Второстепенные мысли и факты в абзацах


ПРАКТИКА. Выявите в следующих пяти текстах основные мысли.
Текст 1
Некоторые читатели в своих конспектах делят страницу пополам чертой сверху вних. С левой стороны они делают выписки из прочитанной книги, а с правой = свои замечания, выделяя подчеркиванием слов особо важные места текста.

Этот оригинальный и полезный прием выписок из научной литературы заслуживает внимания.
Текст 2
В Соединенных Штатах на многих государственных и частных предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости он просто утонет в потоке бумаг.
Текст 3
При любом занятии, в том числе и при решении задач теста, у человека создается внутренняя модель, модель в собственном представлении, с помощью которой он проигрывает в уме задание, выдвигает гипотезы и пробует новые подходы. При этом на пути правильного решения возникают промежуточные ответы, невидимые наблюдателю со стороны, но вполне осознанные самим исполнителем.
Текст 4
Чтение литературы целесообразно организовать по типу изучения сначала новейшей, затем - новой и, наконец, изданий прошлых лет, как бы развертывая свиток знания от сегодняшнего дня к вчерашнему.
Текст 5
Введение в книгу чаще всего сообщает сведения, непосредственно к теме книги не относящиеся, но необходимые для ее понимания, предпосылки дальнейшего. Для нас особенно существенно то, что нередко в конце введения намечается, а иногда и обосновывается общий план изложения книги и метод изложения.

ПоэтVму само собою ясно, как важно это для предварительного ознакомления с книгой.
Сверьте свои варианты со следующими вариантами формулировок основных мыслей.
Текст 1
1-й вариант. Существует оригинальный и полезный прием выписок из литературы, с одной стороны страницы делать выписки из книги, с другой - свои замечания.
2-й вариант. Прием конспектирования, при котором линией делят страницу пополам для записи мыслей автора и собственных мыслей, заслуживает внимания.
Текст 2
1-й вариант. В США на многих предприятиях не принимают на работу человека, имеющего скорость чтения ниже 400 слов в минуту.
2-й вариант. При низкой скорости чтения руководящий работник не способен справиться со своими обязанностями.
Текст 3
1-й вариант. При любом занятии у человека создается внутренняя модель, с помощью которой он выдвигает гипотезы и пробует новые подходы.
2-й вариант. На пути правильного решения задач у человека возникают промежуточные, вполне осознанные ответы.
Текст 4
1-й вариант. Чтение литературы целесообразно начинать с новейшей, постепенно переходя к изданиям прошлых лет.
2-й вариант. При чтении литературы полезно пользоваться знаниями от сегодняшнего дня к вчерашнему.
Текст 5
1-й вариант. Во введении в книгу для нас особенно важно то, что нередко в его конце намечается или обосновывается общий план изложения книги и метод изложения.
2-й вариант. Введение в книгу часто сообщает отвлеченные от темы книги сведения, однако оно необходимо для понимания книги, предпосылки дальнейшего.
Второстепенные мысли и факты в абзацах
Помимо основных мыслей, в абзаце содержаться второстепенные мысли, играющие существенную роль в усвоении содержания. Они подкрепляют, развивают, дополняют основную мысль, а также повышают ее эмоциональное восприятие.
Умение выявлять второстепенные мысли, отделяя их от основных, и устанавливать логические связи между ними определяет глубину усвоения содержания и, как вы увидите на следующих занятиях, улучшает качество запоминания текста. Поэтому для рационализации обработки информации необходимо отработать навык выявлять мысли.

Для этого используется следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 35. Выполняется за 1-5 мин. на небольших по объему (0,3-1 тыс. знаков) текстах, состоящих из 1-2 абзацев, аналогично предыдущему упражнению, но в пункте 3 необходимо сформулировать все второстепенные мысли абзаца:
а) графически: в виде знаков, символов, рисунков, сокращений, чисел и т.п.;
б) устно, по возможности наиболее кратко, но емко.
Распознавание ОМ и ВМ = это процесс, какая-то мысль может сначала показаться основной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так как более важной оказывается другая.


