Выберите правильные ответы и отметьте их.


Выберите правильные ответы и отметьте их.
1. Для экономически выгодного одомашнивания нужно...
а) ломать территориальное поведение;
б) делать ставку на стадные и стайные виды.
2. Цель одомашнивания новых животных:
а) производство новых видов животных;
б) создание экономически выгодных домашних животных;
в) получение новых продуктов от домашних животных.
3. Сегодня домашние животные и птицы уже дают высокую продуктивность..
а) и поэтому о принципиально новых видах домашних животных думать не нужно;
б) однако о принципиально новых домашних животных можно думать и нужно;
в) однако о некотором улучшении пород домашних животных можно думать и нужно.
4. Какое животное хорошо усваивает малоценные неиспользуемые корма:
а) олень;
б) лось;
в) корова.
5. Одомашнивание животных поможет увеличить производство молока, мяса и яиц...
а) резко;
б) немного, но достаточно;
в) умеренно;
г) постепенно.
6. В поиске кандидатов на одомашнивание нужно руководствоваться...
а) индивидуальным подходом;
б) общими принципами.
7. Новые домашние животные не должны быть хищниками...
а) так как 1/10 энергии пищи хищника идет на прирост его массы тела;
б) так как 9/10 энергии пищи хищника идет на прирост его массы тела.
8. Экономическое Правило 1/10...
а) близко отражает использование пищи хищником;
б) идеально подходит всем сообществам организмов;
в) близко отражает то, что наблюдается в сообществах организмов.
9. Что мешает одомашниванию бурых медведей?
а) питание хищника;
б) медленные рост и малая плодовитость;
в) территориальное поведение и предельная нетерпимость к другим медведям.
10. Какие домашние животные составляют основу животноводства?
а) растительноядные;
б) травоядные;
в) хищные.
11. Большую часть домашних животных или кандидатов в них, преобразующих растительные корма в продукты, необходимые человеку, можно сравнить с машинами и оценить...
а) по времени, за которое может быть выполнена работа;
б) по скорости преобразования растительных кормов;
в) по мощности и коэффициенту полезного действия.
12. Интенсивность обмена веществ и скорость протекания биологических процессов в организме...
а) близки представлениям о мощности;
б) это мощность животного.
13. Какие животные обладают более высоким коэффициентом полезного действия, т.е. при одинаковом рационе питания дают больше продукции:
а) теплокровные;
б) холоднокровные.
14. Два показателя составляют основу экономической энергетики животных:
а) интенсивность обмена веществ и прироста;
б) доля энергии поглощенной пищи, которая идет на прирост и интенсивность;
в) интенсивность обмена веществ и доля энергии поглощенной пищи, которая идет на прирост.
15. С уменьшением размеров тела интенсивность обмена у животных на единицу массы:
а) увеличивается;
б) растет;
в) стремительно возXастает.
Сравните ваши ответы с ключом: 1а; 2б; 3а; 4б; 5а; 6б; 7а; 8в; 9в; 10а; 11в; 12а; 13б; 14в; 15в.
Мысленное прогнозирование
Итак, выполняя предыдущее упражнение, вы за последние недели создали достаточные предпосылки для того, чтобы овладеть приемом, который еще более существенно повысит скорость чтения, позволит сделать при этом почти фантастический скачек вперед. Таким приемом является способность к домысливанию недочитанных, но предполагаемых слов, фраз и даже целых абзацев.

При чтении с домысливанием широко используется навык негоризонтального перемещения взгляда, о чем будем говорить несколько позже.
В процессе чтения вполне возможно без ущерба для понимания сознательно не вчитываться в слова, фразы, абзацы, смысл которых ясен, очевиден и не требует обязательного их прочтения.
Приведем простейший пример, помогающий понять, как это происходит. Есть тексты, в которых одно и то же слово приводится много раз: слово наука в тексте, рассказывающем о какой-либо науке, или слово рекомендуется в перечне каких-либо практических советов. Слово это пропускает при чтении любой человек, какой бы скоростью и техникой чтения он ни владел. Аналогично недочитываются целые фразы, которые не несут особой информации, их функция в тексте - связующая, или это вообще пустые фразы.

Не дочитываются (но домысливаются имена, фамилии, названия, которые повторяются в тексте большое количество раз (к примеру, при чтении литературоведческой статьи о каком-то писателе).


