Продолжительность чтения


Продолжительность чтения
 
Внимание человека не может быть предельно высоким долгое время. Утомляясь, читатель не может полноценно воспринимать текст.

Как правило, утомление наступает через 15-20 минут после начала работы со сложной книгой, и далее работа продолжается с пониженным уровнем внимания. Привычка работать с невысоким уровнем внимания может закрепиться.

В итоге читатель будет всегда читать с более низким уровнем внимания, чет тем, которым одарила его природа.
Эксперименты показывают, что в течение 8 часов чтения с одним крупным перерывом продуктивность осмысления снижается примерно в 1,5-2 раза (а). Если же читать с регулярными короткими перерывами по 1-2 минуты через каждые 15-20 минут чтения (б) и во время перерывов выполнять Упражнение релаксации - РЕЛАКС, продуктивность чтения снижается всего в 1,1 - 1,3 раза.

При проведении таких перерывов с упражнениями за весь рабочий день читатель потратит всего минут десять, но все 8 часов будет работать с полной отдачей!
Выполняйте упражнение РЕЛАКС ежедневно. Тогда уже через две недели выработается привычка на проведение частого и активного отдыха.
Во время выполнения упражнения РЕЛАКС мысленно подытоживайте содержание прочитанного в течение последних 15-20 минут текста. Если регулярное подытоживание прочитанного войдет в вашу привычку, нет сомнений: ваша культура чтения повысится, и вы с удовольствием и дальше будете так работать.


Упражнение Релакс
 
Комплекс упражнений РЕЛАКС рассчитан на снятие физического, а вслед за ним и психического утомления, возникающего во время чтения. Упражнения РЕЛАКС рекомендуется выполнять каждые 15-20 минут работы с текстом. Каждое упражнение выполняйте в одном из перерывов.

Очередность упражнений значения не имеет.
*
Закройте глаза, положите на веки подушечки среднего и указательного пальцев, слегка придавите ими веки на 4-8 секунд, потом быстро уберите пальцы и откройте глаза. Вы правильно выполнили упражнение, если после того, как открыли глаза, вы будете продолжать видеть пелену, которая возникла при надавливании пальцами на веки. Буквально через доли секунды пелена исчезнет.

Если пелена не возникла, то измените время, либо усилие надавливания.
*
Закройте глаза, в течение 0,5 - 2 минут пошлепайте по векам подушечками средних и указательных выпрямленных пальцев попеременно то одним, то другим.
*
Сядьте на край стула. Ноги поставьте перпендикулярно полу.

Руки на весу. Не разгибая ног, приподнимите их над полом на 2-3 см. Медленно вытяните ноги вперед, разнесите колени, не касаясь пола. Чем медленнее вы это выполните, тем лучше. Корпус тела при этом слегка отклоняется назад.

Потом так же медленно согните ноги в коленях и поставьте на пол.
*
Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и представьте фон, однородно окрашенный и один из тех цветов, которые вам нравятся.
*
Потянитесь так, словно вы растягиваете ручки эспандера. Это упражнение надо выполнять, задержав дыхание. Растягивая воображаемый эспандер, вы одними мышцами рук старайтесь разводить руки, а другими мышцами рук старайтесь сопротивляться усилиям первых мышц.

Продолжая растягивать эспандер, внезапно перестаньте сопротивляться сжимающей силе воображаемого эспандера, и ваши руки резко захлопнутся.
Первые два упражнения предложенного комплекса релаксации нужны для того, чтобы снять напряжение мышц глаз. Третье упражнение поможет расслабить мышцы всего корпуса.

Оно по своей эффективности равносильно пешеходной прогулке в течение примерно 5-15 минут, особенно если выполнять его при открытой форточке.
Четвертое упражнение очень трудное. Сразу оно не будет выполняться эффективно, но путем тренировок вы все же добьетесь положительных результатов. Желательно выполнять упражнение в завершение какой-то умственной работы. Вы отдохнете, повысите свой тонус, любимый цвет будет тонизировать и дальнейшее чтение.

Пятое упражнение поможет расслабить мышцы рук, груди и спины.
Поле восприятия
 
На продуктивность чтения существенно влияет расширение поля восприятия читаемой информации. Поле восприятия является частью поля зрения. Поле восприятия - это объем информации, который мы успеваем осмыслить за одну остановку - фиксацию взгляда. Читатели, не владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию схватывают по одному слову из текста. В редких случаях читатели за одну фиксацию успевают считать из текста по два слова, если слова оказываются короткими и простыми.



