По таблице перемещается только луч внимания.



5. Таблица №9. 20-40 секунд. Взгляд фиксируется на второй строке между У и М, воспринимая две верхние строки по всей ширине.

Затем взгляд плавно скользит между буквами Е и Т (воспринимая всю строку) и останавливается между буквами Б и Л, анализируя оставшиеся две строки. После этого взгляд перескакивает в исходное положение между У и М (см. рисунок слева).


6. Затем потренируйтесь на таблице №10 (см. рисунок выше справа). Взгляд фиксируется на точке.

По таблице перемещается только луч внимания. При этом часто происходит естественное небольшое смещение взгляда от точки.

Во время поиска постоянно держите в поле внимания рамку таблицы.
Примечания:
1. Если вы при поиске случайно обратите внимание на одну из букв, следующих после искомой по алфавиту, то в нужный момент к этой букве можно переходить не по вертикали, а по любой косой линии или даже по возвратной.
2. Если вы заметите, что непроизвольно от восприятия отмеченной колонки переходите к восприятию более широким полем, то не нужно сужать поле восприятия до ширины колонки.
3. Если норматив по таблицам с данной шириной колонки регулярно выполняется или даже перевыполняется, прекращайте работу с такими таблицами и оставьте для работы лишь таблицы с более широкими таблицами.
4. Если вы долго не можете найти очередную букву, прекращайте работу с этой таблице и переходите к следующей.
5. Перед началом поиска чисел в течении 5-10 секунд следует повторять мысленно выработанные формулировки с абсолютной верой в их осуществление, и сила собственного внушения поможет реализовать их на практике.
6. Во время поиска нужно стараться удерживать предельную концентрацию внимания, понимать, что при выполнении этого упражнения расширяется поле восприятия, и стараться расширить его как можно больше.
7. Каждое найденное число надо фиксировать сознанием, понимать, что число найдено, не указывая на него. Время поиска должно быть ограниченным: 20-30 секунд на таблицу на начальном этапе выполнения упражнения и 15-20 секунд к концу курса обучения (у некоторых обучающихся время поиска вначале бывает 35-40 секунд, а в конце - 8-12 секунд!).
8. Для контроля скорости поиска можно использовать метроном. В первый день, выполняя упражнения при установленной норме 30 секунд на одну таблицу, метроном надо поставить на 50 ударов в минуту. В последующие дни при норме 20 секунд на таблицу метроном следует установить на 75 ударов в минуту.

Каждый раз за один удар метронома должны быть найдено одно число. Если получается быстрее - прекрасно. В любом случае психическая установка будет: Скорее!

Скорее! + Поле восприятия - шире!.
9. Чтобы оценить, как перемещается ваш взгляд по таблице, не происходит ли его перемещения по горизонтали, не бегают ли ваши глаза беспорядочно по таблице в поиске чисел, попросите кого-нибудь сесть на против вас и смотреть непосредственно в ваши глаза, минуя таблицу, которую вы держите перед собой. Этот простой способ проверки поможет вам устранить неточности в выполнении упражнения.
Поработав две недели с таблицами, вы убедитесь в универсальности этого упражнения, ибо его освоение способствует решению трех задач:
1) оно учит негоризонтальному перемещению взгляда;
2) существенно расширяет поле восприятия;
3) напряженными условиями выполнения (предельной концентрации внимания, требованием находить числа максимально быстро, за очень короткое время) развивает внутреннюю потребность работать быстро, вырабатывает психическую установку на необходимость торопиться, частично способствуя тем самым решению третьей задачи, т.е. создавая почву для развития навыка антиципации (от латинского anticipatio, что значит предвосхищение, предугадывание, в данном случае недочитанного текста). Развитие же навыка антицинации максимально активизирует технику чтения.
Обретенная способность к негоризонтальному перемещению взгляда, соединенная с преимуществами, которые дает использование расширенного поля восприятия, значительно усовершенствует вашу технику чтения и будет положительно сказываться при обработке любой печатной информации.


Вы научитесь быстро находить существенную информацию скользящим движением глаз сверху вниз по странице, научитесь перемещать взгляд более рационально, привыкните к тому, что скорость чтения может быть очень большой.
Стратегии чтения
 
Каким вам представляется рациональное чтение? Видимо таким, когда работа с большими объемами информации, с большим числом книг проводится с максимальной продуктивностью и с минимальными затратами усилий и времени. Понятно, что работа с книгами должна начинаться с психологической подготовки.

