Метод ритмичных скольжений взгляда


Вот так будете читать тексты с узкими колонками (например, тексты из газет, журналов) в первые дни выполнения упражнения - чтения методом ритмических фиксаций. Обратите внимание, что части текста читатель не способен усвоить. В этом нет ничего страшного. Качество усвоения будет низким. Потерпите.

Со временем качество усвоения постепенно начнет увеличиваться. За счет чего?

За счет того, что поле восприятия постепенно начнет увеличиваться и читатель за каждую фиксацию будет усваивать все большие смысловые блоки.

а
б

Это произойдет примерно через неделю ежедневных упорных тренировок. Обратите внимание на то, что овалы выросли. И уже неусвоенных полей текста становится все меньше и меньше. Да и привычка читать и пытаться домысливать тоже будет становиться все крепче и крепче. А это означает, что активизируется мышление во время чтения.

Это еще одно положительное качество, которое формируется во время выполнения упражнения - чтения методом ритмических фиксаций.

в
г

А так читатель будет читать через две недели выполнения упражнения - чтение методом ритмических фиксаций.
где: а, б - в начале выполнения упражнения; в, г через неделю.
Здесь уже поля фиксаций стали настолько широкими, что читатель позволяет себе делать не по две фиксации на каждой строчке, а по одной фиксации на каждой строчке. При этом качество усвоения опять немного снизится, но читатель уже знает, что, поработав еще какое-то время, он восстановит качество усвоения.
После того как вы научитесь за 3 фиксации прочитывать всю строку текста с широкими колонками, можете переходить к чтению с меньшим количеством фиксаций взгляда. А еще через 2-3 недели вы сможете усваивать текст, набранный узкими колонками, всего лишь за одну фиксацию взгляда, а набранный более широкими колонками - за 2 фиксации вместо 3, не снижая качества усвоения текста.

Информация при этом будет прочитываться в более быстром темпе.
На первых порах текст может усваиваться лишь на 20-30%. После усердных занятий к концу первой недели коэффициент усвоения может вырасти до 40-50%.
Метод ритмичных скольжений взгляда
 
Для расширения поля восприятия, для оттеснения артикулирования и увеличения тем самым скорости чтения предлагается метод ритмичных скольжений взгляда (МРС). Как и метод ритмичных фиксаций взгляда (МРФ), он тоже основан на увеличении скорости перемещений взгляда по строкам, но увеличение скорости чтения будет достгнуто несколько иным способом.
Метод ритмичных скольжений также предполагает, что читатель путем тренировок выработает навыки чтения понятиями вместо озвученных слов. В ходе тренировок вы расширите поле восприятия текста.

Тексты для отработки метода ритмичных скольжений взгляда не должен быть сложны для понимания, желательно, чтобы они не содержали прямую речь.
При отработке МРС также используется звучащие ритмы: звучащий или молчаливый счет, либо удары метронома, либо музыкальные ритмы.
УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый удар ритма фиксируете взгляд на начале строки, старайтесь охватить взглядом как можно больший кусок. На второй удар проскользните взглядом вдоль строки до конца.

Без перерыва, вновь под удар ритма, взгляд фиксируется на начале следующей строки и т.д.
Не обращайте внимания ни на переносы слов, ни на знаки препинания.
Думайте только над содержанием текста.
Очень эффективно чтение МРС проводится под музыкальные ритмы с первой
ударной долей, а второй - безударной.
После 2-3 недель занятий вы начнете использовать МРФ и МРС не только для тренировки, но и для повседневного чтения, поскольку работать этими методами с текстом нередко будет доставлять вам удовольствие, особенно при чтении легких для восприятия текстов с большим эмоциональным воздействием.
Метод форсирования скорости чтения
 
Метод форсирования скорости чтения преследует цель - выработку привычки усваивать текст при первом прочтении. Вы, наверное, замечали, что иногда во время чтения мысли перескакивают совершенно в иное русло и чтение превращается в механическое перемещение взгляда. Прочитав абзац или даже целую страницу, вдруг вы обнаруживаете, что думаете совсем не о содержании текста.



Приходится перечитывать пропущенную информацию. Чтение МФС позволит вам устранить эту привычку.

Вы всегда будете читать только внимательно.
В основе метода форсирования скорости чтения лежит также принцип поторапливания, подстегивания себя при чтении, принуждение себя читать быстрее чем обычно. При этом вы не сможете проговаривать полностью текст, как прежде, и будете постепенно вырабатывать в себе привычку читать без проговаривания или с частичным проговариванием, что значительно увеличит скорость чтения.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Для чтения методом форсирования скорости используйте легкие ля восприятия тексты, т.к. в ходе работы качество усвоения текста снизится. Желательно читать тексты, набранные колонками шириной в 30-45 знаков.

Такие тексты часто встречаются на страницах газет и журналов.


Приготовьте лист плотной бумаги размером 100*200 мм.
Читайте текст и закрывайте этим листом одну за другой прочитанные строки, ведя лист рукой по странице сверху вниз. Передвигайте лист бумаги чуть быстрее чем вы можете прочитать текст, т.е. так, чтобы каждый раз, читая очередную строку, вы не успевали бы прочитывать в ней последние 2-3 слова.

Интенсивность обмена веществ, в свою очередь, зависит от размеров животного, его массы. С уменьшением размеров тела интенсивность обмена у животных на единицу массы стремительно возрастает.
И здесь мы подходим к конечному пункту наших рассуждений об энергетике животных. А что, если начать искать кандидатов на одомашнивание не среди зверей и птиц с высоким обменом (но зато с большими размерами, что это преимущество как бы ликвидирует), а среди живых сущест.

Изредка меняйте положение шторки: если прежде вы вели её сверху вниз, закрывая прочитанный текст, то теперь открывайте шторкой еще не прочитанную часть текста, ведя шторку тоже сверху вниз, но открывая новые строки текста быстрее, чем вы дочитали бы до конца строки, вынуждая себя перескакивать не дочитав на следующую, только что открытую шторкой строку.

Мелкие размеры обеспечивают высокую интенсивность биологических процессов у инфузорий, коловраток и низших рачков, в том числе их быстрый рост. И вместо 5-6 поколений бройлеров в год, чем мы сейчас гордимся, можно будет получать за это время многие десятки поколений.

Качество усвоения материала при таком чтении будет невысоким. Оно снизится из-за того, что вы будете вынуждены отвлекаться от текста на поддержание такой скорости перемещения листа, которая будет выше скорости перемещения взгляда от строки к строке.

Но через 1-2 дня выполнения упражнения вы перестанете отвлекаться на перемещение шторки.
Здесь речь идет только о непродуктивных возвратах. Если же вам нужно перечитать текст или часть текста для более глубокого понимания, для установления связи предшествующего с последующим, то такой возврат к прочитанному допускается и желателен.
Проговаривание
Обычно во время чтения практически все слова проговариваются. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами, большинство не используют внешнюю мимику. При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно.

Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Во время такого немого чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.
Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя.

Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом:


Как показывают исследования психологов, чтение, а вернее, понимание текста неразрывно связано с проговариванием. Воспринимать текст иначе как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя. Поэтому полное подавление артикуляции невозможно, возможно лишь оттеснение. В итоге скорость чтения или, можно сказать, понимания ограничивается скоростью проговаривания, т.е. проговаривание тормозит чтение.

Возможен выход из этой ситуации при иной схеме восприятия текста. Рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описано режимом:



Содержание раздела