Возвращаемся к стрельбе из лука.


Вчера, перед тем как заснуть, простой взгляд в темноту перед закрытыми глазами дал через 1-2 минуты целый ряд неясных видений (Выписки из моего дневника).
Конечно, не каждый взгляд в темноту перед глазами дает без всякого упражнения такие видения. Для этого нужна интенсивная тренировка.

Но нас в этот момент интересует факт, что даже у тех, кто опытен в этом искусстве, легкость успеха в основном зависит от того, в котором часу дня или ночи, проводятся опыты.
Вообще же можно установить, что в такой же мере, как напряжение сознания в течение дня, от момента пробуждения до крепкого сна без сновидений, передается все более извне от каждого объекта наблюдения через гипофиз внутрь шишковидной железы (то есть кха бродит), так же меняется и вид сосредоточения, необходимого для каждого видения. Можно сказать, что сознание всегда и непрерывно проводит невольно феномен стрельбы из лука. Так как наблюдение вещей внешнего мира представляет закладывание стрелы и нацеливание, сосредоточение на этих вещах - натягивание лука, а молчаливое размышление о проблемах дня, ожидающих разрешения,- спуск стрелы. Последнее дает тогда ответ на вопрос попадания в точку.

Сосредоточение при сознательной стрельбе из лука также подвержено известным переменам при наших упражнениях. Хотя каждый раз все элементы техники (закладывание стрелы и нацеливание, натягивание лука и спуск стрелы) должны быть налицо, - смотря по обстоятельствам, каждый элемент особенно подчеркивается в зависимости от времени дня, так что рано утром будет нацеливание (Тратака и Мандуки Мудра), около полудня-преимущественно натягивание (Самбхави Мудра), а вечером от захода солнца до засыпания - практически только спуск стрелы (Кхечари Мудра), который производится только что описанным взглядом в темноту перед закрытыми глазами (Кхамалжна).
Кроме того, каждое время дня имеет свои преимущества и недостатки, которые должен иметь в виду каждый упражняющийся, когда он выбирает подходящее ему время дня для упражнений.
Но необходимым требованием является соблюдение однажды выбранного времени; нельзя менять это время, а надо упражняться всегда в один и тот же час, иначе теряется весь ритм. Это необходимая предпосылка.
Йоги особенно ценят время восхода и захода солнца, так как в это время природа в человеке, так же как и внешний мир, излучает глубокое спокойствие и вдумчивость, которые чувствуются даже в шуме большого города. Из этих двух времен дня для нас, жителей Запада, предпочтительнее заход солнца, также и потому, что мы, вследствие нашей цивилизации, привыкли к другому распределению времени, чем индусы. Рано утром, не говоря уже о восходе солнца, особенно весной, летом и осенью, мы вряд ли имеем возможность поддерживать наш центр мышления достаточно бодрым для глубокого сосредоточения.

Конечно, каждый читатель волен выбирать свое собственное время, но он должен помнить выбранное время.
Возвращаемся к нашей стрельбе из лука.
Если, как было сказано выше, во сне - и особенно во сне без сновидений - третий глаз открывается сам собой вследствие постоянного брожения сознания, то из этого должно следовать, что наши упражнения в стрельбе из лука, которые развивают в повышенной мере шестой лепесток цветка и, таким образом, благоприятствуют перенесению впечатлений от третьего глаза к Манас Чакре (центру сознания), могут существенно повлиять на содержание наших снов.
Практический опыт учит нас, что это действительно так: первое непосредственное следствие этих духовных упражнений - особенно оживленная и сильная жизнь сновидений.
Сновидения получают с первого же дня упражнений чрезвычайную, почти жизненную остроту, логичность и полную связанность, которые в действительной жизни никогда до тех пор не наблюдались и не переживались. Можно говорить о замечательной, единственной в своем роде памяти сновидений, которая связывает многие сны один с другим, а также с действительностью.
Следующий пример может это проиллюстрировать.
Я вижу себя в группе людей, которые осматривают с горящими факелами подземные пещеры. В каждой пещере лежат завернутые в белую материю забальзамированные мертвые тела, как мумии, и слабый приятный запах мирры чувствуется в воздухе.