Способность к мысленному предвосхищению слов, выражений, фраз, находящихся в поле восприятия, но вне поля ясного видения, видимых боковым зрением при перемещении взгляда по произвольной негоризонтальной траектории по страницам текста позволяет игнорировать большое количество несущественной информации и несущественные слова, что в конечном итоге приводит к заметному сокращению затрат времени, а следовательно, повышению скорости чтения и при этом к повышению качества усвоения.
В этом заключается основная цель использования навыка к домысливанию.
На первый взгляд это может показаться парадоксальным: пропускаются слова, а качество усвоения улучшается. Тем не менее дело обстоит именно так, ибо за счет перераспределения внимания концентрация его на существенной информации повышается, поскольку несущественная игнорируется, не требует психических и физических усилий для ее усвоения; в результате времени на чтение затрачивается меньше, и объем поступающей в мозг информации за определенный отрезок времени возрастает, скорость чтения увеличивается.
В природе практически каждого человека заложена способность к мысленному предвосхищению - по отдельным деталям или фактам человек делает обобщенные выводы.


При этом, возможно, человек иногда ошибается. В этом нет нечего страшного, ведь на ошибках учатся.


Достаточно выявить в себе эту способность, развить ее, и результат не замедлит сказаться.
Особенно часто способность к мысленному предвосхищению текста при чтении развивается как бы стихийно, непроизвольно у людей определенных профессий, когда необходимо просматривать большое количество печатной литературы или равно любой другой информации - у литературных работников, издателей, педагогов, у научных работников и т.д.
Однако даже в тех случаях, когда способность к мысленному прогнозированию развивается по необходимости сама собой, читателям практически никогда не удается достичь в этом той степени эффективности, как при системном, сознательном овладении этим навыком чтения.
Если стихийно развивать навыки скорочтения, возможны физические, эмоционально-психические потери, так как читатель вынуждает себя с большим нервным напряжением в течении короткого времени обрабатывать, пропускать через себя много информации. Естественно, при интенсивном, но не рациональном чтении человек переутомляется, а это вредно скажется на его здоровье.
Прежде чем перейти к конкретным упражнениям, способствующим развитию мысленного прогнозирования при чтении, обратим внимание на два частных момента, тесно связанных друг с другом.
Чтение с постоянным прогнозированием или методом мысленного предвосхищения возможно лишь тогда, когда речь идет о материале по специальности или о хорошо знакомом, известном или любом нетрудном для усвоения тексте. Никакого мысленного предвосхищения не может быть, если, к примеру, человек впервые решил для ознакомления прочесть статью о генетике, или, скажем, о структурной лингвистике, или о каком-то еще малоизвестном ему предмете.
Необходимость определенной степени предвосхищения, догадки при чтении неизбежно активизирует работу мысли в гораздо большей степени, нежели при необычном чтении. Отсюда понятно, что при использовании метода антиципации происходит процесс и более активного восприятия информации, что уже само по себе предполагает более высокий уровень усвоения материала, чем восприятие пассивное, малоэффективное по своей природе.
УПРАЖНЕНИЕ 47. Приготовьте очень легкие тексты, напечатанные крупным шрифтом (напоминаем, что по содержанию тренировочные тексты должны относиться к тем областям знаний, в которых вы хотите научиться читать тексты рационально).
Вырежьте самую узкую полоску бумаги и читайте, перекрывая часть текста этой полоской.


Вынуждая читать тот или иной текст с определенными пропусками, волей-неволей вы заставляете себя видеть и понимать то, что изложено гораздо более, чем двумя-тремя словами, которые находятся в поле ясного видения. Это упражнение, развивая навык антиципации, одновременно способствует и расширению поля одномоментного восприятия текста.
Если читаемый вами текст будет усваиваться легко, то вырежьте и положите на текст еще одну полоску бумаги:
Если и при таком перекрытии части текста качество усвоения позволит вам понять текст хотя бы на 30-50% (т.е. вы бы смогли ответить на 3-5 вопросов из 10), то вместо двух узких полосок бумаги вырежьте и положите одну или две широкие полоски:
В первое время можете использовать полоски не прямоугольной формы, а в форме трапеций. С помощью таких полосок упражнение выполняется легче, так как первые строки (наиболее сложные для понимания) будут усваиваться легче.



Содержание раздела