Гимнастика для глаз


Упражнение 6.2. Гимнастика для глаз
В процессе вашей учебы в школе основная нагрузка падает на зрительную систему. Как сохранить зрение?

Здесь мы рекомендуем вам упражнения, разработанные для школьников старших классов учеными Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольиа под руководством профессора Э. С. Аветисова.
Вначале предлагаем вам общие рекомендации по гигиене зрения. Они очень простые: запомните и выполняйте их.
6.2.1. Пять золотых правил гигиены зрения:
Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать чтение.
Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т. и. Помните:
всегда расстояние от текста до глаз —33 см.
Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для
общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.
Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.
6.2.2. Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости.
Предлагаемый комплекс упражнений, разработанный профессором Э. С. Аветисовым, рекомендуется выполнять 2—3 мин. в школе в середине каждого урока под руководством учителя. Дома вы можете делать эти упражнения самостоятельно в середине выполнения домашних заданий для снятия зрительного утомления.
Все упражнения выполняются в положении сидя за партой или письменным столом.
1. Откинуться на спинку парты. Сделать глубокий вдох.

Наклониться вперед к крышке парты или стола—выдох. Повторить 5—6 раз.
2. Откинуться на спинку парты, прикрыть веки. крепко, как только можете. зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5—6 раз.
3. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки.

Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, Вернуться в исходное положение. Повторить 5—б раз.
4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовен стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5—6 раз.
5. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4—5 раз.
6. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 сек. (дома на ваш экран мысленного взора); затем перевести взор на кончик носа на 3—5 сек. Повторить 6—8 раз.
7. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.
Как научиться читать вертикальными движениями глаз
Разбирая элементы методики быстрого чтения, мы оказались почти на половине пути освоения новой техники чтения. Мы все больше и глубже узнаем особенности самого процесса чтения.
Но прежде чем продолжить упражнения, давайте вспомним, что мы умеем сегодня, освоив шесть бесед техники быстрого чтения.
Первое — вы хорошо усвоили первое правило техники быстрого чтения — читать без регрессий. При. чтении любых текстов ваши глаза бегут только
вперед.
Второе—вы всегда читаете по интегральному алгоритму чтения. Закончив читать текст, вы видите, представляете себе семь блоков алгоритма и
проверяете их заполнение.
Третье—по окончании чтения у вас формируется доминанта—основная смысловая часть текста. Сжато и точно вы можете выразить основные мысли, идеи автора.
Четвертое—вы читаете без артикуляции. Информация обрабатывается только зрительным путем без проговаривания.
Пятое—у вас широкое поле зрения. Вы видите почти всю страницу в упражнении Созерцание зеленой точки.

Узкие газетные колонки вы читаете только вертикальным движением глаз.
Перечисленные приемы техники быстрого чтения, которыми вы уже владеете, составляют основу методики. Они входят главными составляющими в семь золотых правил быстрого чтения, которые будут рассмотрены в заключительной беседе. Итак, вы умеете уже многое.

Что же дальше? Наверное, вы уже пробовали читать вертикальным движением глаз не только газетные статьи, но и книги, и потерпели неудачу. Если вы еще этого не сделали, попробуйте перевернуть две страницы книги назад и читать, стараясь удерживать глаза строго вертикально. Несмотря на то что текст вам уже знаком, чтения как такового все же не было. В чем причина?



Хотя вы располагаете всеми возможностями для вертикального чтения, психологически вы к нему еще не готовы. Эту задачу и выполняет новое упражнение, которое мы назвали метод штурма.
Штурм—это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек. В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убедили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии АН СССР.

Изучалось движение глаз испытуемых, предварительно обученных быстрому чтению.
Испытуемый, сидя в кресле, читал текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешнюю поверхность глазного яблока, проводились тренировочные занятия.

После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала.

Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения.
Тексты после одного прочтения менялись.
Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз. На рис. 30 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты Правда испытуемой С.. прошедшей обучение за три месяца до этого исследования.

Она прочла статью в пять абзацев за 20 сек., показав при этом скорость чтения 4800 знаков в минуту.
Как следует из этого рисунка, фиксации глаз и трасса взора располагаются
в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле. где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение последнего абзаца заметки:
траектория взора проходит по первой половине абзаца посередине и ключевые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется асимметричным переносом траектории движения глаз


слева направо—посередине смысловых рядов.
На рис. 31 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст, состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 сек.

Ключевые слова расположены равномерно относительно условной вертикали, проведенной через середину колонок. Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготение к смысловым рядам как ядерной основе. Мы видим, что М. использует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных движений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыдущей, можно судить о конечных успехах обученного человека.

На этапах самого процесса обучения эти записи теперь используются как подкрепляющая обратная связь.
Из приведенных записей видно, что фиксация взора располагается именно
на ключевых словах и смысловых рядах, т. е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое перферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте—золотое ядро.

Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.
Упражнение Метод штурма помогает освоить такую технику движения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель.

Основная задача упражнения состоит в изменении программы восприятия текста, с тем чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга.

Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное остается на потом или не берется вовсе.
Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигураций слов, не реагируя на те участки текста которые передают малозначащую информацию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношении, смыслов, которые конструирует сам читающий.

Люди занимаются постоянно таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода ключами, помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.



Содержание раздела