Причины неправильного понимания


Понимание читателя может быть как истинным, так и ложным по отношению к реально существующей действительности (сейчас мы говорим не о художественной литературе, где реально существующей действительностью является понимание автора). Истинным и ложным может быть и понимание автора. В связи с этим возникают три вопроса:
- Как научиться понимать автора?
- К чему может приводить неправильное понимание правильно понимающего автора?
- Как быть, если вы правильно поняли неправильно понимающего автора?
На первый вопрос вы получите ответ, изучив эту часть нашего курса. Ответом на третий вопрос, к сожалению, является фраза Никак. Вам просто не повезло. Но все же, чтобы чаще везло, читайте больше и читайте разных авторов.

А сейчас давайте попытаемся получить ответ на второй вопрос.
Изумрудный город Великого Гудвина, Королевство кривых зеркал, Страна чудес, в которой побывала Алиса, все случаи в науке и в политике, когда вначале все искренне верили в одни ценности, отрицая другие, и буквально через некоторое время начинали верить в то, что недавно отрицали - все это примеры ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, а точнее, относительности систем мышления и точек отсчета в них. Винить здесь некого. Человек внушаем. Чтение представляет собой одну из самых сильных форм самовнушения.

Чем доступнее написана книга, тем больше читатель подвержен внушению ее содержания. Теперь представьте себе, что вы поняли текст неправильно при том, что автор прав. Это значит, что вы в память заложили неправильное понимание. При чтении следующего текста будете опираться на это неправильное суждение и, возможно, отвергните другого, но уже правильного автора или, что еще хуже, закрепите и разовьете неправильную свою позицию. И т.д.

В последующем свое мышление вы будете развивать в направлении, отличном от правильного, если можно так мягко выразиться. При этом некоторые сторонние наблюдатели будут считать вас думающим неправильно (как, например, сейчас, читая эту книгу, думают некоторые читатели об авторе этой книги).
Причины неправильного понимания
Попробуем сформулировать причины непонимания или неправильного понимания автора:
Отсутствие, в активной памяти необходимых для текста предметного тезауруса и предметных знаний.
Отсутствие навыков оперирования предметной и формальной логикой.
Отсутствие навыков выявления в текстах значимых слов и словосочетаний.
Отсутствие навыков формулирования мыслей, выявляемых в текстах.
Отсутствие навыков установления смысловых связей в текстах.
Недостаточная активность мышления.
Неразвитое внимание.
Как можно научиться
понимать автора текста?
Перед вами сейчас встают две цели овладения навыками понимания текстов:
1. Научиться усваивать, т.е. делать своим, СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА - единичные факты и мысли.
2. Научиться выявлять ФОРМУ ТЕКСТА - пути смыслового объединения единичных фактов и мыслей.
Для достижения этих целей вам нужно решить следующие три задачи.
1. Научиться ИЗВЛЕКАТЬ ДОСТАТОЧНУЮ ИСХОДНУЮ ИНФОРМАЦИЮ из текстов - значимые факты и мысли.
2. Научиться БЫСТРО ФИКСИРОВАТЬ в ПАМЯТИ эту ИСХОДНУЮ ИНФОРМАЦИЮ (без переосмысления, т.е. в авторском варианте).
3. Научиться ВЫСТРАИВАТЬ СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ текстов в процессе чтения.
Для решения этих задач вам предлагается выполнять комплекс действий - упражнения. Для успешного выполнения действий нужно создать условия - подобрать для практики тексты из той области знаний, в которой вам хотелось бы научиться понимать тексты идеально.
Содержательная структура текста
При осмыслении текстов следует понимать, что изложенная автором текста логическая структура его содержания может быть:
1. Неполной, то есть не содержащей отдельных звеньев в последовательности изложения мыслей. Неполнота структуры объясняется двумя причинами:
- автор может решить, что они являются очевидными и хорошо известными читателю, что их не следует приводить в тексте, что читатель при построении целостной картины текста сам мысленно пристроит пропущенные смысловые блоки рассуждений;
- автор, являясь хорошим специалистом в своей области, может не обладать мастерством изложения мыслей в письменном виде, что и отражается в структуре изложения.