Один из группы говорит, что это базилика св. Петра в Риме...
Днем вижу одну из учениц, которая хорошо знает Рим и посещала эту базилику много раз. Я спрашиваю ее, знает ли она что-либо о катакомбах или подземных пещерах под базиликой, и получаю отрицательный ответ.
На следующее утро эта дама торопливо и возбужденно пришла ко мне и протянула мне газету, в которой значилось, что при раскопках фундамента церкви св. Петра в Риме, в день моего сна, были в первый раз открыты подземные ходы, которые вели к древнеримскому кладбищу и ниже его к еще более древнему египетскому кладбищу с набальзамированными мумиями (из моего дневника).
Такие или подобные сны не редки у каждого серьезно занимающегося, так что возможное возражение, что это совпадение, кажется совсем неподходящим, так как я никогда не был в Риме и не имею там друга, который мог бы мне передать сообщение по телефону, если бы он участвовал в раскопках.
Таким же образом я часто посещал во сне Париж, не бывши там никогда в действительности, и наблюдал такие подробности, которые мне, как это вполне возможно доказать, никто сообщить не мог, и которые я впоследствии, к моему удивлению, вновь открыл в фильме. Таким образом, мои посещения Парижа подтвердились.
Наша способность зрения без помощи глаз развивается, таким образом, из наших сновидений. По их остроте, их логической связанности и их живой действительности, можно оценивать результаты и эффективность упражнении.

Этот факт позволяет осуществить точную и полезную проверку известных искусных приемов и подробностей, особенно когда упражнения испробуются непосредственно перед засыпанием. Через эту проверку можно было, например, установить, что утверждение всех текстов йоги о том, что существует связанность между луной, как символом, и третьим глазом, кажется более основанной на соображении и рассуждении, чем на действительных соответствиях.

С солнцем же положение обратное: смотрение (в уме) на диск солнца во время медитации влияет сейчас же и существенно на сновидения, делает их сенситивными, тогда, как такая же медитация на лунный серп - не дает чувствительного оживления сновидений, а дает заметные симптомы сомнамбулизма; если провести эту медитацию в полнолуние.
О влиянии упражнений на сновидения поговорим позже.
Резюмируя, надо еще раз подчеркнуть, что время, выбранное для упражнений, играет роль, которую нельзя недооценивать, т. к. успех в искусстве духовной стрельбы из лука в существенной мере зависит от этого.
Часто упражняющийся мучает себя годами без пользы, ему не приходит на ум, что выбранное для упражнений время не отвечает его личным предрасположениям, а поэтому нет и успеха.
Дыхание. Дыхание во время упражнений и, как мы сейчас увидим, непосредственно перед упражнениями, является следующим важным фактором, может быть даже самым важным из всех.

Оно создает физическую предпосылку для удачи упражнения, для осуществления отдельных искусственных приемов, обусловленных временем дня, короче, для более легкого функционирования Лука.
Когда настоящий стрелок из лука становится в положение для стрельбы, то он сосредотачивается, натягивает для пробы свой лук, чтобы испытать его силу сжимания и эластичность тетивы. Так и умственный стрелок из лука должен собрать свои внутренние силы и, прежде всего, проверить свою духовную упругость.

Ибо весь успех зависит единственно только от его способности ослабить свое напряжение (пустить стрелу), а это зависит опять-таки от размаха его сосредоточения (натяжение лука).
Этому содействует в первую очередь особая техника дыхания. Она, собственно, является главным инструментом (органом чувств) йоги, так как дыхание самым тесным образом связано с сосредоточением мыслей: если мы, например, сосредотачиваемся на каком-нибудь шуме на улице, дыхание мгновенно останавливается,- и наоборот, когда мы сдерживаем дыхание, блуждающие до тех пор вокруг мысли сходятся в одном направлении.
Этот факт еще в древние времена позволил йогам выработать две возможные йогические техники: Раджа-йогу и Хатха-йогу. В то время как первый путь, исходя из духовного и абстрактного, имеет целью овладеть физическим телом, а таким образом и дыханием,- второй путь стремится через дыхательную техник) поставить под контроль мысли, а в конечном счете - дух.
Так как истинная йога должна содержать в себе оба элемента - Раджа и Хатха, то было бы неразумно или по меньшей мере непрактично (как это часто бывает) закрыть себе эту возможность облегчения всей работы. Читатель убедится в этом сам на следующих примерах из практики:
Сегодня - новое явление, которое, правда, уже часто наблюдалось в последнее время. Видения еще неясные, но с движением и со следами свечения (начало третьей ступени) начинает вырисовываться и развиваться в почти непрерывную полосу, когда без предварительного сосредоточения взгляд созерцательно обращается на кха.

При этом дыхание должно быть проводимо вполне незаметно.



Содержание  Назад  Вперед