Методы запоминания


Если принять во внимание отмеченные выше закономерности припоминания воспринятой информации, то легко понять, что при повторении не следует допускать потерь усвоенной информации, а достигается это при соблюдении следующего правила: Повторять прочитанное и изученное следует сначала чаще, затем реже, но не регулярно.
Возьмите себе это правило на вооружение, отработайте привычку психическую установку всегда повторять прочитанное именно этим способом.
Многократные эксперименты и практический опыт подтвердили, что в этой нерегулярности повторения материала, заложена некая пружина безотказного действия механизма памяти. С учетом этого рекомендуем придерживаться следующего процесса повторения:
1-е повторение - через 15 - 20 минут после завершения чтения;
2-е повторение - через 6 - 10 часов после окончания предыдущего повторения;
3-е повторение - 20-30 часов после окончания второго повторения.
Предложенный метод с точки зрения соблюдения определенных временных интервалов между повторениями является рациональным, так как способствует максимальному сохранению в памяти информации, не допуская существенных ее потерь, и позволяет затрачивать как можно меньше времени и усилий.
Для подтверждения этого теоретического вывода среди студентов и обычных читателей были проведены специальные эксперименты на запоминание и забывание. Испытуемым предлагалось запомнить заданный материал, а затем через определенные промежутки времени повторять его. Перед каждым повторением и сразу же после него контролировалось содержание запоминаемой информации в памяти.

Интервалы времени между окончанием повторения текста и контрольными опросами должны были быть разными. Чисто повторение - не менее четырех.

Для максимальной объективности исследования давалось большое число разных текстов, как учебных (но вне учебной программы), так и научно-популярных. Новизны никакой в самих экспериментах на заключалось (в целом процесс повторения достаточно широко освещен в литературе), проводились они в данном случае с целью уточнения временных рамок для каждого цикла повторения. И цель было достигнута.

На основе этих исследований разработана оптимальная программа повторения материала.
Эксперименты проводились в различных вариантах. Установленные при этом закономерности позволяют утверждать, что повторение надо проводить, придерживаясь указанных выше временных интервалов между повторениями и соблюдая следующие условия:
1. Перед повторением необходимо изучить и проанализировать, желательно с ручкой в руках, весь материал, кроме тех случаев, когда он легко усваивается с первого раза (в этом варианте первое повторение материала будет осуществляться в процессе чтения и осмысливания текста).
2. Необходимо также определить основную задачу предстоящего повторения: усвоить ли смысл и содержание воспринимаемой информации для передачи того или другого своими словами, в своей интерпретации (например, при подготовке к экзамену по философии, истории и пр.) или выучить наизусть стихи, математические формулы, либо близко к тексту путем многократных повторений пересказать математические законы, правила грамматики и пр. В каждом из этих случаев приемы запоминания будут несколько отличаться друг от друга.
Советы специалистов помогли и при разработке практических рекомендаций, касающихся форм и способов повторения материала.
От форм и способов повторения изученного зависит эффективность запоминания. В каждом конкретном случае вы выбираете методы повторения по собственному усмотрению - те, которые наилучшим образом будут содействовать усвоению конкретной информации, ее переводу из кратковременной памяти в долговременную и сохранению в максимально полном объеме на нужный вам срок.
Методы запоминания
 
Предлагаемые ниже формы, приемы повторения не являются единственно верными и универсальными для всех случаев запоминания. Индивидуальные способности каждого, различная степень сложности того или иного материала вносят свои коррективы в процесс закладывания в память и воспроизведения информации. И все же можно выделить следующие конкретные формы, в которых проводятся повторения:


а) мысленное припоминание;
б) повторное чтение текста с последующим пересказом его вслух кому-либо, самому себе или воображаемому собеседнику;
в) повторное чтение текста с мысленным пересказом про себя;
г) повторное чтение текста в последующим письменным изложением основных пунктов материала или с короткими пометками-выписками;
д) выборочное прочтение материала через несколько дней;
е) повторное поверхностное чтение;
ж) повторное детально и углубленное чтение изучение;
з) пересказ прочитанного кому-либо, обсуждение с кем-либо;
и) повторное чтение с последующим подробным письменным изложением.
Следует ответить, что применение на практике усвоенного материала также способствует закреплению его в памяти и является разновидностью повторения.
Кроме того, повторение может проводиться и с ранее изученным материалом (когда ситуация требует вспомнить то, что было известно давно).
Рекомендуется применять различные комбинации перечисленных форм, искать наиболее оптимальные для вас. Возможны варианты без повторного чтения. Практический опыт показал, что особенно эффективно повторение при сочетании следующих форм:
а - б - г или а - е - г
Способ повторения нельзя подсказать точно, он зависит и от конкретного текста, и от того, насколько подробно нужно запомнить этот текст, от вашего настроения и состояния здоровья, и от душевного равновесия в данных момент, и еще от многих других факторов. Дело это индивидуальное, творческое.

Однако во всех случаях мысленное припоминание является наилучшим способом закрепления любого материала в памяти, и ему следует отдавать предпочтение, применять по возможности всегда (в том числе перед повторением другими способами).
Само собой разумеется, что всякое повторение предполагает предварительное изучение материала. К моменту первого повторения не должно оставаться каких-либо неясностей или вопросов, требующих разъяснений.

Первое повторение поможет углубить знания, которые получены при изучении и, конечно же, укрепить их в памяти. Но происходит это уже на другом, более высоком витке восприятия, когда изученный материал осмысливается по-новому.

В этом случае повторяемая информация развивается с каждым разом все больше и больше.
Варианты запоминания
 
Практическое изучение наиболее рациональных методов повторения при подготовке, к примеру, к экзаменам, семинарам, конференциям, а также при необходимости заучивать наизусть большие объемы текстов позволило выявить дополнительные правила, которые рекомендуются соблюдать, чтобы повторение было максимально эффективным.
Для эффективного повторения предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. Для удобства в работе рекомендуется пронумеровать части: № 1, № 2, № 3 и т.д., обозначив № k конечную часть текста.

После этого можно приступить к повторению.
Если, к примеру, вам предстоит сдавать экзамен, а подготовке вы можете уделить один день (бывает же и такое в жизни!), то проведите в течение дня два повторения по следующему принципу:

I повторение части №1
I повторение части №2
II повторение части №1
I повторение части №3
II повторение части №2
I повторение части №4
15 минут
15 минут
5 минут
15 минут
5 минут
15 минут

и т.д. Здесь 15 и 5 минут - условные величины: времени на повторение вы можете затратить больше или меньше в зависимости от обстоятельств, от сложности текста, индивидуальных способностей и т.д.
Ко второму повторению каждой части при такой организации вы будете возвращаться примерно через 15-20 минут. Если при первом повторении на каждую часть будет затрачиваться примерно 15 минут (естественно, материал - его объем и сложность - может продиктовать большие или меньшие затраты времени для первого повторения), то через несколько минут при втором повторении, для того, чтобы восстановить информацию в памяти, вам будет достаточно 5 минут.
Указанные затраты времени на каждую из поделенных частей приблизительны и носят условный характер, это может быть и 10 и 25 минут. Важно другое, чтобы к каждой части второй раз вы возвращались в среднем через 15-20 минут. Этот промежуток времени наиболее рационален для запоминания, т.к. это время максимально полного удержания информации в памяти, с одной стороны, и минимальных затрат времени и сил на повторение - с другой стороны.

Чем легче воспроизводится информация при повторении, тем больше остается ее в памяти после чтения или после первого повторения и промежуток времени между очередным и предыдущим повторением будет короче. Ну а если ситуация складывается благоприятная и вы можете уделить повторению несколько дней, к экзамену вы можете подготовиться иначе.



Содержание раздела