Читатели, владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию усваивают по три-восемь слов. При этом каждый зафиксированный взгляд задерживается на словах примерно одно и то же время (из расчета несколько слов за одну секунду) независимо от того, сколько и какие слова усваиваются за каждую фиксацию.

Отсюда следует простой вывод: если читатель, затрачивающий на чтение текста из 1000 слов от 5 до 10 минут, расширит свое поле восприятия в 3 раза, то и на чтение такого текста он станет затрачивать времени в 3 раза меньше.
Масштабы поля восприятия влияют и на качество усвоения текстов. Если взгляд читателя фиксируется на каждом слове, то смысл предложения складывается из понимания значений отдельных слов и их взаимосвязи.

Если же взгляд при каждой фиксации на тексте будет выхватывать из текста группы осмысленных слов (что произойдет в результате расширения поля восприятия), то читатель, освободивший свой мозг от необходимости работы с большим числом мелких операций, направит свои усилия на углубленное осмысление крупных смысловых блоков и, таким образом, лучше поймет и запомнит текст.
Для отработки навыков чтения смысловыми блоками, понятиями, а не словами используйте Метод ритмичных фиксаций взгляда (МРФ).
Метод ритмичных фиксаций
 
Метод основан на принудительном делении строки на смысловые блоки и ритмичном перемещении взгляда. Он поможет вам расширить поле восприятия, оттеснить проговаривание и добиться значительного повышения скорости чтения.
Представьте себе, что вы рассматриваете комиксы или другие рассказы в картинках. Ваш взгляд при этом последовательно останавливается на каждой картинке, рассматривая их разное количество времени. Если вы будете просматривать такие картинки, фиксируя взгляд в течение одинаковых интервалов времени, то качество усвоения информации отчасти снизится.

Но, натренировавшись некоторое время, вы сможете привыкнуть к такому режиму просматривания, т.е. научитесь просматривать рисунки методом ритмичных фиксаций.
Можно вообразить, что эти рисунки выражены некими известными вам образами-знаками. После длительной тренировки вы и эти знаки научитесь просматривать, хотя понимание рассказа в этом случае будет затруднено.
Если же смысл рисунка будет закодирован в знаки-слова, то вы будете вынуждены улавливать содержание понятиями, смысловыми блоками. Произойдет это таким образом: бросая взгляд на одно-два слова, вы мгновенно раскодируете их одно за другим, выстраивая в понятия, затем перейдете к следующей картинке и т.д.
А что, если научиться просматривать большие группы закодированных знаков-слов и причем быстро? Оказывается, и это можно. Если читатель постарается просматривать слова текста немного быстрее, чем это для него привычно, то он уже не будет успевать озвучивать все просматриваемые слова. Очевидно, что качество усвоения содержания при этом несколько снизится.

Но, как показывает практика, через несколько дней тренировок качество понимания текста, прочитываемого ритмичными фиксациями, постепенно начнет восстанавливаться. Но к этому времени сформируется новая установка, текст будет усваиваться большими группами слов.
Организовать ритмичное перемещение взгляда вам поможет использование ритмичной музыки, ударов метронома, внутреннего счета, т.д. Содержание текста будет выстраиваться из понятий, схватываемых при кратковременной фиксации взгляда на словосочетаниях.

Количество фиксаций взгляда на строке, места фиксаций и время между фиксациями будут подбираться произвольно в зависимости от степени сложности текста и ширины колонки.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Приготовьте текст с неширокими колонками и источник звучащего ритма (метроном, ритмичную музыку или запишите стук на магнитофон).
На каждый удар звучащего ритма бросайте взгляд на начало, середину и конец каждой строки. Пытайтесь за каждую фиксацию взгляда охватывать как можно больше слов и при этом не забывайте осмысливать содержание текста.

Перебрасывайте взгляд на каждый удар звучащего ритма.
Количество фиксаций взгляда зависит от ширины колонки текста и от сложности текста. Например, если строчка содержит до 30 знаков (букв), то взгляд желательно фиксировать дважды.

Места фиксаций определяются произвольно. Постепенно старайтесь уменьшить число фиксаций и увеличить ритм.
Уже через неделю занятий благодаря выполнению упражнения ваше поле восприятия расширится, при каждой фиксации взгляда одно поле восприятия текста станет перекрывать другое, а оно, в свою очередь перекроется третьим полем восприятия.



Содержание раздела