Техника автоматического письма


После сеанса полученный материал оценивается. Пациента спрашивают, что он имел в виду, когда записывал данную информацию.
Иногда слова символизируют какое-то скрытое значение, а очень часто они записываются в виде аббревиатур или переводятся в символические формы или объекты, такие как звезда, коробка или любые геометрические фигуры. Благодаря технике автоматического письма пациент и терапевт сберегают огромное количество времени.
В некоторых случаях автоматическое рисование имеет несомненное преимущество перед другими методиками. Например, там, где существует языковой барьер или происходит регрессия к возрасту, когда пациент не умел писать, вы можете сказать: "Нарисуйте мне картинку, в которой изображается, как выглядел ваш отец в то время" или: "Пусть ручка выводит любые каракули, какие хочет". Результаты часто оказываются удивительными. У Э., например, детство вызывало такие болезненные ассоциации, что он не хотел вспоминать его.

Когда ему сказали: "Нарисуйте четыре самых худших события, которые произошли с вами", - он изобразил себя в виде собаки, которую бьет его отец. Э. не был художником. Наброски были сделаны неумело, но значение их представлялось достаточно очевидным.

Вначале он прокомментировал изображение собаки таким образом: "Мой отец не разрешил бы мне иметь собаку. Я боялся, что если я принесу ее в дом, отец убьет ее".

Затем он уточнил: "Нет... на самом деле собака - это я. У отца был чудовищный нрав, и он всегда обращался со мной как с собакой".
Интерпретация результатов автоматического письма и рисования зависит от установления устойчивых, доверительных отношений между пациентом и гипнотизером. Лучше всего спросить пациента: "Что эти слова значат для вас?" Правильно проведенная после сеанса беседа поможет прояснить не только давно минувшие события, но и отношение к ним пациента.
Когда обычные техники автоматического письма или рисования не помогают установить необходимый контакт и бумага остается чистой, попробуйте применить метод замещения. Внушите пациенту, что он является наблюдателем, обследующим какого-то больного.

Скажите ему: "Напишите на бумаге, что беспокоит этого человека. Вы знаете его лучше, чем кто-либо другой.

Загляните в его мысли, узнайте, о чем он думает, и запишите полученную информацию". Скажите пациенту, что он - ассистент гипнотерапевта, занимающийся лечением больного. "Пусть ваша рука сама напишет отчет о состоянии больного.

Вы хотите помочь ему, так как он вам симпатичен и нуждается в помощи".
У четырнадцатилетнего В. были неприятности в школе. Несмотря на высокий уровень интеллекта, он отличался замкнутостью и плохо учился.

В. курил, пил и употреблял наркотики. Его родители заставили сына пойти на сеанс гипноза. Он упрямо отказывался от общения. Когда попытались использовать технику автоматического письма, его рука безучастно двигалась по листу, выводя маленькие кружки... нули...

В. старался что-то рассказать.
Метод замещения оказался удивительно эффективным. Ему внушили: "Представьте, что вы наблюдатель, обследующий мальчика, у которого проблемы в школе.

Пусть ваша рука сама напишет, что беспокоит мальчика". В. с готовнвстью откликнулся следующими словами: "Чтобы доверяли... он хочет, чтобы ему доверяли... он боится... учитель часто оскорбляет его... он третирует класс..."
После сеанса В. стал откровеннее и признался, что его отец старомоден и мальчик не может обратиться к нему за советом. Я пригласил отца на следующий терапевтический сеанс, и между ним и сыном установилась атмосфера искренности и доверия.

История В. - наглядный пример того, как можно добиться положительных результатов с помощью автоматического письма, не заставляя пациента говорить под гипнозом. В некоторых случаях диалог вызывает чувство сопротивления и выводит пациента из гипнотического состояния.
Тридцативосьмилетний П. шестнадцать лет был алкоголиком. Ему не помогло ни лечение, ни занятия в Обществе анонимных алкоголиков. Также безуспешно применялась шоковая терапия, медикаментозное лечение и пр.

П. был не просто любителем выпить: он опустошал по три бутылки спиртного в день, не придавая значения тому, какой напиток он употребляет.


П. оказался трудным пациентом. Сеансы гипноза, проведенные врачом с использованием пентотала, не принесли успеха.

Только после десяти сеансов гипноза с применением автоматического письма появились первые положительные результаты. Когда П. попросили вспомнить то время, когда ему было 16 лет, он написал: "Она закрывается, закрывается, улица закрывается".

П. не мог объяснить, что он имел в виду, но зато он стал свободнее рассказывать о другой своей проблеме, которая была непосредственно связана с боязнью путешествий и мешала ему отойти от собственного дома дальше, чем на квартал.
Начиная с десятилетнего возраста он пережил несколько эпилептических припадков и опасался их повторения в общественных местах, а потому большую часть времени проводил дома.
На следующем сеансе П. был погружен в гипноз и регрессировав в десятилетний возраст. Его попросили написать о том, что его так расстроило. На бумаге появились следующие фразы: "Я украл деньги из маминой сумочки. Я бегу... бегу... она приближается ко мне".