2. Содержащей лишние смысловые блоки в цепочках рассуждений. Излишества в структурах текстов объясняется тоже двумя причинами:
- автор может сомневаться в достаточной осведомленности и компетентности читателя в теме текста, в результате чего он может приводить в тексте слишком много примеров или слишком много вспомогательных рассуждений;
- автор может оказаться слишком болтливым или неумеющим лаконично раскрывать тему, хотя и очень хорошим специалистом по даной проблеме.
3. Запутанной, то есть не помогающей понять содержание, но, наоборот, ухудшающей понимание текста. Происходит то опять в двух случаях:
- когда автор, будучи непрофессиональным писателем, пересказывает от одной группы мыслей к другой группе, хотя и излагает все группы мысли без пропусков, раскрывает в конце концов всю проблему;
- когда автор текста сам плохо понимает проблему, которую хочет раскрыть в тексте.
Но ведь читателя меньше всего интересует, удачно или неудачно написан текст. Его интересует конечный результат - осмысление текста.

Действительно, читателю для понимания проблемы, раскрываемой в тексте, НЕ НУЖНА структура, изложенная автором ФОРМАЛЬНО, но НУЖНА РЕАЛЬНАЯ структура текста, т.е. читателю нужна та структура мыслей и фактов, которая была в голове у автора текста во время обдумывания им данной проблемы. Хорошо, если автор текста изложил содержание мыслей профессионально и искусно.

В этом случае формальная структура и является реальной структурой. Но чаще всего это не так.

Поэтому предполагая, что вам придется сталкиваться с текстами, написанными непрофессиональными писателями, советую научиться выявлять структуру в обоих случаях.
Для того, чтобы структура выявлялась точно и быстро в процессе чтения, нужно предварительно научиться выявлять в текстах значимую информацию с позиции главной цели текста (автора), а незначимую (для целостного восприятия текста) отбрасывать.
УПРАЖНЕНИЕ 33. Просматривая текст с максимально возможной скоростью (но не быстро), раздельно, подчеркните все отдельно стоящие значимые слова и словосочетания (не служебные), все мысли, все числовые факты и все графические символы и знаки, использованные в тексте для раскрытия содержания. Закончив подчеркивание, оцените значимость каждой подчеркнутой информационной единицы для понимания текста.

Для этого попробуйте выбросить информационную единицу из текста или замените ее на информационную единицу с противоположным значением или смыслом и оцените, не изменился ли смысл данной части текста (а возможно, и смысл всего текста). Если смысл после этого пункта не изменится, то даная информационная единица является незначимой.

Вам показалось, что изменения произошли, скорее всего, вы ошиблись и эта информационная единица является значимой.
Если после этого у вас останутся сомнения, то попробуйте заменить информационную единицу на другую, с тем же (или с приблизительно тем же) начением или смыслом. Изменение смысла данной части текста (или смысла всего текста) после подобной замены будет говорить о том, что скорее всего данная информационная единица не является значимой.
Обычно читатель воспринимает и запоминает текст в его непрерывном и последовательном изложении, читая все, что предлагает ему автор, с одинаковым вниманием и одинаковой скоростью. В общем ряду оказываются и главные мысли автора, и второстепенные мысли, и та несущественная информация, которая является как бы связующим звеном в цепи последовательного изложения между разными единицами существенной информации.
При таком восприятии текста внимание рассредоточивается, механизм памяти работает избирательно, выхватывая из текста для запоминания не всегда существенное, главное. Текст запоминается хуже, слабее осмысливается.
Такой способ чтения малоэффективен, потому что нельзя, да и не нужно запоминать все и существенное (главное и второстепенное), и несущественное (хотя и на первый взгляд показавшееся существенным).
Гораздо продуктивнее запоминать отдельные, но существенные с точки зрения автора факты и мысли, а затем связывать их друг с другом и/или с уже имеющимися в памяти по данной тематике фактами и мыслями. Этот способ чтения не только позволяет лучше усваивать тексты, но и активизируется мыслительный процесс.
Если научиться группировать информацию, выделять в ней главное, не упуская при этом существенные второстепенные детали, эффективность чтения заметно повысится.


Следует заменить, что в выделении существенной информации, которую составляют главная и второстепенная мысли, много субъективного. Действительно, то, что важно для одного человека, может быть несущественным для другого.

При чтении текста и вычленении в нем главных и второстепенных мыслей важно понять ПОЗИЦИЮ АВТОРА, осмыслить, что для него наиболее важно в данном тексте, что он хотел сказать. Осмысление авторской позиции поможет объективно проанализировать весь текст.



Содержание раздела