Тема 16 Наши беды и радости: о гневе и смехе


Наши беды и радости: о гневе и смехе
Гнев может быть полезен для эмоциональной разрядки, однако стресс он только усиливает. Если вокруг вас находятся люди, ваш гнев вызовет стресс и у них. Кроме того, гнев сопряжен с утратой контроля над собой: все мы, рассердившись, говорим и делаем совсем не то, что хотели бы, а как мы уже говорили, утрата контроля является почвой для стресса.
Смех же, напротив (если только он не злорадный), всегда снимает стресс, принося нам желанное раскрепощение в моменты, когда мы находимся под особым давлением. То, что я решил посвятить целую тему всего-навсего эмоциональным реакциям, может показаться странным, однако это лишь подчеркивает нашу склонность сдерживать свои эмоции в рабочей обстановке (отсюда, впрочем, не следует, что все наши поступки должны быть непременно эмоционально окрашенными).
Изучая эту тему, обязательно выполните упражнения: если вы отложите их на другое время, то в итоге так и не сможете выполнить их. Ознакомьтесь с техниками; сделайте себе пометки, когда и где вы сумеете ими воспользоваться. Обязательно примените их, когда вам представится для этого благоприятная возможность в общении с людьми.
15.1
Упражнение: Разрешение конфликтов
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Десять минут. Средства для выполнения: Не требуются.

Частота выполнения: Один раз.
В этом курсе вы найдете несколько упражнений и техник, способствующих развитию уверенности в себе и преодолению конфликтов. Данное упражнение, вероятно, является простейшим из них, однако к нему прибегают особенно часто. Поспорить бывает полезно, но когда ни один из оппонентов не желает выслушать другого, спор перейдет в бессмысленное столкновение.

Часто находятся оптимальные способы договориться, но если дело дошло до столкновения, необходимо принимать самые действенные меры.
В течение пары минут подумайте и напишите, что бы вы в первую очередь предприняли в двух следующих конфликтных ситуациях. Что бы вы сказали? Какими словами и действиями вы бы отреагировали на них?
К вам входит коллега и начинает упрекать вас в том, что вы переманили у нее лучшего сотрудника.
Клиент жалуется на то, что, дожидаясь вашего продукта или услуги, он опоздал на важное собрание, и интересуется, что вы собираетесь предпринять по этому поводу; он разговаривает на повышенных тонах.
Обратная связь
Сразу же возникает желание попросить собеседника успокоиться, однако часто это может лишь сильнее его рассердить. Избегайте напряжения, пресекайте невербальные сигналы зажатости. Не смейтесь и не улыбайтесь: это характерный признак нервозности; постарайтесь проявить сочувствие.

Почаще кивайте головой, примите открытую позу (не скрещивайте руки на груди и не отклоняйтесь от собеседника назад).

В первую очередь вам нужно будет выразить согласие с ним как правило, чему-то мы всегда можем посочувствовать. Продолжайте разговор в позитивном ключе и спокойно объясните собеседнику, почему ваши действия не вполне его удовлетворили. Но
если вы остановитесь на этом, он может снова броситься в наступление, поэтому закончите разговор конструкцией вроде "Я надеюсь, что мы могли бы..." и так далее. Потом должны последовать действия, приемлемые для вас обоих; не забудьте употреблять союз "и" для того, чтобы показать: вы основываетесь на всем, что было сказано выше, а не оспариваете этого.
Конфликт оборачивается стрессом для каждого из его участников (включая и наблюдателей) и редко приводит к положительным результатам. Может показаться, что это вводное упражнение несколько надуманно, однако для того, чтобы уметь вести разговор обстоятельно и в позитивном ключе, необходима подготовка. Кстати, отмечу, что многим людям нравится улаживать конфликты: это позволяет им ощутить приток адреналина и поучаствовать в борьбе (что может быть весьма притягательным).

В таком случае помните, что это не самый лучший способ добиваться своего: если вы желаете дать своему адреналину выход, лучше чем-нибудь развлечься, а еще действеннее дать себе физическую нагрузку.
Результат
Умение разрядить обстановку замечательное средство управления, которое прекрасно помогает против стрессов, поэтому опробуйте его в действии.


Варианты
Просмотрите другие книги о мотивации и развитии уверенности в поисках аналогичных техник.

15.2
Упражнение: Смейтесь!
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Пять минут. Средства для выполнения: Записная книжка.

