25.
Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.
У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнаруживают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поле зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозрения, близкий к 360.
Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько градусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности.
Психологи убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависят от обучения.
Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом оказались широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. На вкладыше, приложенном к книге, размещено 8 таблиц Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета за время не более 25 сек.
Таблицы Шульте обычно применяются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20Х20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо использовать все 8 таблиц или изготовить их самим по образцу (рис. 26).
Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.
Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.
У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таблицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию периферического зрения.
Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 26 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр—60 сек. Как показано на рисунке, взгляд последовательным перебором переходит от цифры к цифре.
Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.
Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 15—20 сек.
Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8—11 сек.
Рис. 27 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры.
Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15—20 сек.
И наконец, на рис. 28—пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы.
Время поиска всех цифр 8—11 сек.
При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное — расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками. Не следует также забывать, что таблицы Шульте—это фактически модель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап.
Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.
Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она происходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую работу можно и не производить, если качественно и эффективно выполнен начальный этап.
Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таблицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в клетках таблицы.
Упражнение 6.1. Развитие периферического зрения
6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.
1. Для тренировок использовать все 8 таблиц.
2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке.
Найденные цифры указываются только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.
3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).
4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены.
Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.
5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте.
Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 сек.
6.1.3. Упражнение Созерцание зеленой точки.
Как было показано во второй беседе (с. 24), это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое.
Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете в отдельные моменты ясного сознания отчетливо видеть почти всю страницу.
Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению Созерцание зеленой точки. Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочитайте раздел второй беседы
(с. 24), Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.
Тренировка заключается в том. что. фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, расположенные в расходящемся ряду.
6.1.4. Чтение ежедневно одной газеты вертикальным движением глаз. ' У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста.
Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее.
У вас обязательно получится.
6.1.5. Упражнение с использованием числовой пирамиды (рис.
29).