесных внушений. Обсуждая социально-психологические и нейрофизиологические механизмы, их гармоническое взаимодействие, можно сказать, что гипноз представляет собой состояние, отличное по своим проявлениям как от бодрствования, так и от естественного сна.

Описанные стадии и степени глубины гипнотического сна позволяют отличить различные состояния сна и бодрствования с закрытыми глазами от гипноза. В книге также на ярких примерах прослеживается общность механизмов гипноза у человека и животных.
На основании используемой литературы и собственного опыта описывается влияние гипноза на органы и системы организма. Однако людей больше интересует механизм влияния гипнотического и постгипнотического внушения на поведение, формирование мнительности и суеверий и многие другие феномены, связанные с психикой.
В книге рассматриваются методики преподавания и обучения в состоянии гипноза, способствующие всестороннему развитию личности. Большое внимание уделено внушаемости и восприимчивости к гипнозу, а также контрвнушаемости.

Эти данные позволяют читателю ответить на многие вопросы, связанные с гипнотизацией: "Почему нельзя загипнотизировать любого человека? Почему одни люди поддаются гипнозу, а другие как бы мысленно, иногда даже неосознанно, говорят про себя: нет, меня не возьмешь, не загипнотизируешь? Почему при телевизионной психотерапии Анатолия Кашпировского и экстрасенсорном воздействии Алана Чумака у одних зрителей возникали осложнения, а у других улучшалось самочувствие, рассасывались рубцы, исчезла седина волос и т.п.?

Можно ли научиться гипнотизировать? Кто может стать гипнотизером?" Появление различных способов гипнотизации при воздействии на зрение, слух, кожу, различные современные методики заставляют сформулировать показания и противопоказания к гипнотерапии и методики устраняющие возможные осложнения Большой интерес представляют приемы гипнотизации животных, методы, используемые эстрадными гипнотизерами, влияние гипноза на резервы человеческой психики и организма в целом Подробно описаны способы овладения каждой методикой, встречающиеся трудности и их преодоление
Все сказанное выше представляется важным в настоящее время в связи с распространением ложных мнений и внедрением в сознание населения мифических представлений о неограниченных возможностях гипноза (лечение СПИДа, рака и т д )
В книге показаны возможности гипноза при использовании его в основной медицинской модели Конкретные рекомендации при лечении и реабилитации больных неврологическими, пограничным^ и другими психосоматическими заболеваниями могут быть применены в стационарах, поликлиниках санаториях, домах отдыха, в комнатах психологической разгрузки и реабилитационных центрах, в дошкольных учебных учреждени ях, в спортивных клубах, а также в семье Советы родителям позволят избежать развития нервозности у детей, а в отдельных случаях излечить их от различных психоневрологических заболеваний (энурез заикание, тики, энкопрез и др ) Книга заканчивается главой об использованной и рекомендуемой литературе, где собраны почти все отечественные и Зарубежные источники, посвященные проблеме гипноза за последние 100 лет
Данный труд выполнен в свете решения общего собрания Российской Академии медицинских наук (РАМН) от 26-30 января 1993 г и научной программы по нейронаукам "Мозг человека"



Содержание  Назад