Частота выполнения: Один раз.
Стресс может образовать следующий порочный круг: чем он сильнее, тем более несчастными мы себя ощущаем, а это, в свою очередь, только усиливает напряжение. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, потребуется в первую очередь такое мощное антистрессовое средство, как смех.
За несколько минут запишите все то, что гарантированно заставляет вас рассмеяться; постарайтесь не упустить ничего, что вызывает у вас неподдельный, искренний смех. Речь идет не о злорадных смешках и натянутых улыбках, а о взрыве неподдельной, неуправляемой веселости. Это могут быть какие-нибудь книги или карикатуры, фильмы, любые комики и телепрограммы или просто приятный вечер в обществе друзей.

Составив этот список, попробуйте чем-нибудь рассмешить себя, когда вас одолевает хандра.
Обратная связь
Никого и нисколько не удивляет тот факт, что закон обязывает нас иметь поблизости средства первой помощи на случай, если кому-то понадобится немного подлечиться, а вот о нашем душевном здоровье никто, как ни странно, не заботится. Более того, в деловом общении на юмор и смех принято смотреть косо. Судя по всему, предполагается, что в процессе работы мы только ею одной и должны развлекаться.

Но это чистое безумие, которое, вероятно, коренится в отживших свой век этических догмах или в странной идее, согласно которой смех и юмор несовместимы с профессионализмом. С этим безрассудством следует бороться, чем бы оно ни было обусловлено.
Результат
Смех замечательно снимает стресс, оздоровляя нас физически, эмоционально и душевно. Отчасти это объясняется эффектом ряда химических процессов, но в значительной степе-
ни это можно объяснить полезностью безудержного веселья. Смейтесь на здоровье!
Варианты
Эта техника особенно пригодится вам, если стрессу подвергаются те, кто вас окружает. Попробуйте устроить им вечер смеха: лучше всего, вероятно, для этого подойдет выступление первоклассного комика. Смех в обществе других людей действует на нас освежающе.


15.3
Техника: Ярость
Подготовка: Не требуется. Время выполнения: Две минуты. Средства для выполнения: Не требуются.

Частота выполнения: Время от времени.
Ярость и гнев уже наводнили собой средства массовой информации. Это могут быть старые добрые приступы гнева у водителей в пробках или более современные явления, наподобие вспышек ярости у пользователей компьютеров или у людей, ищущих в аэропортах. Впрочем, по последним научным данным, в этом явлении нет ничего нового, зато действие гнева очень коварно.

Частое обращение средств массовой информации к этой проблеме заставило нас осознать существование подобного явления.

И хотим мы этого или нет, но такой подход определенным образом узаконил проявления гнева: мы знаем, что он собой представляет, и его вспышки по какой-то причине начинают казаться более терпимыми.
Строго говоря, гнев является результатом чрезмерного действия ряда раздражителей. Классический пример тому вождение машины: необходимость следить за ситуацией и маневрировать на перегруженных дорогах вызывает длительное и скрытое напряжение. В результате водитель слишком часто оказывается на грани эмоционального срыва, из-за этого маленькое происшествие может вызвать у него серьезный стресс.
Подобные приступы гнева отрицательно сказываются как на работе, так и на ее результатах. Если вы чувствуете, как в вас начинает клокотать гнев, сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь вернуть ситуацию в ее нормальное русло. Например, если кто-то втискивается в ваш ряд прямо перед вашей машиной, подумайте так: на тротуаре вы не придали бы этому значения, зачем же так нервничать, если это происходит на дороге?

Не сердитесь лучше посмейтесь над другим водителем.

Представьте себе, что этот человек сидит на унитазе, потешьтесь над его машиной. Можно, напротив, поставить себя на место другого человека в таких обстоятельствах, как отложенный рейс в аэропорту, это может быть особенно полезным.
Ведь этот бедолага, стоящий у окна справок, вовсе неповинен в опоздании самолета: чего ради вам на него срываться? Подумайте о том, как может себя чувствовать этот человек. И наконец, сосредоточьтесь на том, что вам будет полезно успокоиться: улыбайтесь вместо того, чтобы сердиться, и тогда к вам станут относиться лучше.

Улыбка вот чего не выносит бездумный гнев.
Обратная связь
Можно без труда записать схему этих доводов на листке бумаги, чтобы прибегнуть к ней в очередной раз, когда вам захочется оторвать кому-нибудь голову или разнести вдребезги компьютер. Для того чтобы победить гнев, вам потребуются решительность и самоконтроль.



Содержание раздела