В этот момент он вспомнил изначальную ситуацию и ужас, захлестнувший его. П. плакал на протяжении всего сеанса, но оставался на уровне глубокого транса.

Позднее, во время индивидуальной консультации, нам удалось скорректировать его невротическое поведение.
В детстве П. не .раз вытаскивал из маминой сумочки мелкие суммы денег, когда он чувствовал себя отверженным или нелюбимым ребенком. В дальнейшем он жестоко страдал от чувства вины и страха, что его воровство будет обнаружено и наказано.

Однажды, после того как мать отругала его за неуспеваемость в школе, он украл большую сумму. Убегавшего по темной узкой улочке П. внезапно захлестнуло чувство ужасной тревоги, и с ним случился первый эпилептический припадок. Его мать никогда не подавала виду, что знает о воровстве сына, иначе, возможно, расстройство его личности не укоренилось бы столь глубоко.

Быть может, она полагала, что "со временем все пройдет". Но П. стало только хуже.
После первого припадка у П. начала развиваться агорафобия (боязнь выйти за пределы собственного дома). Он не мог и шага ступить за порог. Так продолжалось и тогда, когда П. стал взрослым. Первый сеанс гипноза пришлось провести у него на дому из-за его фобии перед путешествиями и поездками.

Во время первой встречи его подготовили к тому, чтобы он покидал дом хотя бы на час - для посещения гипнотера-певта. После того как посредством гипноза его вылечили от агорафобии, он, пытаясь избавиться от пристрастия к алкоголю, безуспешно перепробовал много других видов лечения, но все же вернулся к гипнотерапии.

П. освоил самогипноз, которым он занимается теперь каждый день, поддерживая хорошее душевное и физическое здоровье.
Групповой, или массовый гипноз. Поскольку после наблюдения за сеансом гипноза зрители становятся более внушаемы, я рекомендую следовать такой процедуре:
1. Проведите тестирование на внушаемость, используя любой из методов, описанных выше. Лично я предпочитаю тест на поднятие и опускание рук.
2. Выберите наиболее восприимчивого пациента (или пациентов), чтобы продемонстрировать феномен гипноза перед группой.
3. Продемонстрируйте процесс погружения на внушаемых пациентах или пациенте. Достаточно одного быстрого погружения.
4. Продолжайте групповое погружение, следуя приведенным ниже советам. Данная техника хорошо действует в группах от десяти до десяти тысяч человек.
Подобные демонстрации помогают убедить скептиков в том, что феномен гипноза - не выдумка. Однако при работе с большой аудиторией (сотни и тысячи человек) всегда найдутся люди, которые не позволят себя загипнотизировать.

С выражением восхищения на лице они будут смотреть, как остальная аудитория погружается в транс. Их стойкость не означает, что они менее гипнабельны: просто в данный момент они не готовы к погружению.

В таком случае лучше всего сказать: "Те из вас, кто предпочитает просто наблюдать, могут это делать. Однако если вы почувствуете, что ваши глаза устали, закройте их, присоединяйтесь к группе и отдыхайте вместе с нами".
Сценические гипнотизеры часто следуют такой процедуре. Они выбирают в аудитории наиболее восприимчивых зрителей, и после демонстрации говорят примерно следующее: "Я хочу, чтобы каждый из вас сделал глубокий вдох, вдохните, еще, еще, еще, еще, задержите дыхание, задержите дыхание. Хорошо.

Теперь выдохните. Расслабьтесь... Теперь через несколько секунд я попрошу всех вас закрыть глаза и после того, как вы закроете глаза, я хочу, чтобы вы сделали пять глубоких вдохов... После того как вы сделаете пять глубоких вдохов, вы задержите последний вдох, в то время как я буду считать в обратном порядке, 5, 4, 3, 2, 1... Когда я дойду до 1, вы погрузитесь в глубокий сон и не сможете открыть глаза.

Помните, вы задержите пятый вдох, в то время как я буду считать в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1, а потом глубокий сон... Теперь все закройте глаза.

Хорошо... итак! Пять. Вдохните, еще, еще, еще, задержите дыхание... задержите дыхание... выдохните... выдохните.

Четыре. Вдох, вдох, вдох, вдох, и выдох, выдох, выдох, глубоко расслабьтесь.

Три. Вдох и еще вдох, теперь выдох, выдох. Два. Вдох, вдох, вдох и выдох, выдох, выдох.

Один. Сделайте очень глубокий вдох, задержите его, задержите его. Пять, четыре, три, два, один, полностью выдохните.

Глубокий... глубокий... сон... Вы остаетесь в глубоком, глубоком сне до тех пор, пока я не разбужу вас... Вы убедитесь, что сон расслабляет и обогащает вас.

Чем глубже вы погружаетесь, тем больше вы получаете пользы. Теперь приготовьтесь расслабиться от макушки до кончиков пальцев ног".



Содержание раздела