По мере приобретения опыта вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а не идти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.
Выборочно контролируйте правильность выполнения упражнения, медленно перечитывая текст.
ПРАКТИКА. Выделите в пяти текстах второстепенные мысли.
Текст 1
Легко вызвать процессы торможения в мозгу, если, например, долго смотреть в одну точку. Сначала отмечается зрительное, а затем и общее утомление, позже наступает сонливость и сон.

Такой же эффект наблюдается, если пристально смотреть на блестящий предмет или световую точку голубого или зеленого цвета. Развитию тормозного процесса способствуют и неторопливые ритмичные мигания указанных световых точек или их маятникообразные покачивания перед глазами усыпляемого.
Текст 2
Записи по материалам чтения научной литературы могут делаться в обычных общих тетрадях, на бланках или листах бумаги специальных размеров, на перфокартах, библиографических карточках. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки.

Записи в тетрадях затрудняют подборку выписок по одной теме или проблеме, нахождения выписок среди серий других.
Текст 3
Людей, занятых умственным трудом - научных работников, преподавателей, студентов и других, особенно хочется предостеречь от ночных бдений за письменным столом. Слов нет, бывает очень соблазнительно посидеть за книгой, статьей, диссертацией именно в ночные часы, когда все в доме легли спать, ничто не мешает, не отвлекает. Это опасный путь!

Неудачный ритм может рефлекторно закрепиться. Привыкнув бодрствовать до полуночи, человек бывает обречен на бессоницу, от которой не всегда спасают даже сильные снотворные.
Текст 4
Известно, что в природе существует закон периодичности. Человек, как и всякое живое существо, подчиняется законам природы. Правда, периодичность наступления сна более сложна и подвержена разнообразным влияниям, чем периодичность других явлений природы.

У человека она зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, возраста, условий внешней среды и, самое главное, от того, каким был период бодрствования.
Текст 5
Школьники не умеют работать с учебником прежде всего потому, что их этому никто не учит. Само же собой это умение формируется крайне редко.

Учителя в силу сложившейся многовековой традиции чаще стараются объяснить изучаемый материал, вложить его в голову ученикам в готовом виде, а не научить самостоятельно постигать его при помощи активного чтения. Даже те педагоги, которые стремяться научить школьников открывать и добывать знания, а не просто усваивать их, организуют эту работу в основном только в форме бесед на уроках.
Сравните со следующими формулировками:
Текст 1
1) Если долго смотреть в одну точку, то сначала отмечается зрительное, а затем и общее утомление, позже наступает сонливость и сон.
2) Световая точка голубого или зеленого цвета может вызвать процессы торможения в мозгу.
Текст 2
1) Записи в тетрадях затрудняют подборку и поиск выписок по одной теме или проблеме.
Текст 3
1) Очень соблазнительно для людей умственного труда посидеть за книгой именно ночью, когда никто и ничто не мешает.
2) Неудачные ритм может закрепиться.
3) От приобретенной ночными бдениями бессоницы человека не всегда спасают даже сильные снотворные.
Текст 4
1) Периодичность наступления сна у человека более сложна, чем периодичность других явлений природы.
2) Периодичность сна у человека зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, возраста, условий внешней среды.
Текст 5
1) Школьники не умеют работать с учебником прежде всего потому, что их этому никто не учит.
2) Учителя стараются объяснить ученикам изучаемый материал, а не научить их самостоятельно постигать его.
Выявление структуры текста
Все вышеизложенные упражнения подвели нас к пониманию того, что такое основные, второстепенные (существенные) мысли, и к умению выявлять их быстро и качественно, а также научили выявлять и игнорировать несущественные мысли. Теперь вы подготовлены к тому, чтобы выявлять структуры читаемого текста.
Законы психологии показывают, что информация, воспринимаемая в однообразно-последовательном, монотонном порядке, усваивается гораздо хуже, чем в виде структуры (некоторого порядка), отражающей наиболее важное в этой информации.



Содержание раздела