Учиться - долг руководителя


Подходим к тому месту, где под высоким обелиском покоится сердце основателя Олимпийских игр современности Пьера де Кубертена, застываем в почтительном молчании. Все вокруг окружено пышной растительностью. Преобладают в ней оливы, олеандры и кипарисы.

С олив золотым ножом срезали ветви, которыми увенчивали победителей Игр. А дурманящий запах цветущего поблизости олеандра как бы предупреждал: не занесись, не дай успеху вскружить себе голову, помни, что на тебя смотрят как на гордость города и народа.

Ведь история быстро и справедливо стирает память о людях, не умеющих переносить спортивные и жизненные успехи, что во все времена было делом куда более трудным, чем искусство переносить неудачи...
Сегодня под флаг советской сборной призваны те юноши и девушки, которые первыми из советских олимпийцев будут выступать у себя дома. Это великая честь. И особая ответственность.

Она требует быть строгим к себе, уметь управлять чувствами, нервами, волей. И нести в своем сердце искры благородного олимпийского огня.
Олимпия, Греция А. Кикнадзе
“Правда”, 1977 г., Текст № 4
20 сентября Объем - 5400 знаков
УЧИТЬСЯ - ДОЛГ РУКОВОДИТЕЛЯ
Высокая это честь и огромная ответственность стоять во главе коллектива. Люди, которым доверяют руководство предприятием или учреждением, как правило, отличаются крепкой идейно-политической закалкой, широкими познаниями в своей области, необходимым опытом и чувством нового. Они призваны вести дело в духе подлинно социалистической предприимчивости, быть не только способными организаторами, но и умелыми воспитателями.

Все это приобретает особое значение сейчас, когда в центр экономической политики нашей партии и государства выдвинуты задачи повышения эффективности производства и качества работы.
“Современный руководитель, говорил на XXV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, должен органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу”.
Партия вырастила огромную армию талантливых, квалифицированных организаторов производства. Много лет, например, успешно руководят коллективами генеральный директор Московского производственного электромашиностроительного объединения “Динамо” Герой Социалистического Труда К. Д. Петухов, директор Бердянского завода дорожных машин М. Н. Губанов, директор Ленинабадского шелкового комбината X. Бакаева, председатель колхоза “Родина” Советского района Курской области Герой Социалистического Труда В. М. Репринцев.

В стиле их работы есть общие черты: умение опереться на знания, опыт и творческий труд специалистов, всего коллектива, стремление видеть перспективу.
К подбору и воспитанию хозяйственных кадров партийные организации министерства и ведомства подходят все более взыскательно. Однако растущие масштабы производства, сложность решаемых задач диктуют необходимость последовательно улучшать работу с кадрами. Ведь поспевать за научно-техническим прогрессом, успешно вести дело невозможно без освоения науки управления, передового опыта, без постоянного обновления специальных знаний, ибо при нынешних темпах роста информации происходит их быстрая “амортизация”, моральное старение.

Долг каждого руководителя настойчиво овладевать достижениями теоретической мысли партии, поднимать свою деловую квалификацию.
Возможности для этого велики. В стране сложилась и совершенствуется система учебы руководящих кадров. Действуют Институт управления народным хозяйством, десятки отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, многочисленные факультеты при вузах. Массовыми стали курсы усовершенствования, где ежегодно обучается свыше миллиона человек.

Крупными центрами повышения их теоретического уровня являются университеты марксизма-ленинизма. И очень важно, чтобы в каждом из этих звеньев работники знакомились с передовой практикой социалистического хозяйствования, новейшими достижениями науки и техники.
Благоприятные возможности созданы и для учебы в процессе работы. Повсеместно созданы школы партийно-хозяйственного актива, общественные институты экономических и технических знаний, проходят семинары и научно-практические конференции по актуальным проблемам, дни науки.

Задача партийных комитетов поднимать действенность всех форм учебы.


Однако и. при нынешнем размахе учебной сети главный путь для непрерывного пополнения, обновления знаний самообразование. К услугам руководящих кадров обширная экономическая и научно-техническая литература, бюллетени информационных служб, специальные журналы.