Путем просмотра первой книги нужно определить для себя, читать ее или отложить в сторону, целесообразно или нет над ней работать, а если целесообразно, то по какому классу нужно проводить чтение: либо углубленно изучить всю книгу, либо поверхностно просмотреть ее, прочитывая лишь отдельные части, либо отыскивать в ней необходимый аздел и прочитать этот раздел выборочно, либо бегло отыскать в книге нужные факты и мысли. В соответствии с поставленной перед собой задачей желательно избрать конкретную стратегию чтения и проработать книгу запланированным образом.

Затем перейти ко второй, к третьей книге и т.д. При этом желательно, чтобы стратегии чтения были заранее отработаны.
Исследования психологов, не являющихся сторонниками обучения скоростными видами чтения, но признающих реальность существования читателей с высокими скоростями чтения, показали, что одной из главных основ навыков скоростного чтения является СФОРМИРОВАННАЯ (заметьте, не врожденная, а приобретенная в результате практических занятий) ПРИВЫЧКА ЧИТАТЬ ПО ЧЕТЫРЕМ СТРАТЕГИЯМ ЧТЕНИЯ:
1. Просмотровая стратегия чтения.
2. Аналитическая стратегия чтения.
3. Выборочная стратегия чтения.
4. Поисковая стратегия чтения.
Следовательно, для того, чтобы научиться читать быстро, нужно СФОРМИРОВАТЬ УСТОЙЧИВУЮ ПСИХИЧЕСКУЮ УСТАНОВКУ на ЧТЕНИЕ ВСЕХ ТЕКСТОВ ТОЛЬКО ПО ОДНОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СТРАТЕГИЙ (и никак иначе!).

  ТАБЛИЦЫ БУКВ
1
б
п
х
в
к
о
т
л
с
у
г
а
ф
д
ц
з
ю
е
н
ш
ж
м
щ
ы
ч
э
р
я
й
и
 
  2
ы
д
ч
я
в
о
ф
ю
й
б
у
х
э
щ
и
г
з
м
к
р
ж
ц
ш
а
е
т
п
с
л
н
 
  3
п
ч
д
ж
м
ц
л
з
р
ш
х
с
ю
щ
я
в
г
у
и
й
о
а
е
ы
ф
т
к
н
э
б
 
  4
с
м
н
о
г
ю
э
в
х
д
ч
ш
и
п
ф
а
й
е
т
у
щ
я
б
ж
ы
л
к
р
ц
з
 
  5
п
ч
д
ж
м
ц
л
з
р
ш
х
с
ю
щ
я
в
г
у
и
й
о
а
е
ы
ф
т
к
н
э
б
 
  6
к
у
в
и
й
ф
е
ы
ш
ж
д
ю
ц
х
я
н
з
ч
л
э
щ
п
г
р
м
а
б
о
т
с
 
  7
й
у
е
г
щ
ф
в
п
о
д
я
с
и
б
э
а
х
ю
л
ц
ы
к
ш
т
м
н
ж
ч
р
э
 
  8
э
и
у
а
о
й
е
ы
б
т
я
щ
г
ю
п
ш
н
ф
ч
х
м
ж
з
л
ц
к
р
д
с
в
 
  9
ю
ш
в
ц
з
с
э
н
х
д
ч
у
е
б
ф
р
м
т
л
й
щ
к
п
ж
ы
а
я
и
о
г
 
  10
ы
п
м
л
н
о
ф
ю
й
б
у
х
э
щ
и
т
з
с
к
р
ж
ц
ш
а
е
г
д
ч
я
в
 

ТАБЛИЦЫ ЧИСЕЛ
Работайте так же, как с Таблицами букв.

    1
12
28
7
27
5
1
19
13
2
26
9
30
25
8
20
21
24
3
22
6
18
15
29
4
23
10
11
17
16
14
 
  2
1
17
16
25
2
22
12
20
4
21
9
15
3
26
28
30
7
5
19
14
13
10
6
11
8
27
23
29
24
18
 
  3
8
6
14
21
25
19
22
16
28
9
15
3
17
2
13
18
24
11
30
29
5
20
7
4
1
23
27
10
25
12
 
  4
14
19
20
18
25
12
28
30
9
24
26
5
6
1
13
2
29
15
16
23
8
3
11
7
4
17
22
21
10
27
 
  5
14
26
8
17
6
29
11
22
3
13
5
9
15
19
4
23
27
21
1
16
2
7
10
20
28
12
25
24
18
30
 
  6
12
26
8
17
6
29
11
22
3
30
5
9
15
19
4
23
27
21
1
16
2
7
10
20
28
14
25
24
18
13
 
  7
17
19
20
18
27
12
28
30
9
24
26
5
6
1
13
2
29
15
16
23
8
3
11
7
4
14
22
21
10
25
 


Содержание раздела