Немалую пользу приносят деловые связи с научными и научно-исследовательскими учреждениями, конструкторскими бюро. Партийные организации призваны настойчиво побуждать к самостоятельной работе над источниками знаний и информации всех руководителей.
Ценная форма учебы кадров глубокое ознакомление с опытом передовых коллективов. Так, Старооскольский райком партии Белгородской области уже много лет организует изучение председателями колхозов и директорами совхозов достижений лучших хозяйств страны.

Побывали, скажем, старооскольцы в колхозе имени Ленина Новомосковского района Тульской области, где внедрены комплексная механизация в животноводстве, прогрессивная технология содержания скота, и применили новшества у себя. Эффект налицо: в хозяйствах значительно снизилась себестоимость производства мяса, молока. Но встречаются еще и факты иного рода. Порой поездки за опытом, в том числе и зарубежные, превращаются в бесплодные туристические экскурсии.

Партийные комитеты должны давать принципиальную оценку подобным проявлениям безответственности.
Вопросы повышения идейно-теоретического уровня и профессиональной квалификации кадров занимают все большее место в деятельности парторганизаций. Прошедшие в нынешнем году” пленумы ЦК компартий союзных республик, обкомов и крайкомов партии, обсуждая задачи повышения эффективности производства и качества работы, с новой силой подчеркнули значение этого дела.

Так, на пленуме ЦК Компартии Белоруссии острой критике подверглись горкомы и райкомы, которые смирились с тем, что и иные руководители находятся в плену устаревших взглядов на организацию производства. Здесь некоторые директора предприятий, председатели колхозов не имеют высшего образования и нигде не учатся.
Одна из важнейших забот партийных организаций последовательно, изо дня в день воспитывать у каждого хозяйственного руководителя высокую принципиальность, критический подход к делам, постоянное стремление к совершенствованию управления производством. Правильно поступают там, где бескомпромиссно осуждают самодовольство и самоуспокоенность, высокомерие и зазнайство отдельных работников.
Решения XXV съезда КПСС требуют настойчиво поднимать уровень хозяйственного руководства. Партийные организации, усилив заботу об улучшении управления, развивая инициативу организаторов производства, творческую активность масс, обеспечат новые успехи в год 60-летия Великого Октября.
“Правда”, 1977 г., Текст №5
24 января Объем 7000 знаков
ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МУЗЫКА!
Встречи с прекрасным
“Да здравствует музыка!” поют юноши и девушки, поют по-латыни, многоголосно. Хор звучит стройно и красиво. Мы не в концертном зале, а в обычной общеобразовательной школе № 45 города Риги, на уроке пения в восьмом классе.

Лица у ребят серьезны и вдохновенны.
Очень многие еще считают музыку в школе делом второстепенным. “Что ж, у мальчика нет слуха”, оправдывают иные родители сына, принесшего в дневнике замечание за плохое поведение на уроке пения, но они же сурово порицают его за двойку, скажем, по алгебре. Никому в голову не придет не обучать своего ребенка литературе потому, что у него нет к ней способностей.

А вот музыке... Те, кто так рассуждает, вероятно, удивились бы, прочитав признание известного советского авиаконструктора А. Яковлева: “Чайковский наш соавтор!..”, высказывания других прославленных людей самых разных профессий о том, что без любви к искусству они не стали бы теми, кто есть.
Как обучать детей музыке вопрос, рождающий жаркие дискуссии педагогов, деятелей искусства, родителей. Чему учить прежде слушать сонату или исполнять ее? Привлекать к этому процессу всех или наиболее одаренных? Что важнее для ребенка: обладать безупречными знаниями в области сольфеджио или просто любить музыку (а эти качества, увы, не всегда совпадают)?

Вот как решают подобные проблемы в Латвии.
Музыкальное воспитание подрастающего поколения здесь начинается в детских садах над ними шефствуют музыкальные школы. Затем ребенок идет в среднюю школу, где посещает уроки пения, занятия хора и оркестров (преимущественно духовых) эти формы творчества традиционно развиты в Прибалтике. Тысячи мальчиков и девочек участвуют в музыкальных олимпиадах и состязаниях в игре на инструментах, конкурсах хоров и республиканском празднике песни, телевизионном соревновании детей-исполнителей “Что ты умеешь?”.

Отметим сразу, что речь здесь идет о тех школьниках, которые нигде не занимаются музыкой специально.



Содержание раздела