Метод историй


В определенный момент, начиная с того места, где ваша память перестанет питать сновидение, оно заживет собственной жизнью, самостоятельно наполняясь содержанием в вашем сознании. В этом случае вы можете даже восстановить забытое когда-то окончание сновидения или понять его тайный смысл.
3.11.4. Метод историй.
Можно сформировать поток образов на основе любого интересного рассказа, повести, фильма или телевизионной программы. Это должно быть что-то прочитанное или увиденное на теле- или киноэкране и запечатленное в вашей памяти. Начните создавать свои словесные картины с эпизода, который автор не удосужился описать.

По мере того как описание наберет силу и темп, в вашем потоке образов станет появляться все больше и больше ассоциаций, фактически уже не связанных с исходной фабулой.
3.11.5. Метод фантазий.
Этот метод стимулирует синестетические реакции более непосредственно, нежели любой другой прием. Закрыв глаза, прослушайте богатую темами музыку.

Опыт показал, что в таком случае наиболее эффективны классическая музыка (примерно 1750-1825 годов), прогрессивный джаз и музыкальные произведения французских импрессионистов. Для активного стимулирования ваших способностей необходимы насыщенность и сложность звучания, пробуждающая столь же приятные и причудливые зрительные образы, как образы диснеевской Фантазии.
3.11.6. Поиск на ощупь.
Многие читатели с сильно развитым осязанием могут достичь хороших результатов с помощью метода поиска на ощупь. Один из способов заключается в том, чтобы просто завязать себе глаза и пройтись по дому, ощупывая различные предметы.

Можно сделать и так: ваш партнер даст вам мешок неизвестных предметов, а вы должны, ощупывая, описать каждый предмет по очереди.
3.11.7. Завтрак вслепую.
Этот метод помогает вовлечь такие часто остающиеся невостребованными способности, как вкус и обоняние. Завяжите себе глаза перед едой.

Во время еды описывайте подробно каждое ощущение, пока вас не захватит независимый поток образов.
Можно также выбрать на кухне пять-шесть видов специй с приятным ароматам. Откройте крышки и расставьте баночки в ряд перед собой.

Затем с закрытыми глазами переставьте баночки и постарайтесь найти одну определенную с помощью обоняния. Вы будете поражены интенсивностью и разнообразием потока образов, вызванных ароматами.

Запахи пряностей особенно активно пробуждают старые воспоминания.
3.11.8. Воздушные скульптуры.
Закройте глаза и своими руками создайте некое произведение искусства прям из воздуха. Когда закончите, задержите перед своим мысленным взором воображаемое ваяние и опишите его во всех подробностях.

Можно лепить и из глины, если, конечно, вас не пугает грязь. Подобно поиску на ощупь, этот метод полезен тем, кто предпочитает ориентироваться с помощью осязания.
3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу.
В поезде, автобусе, машине закройте глаза и попробуйте описать пейзаж и улицы, по которым вы проезжаете. Не стесняйтесь, что вам приходится говорить вслух.

Когда другие пассажиры увидят ваш диктофон, они решат, что вы - крупный босс, который просто диктует распоряжения. Для деловых людей это прекрасный способ превратить нудную поездку в увлекательный и полезный эксперимент.
3.11.10. Облако и Дерево.
Представьте себе, что вы гуляете по лугу. Вы поднимаетесь на холм, на вершине которого стоит огромное одинокое дерево.

Отдайтесь своим чувствам. Растворитесь в теплом ветерке; ощутите тепло солнечных лучей на лице, шее и плечах; вдохните запах луговой травы; прочувствуйте напряжение от неторопливого и долгого подъема.

Изумитесь разнообразию полевых цветов, прислушайтесь, как шуршит трава под ногами, услышьте собственное дыхание.
Добравшись до вершины, падите на мягкий, прохладный мох у подножия дерева. Оглядите могучий ствол, посмотрите сквозь ветви на небо, в лазурном просторе которого проплывают облака.

Ощутите, как движение облаков создает иллюзию движения самого дерева, холма и вас вместе с ними. Поддайтесь ему!

И пусть вас несет, несет, несет...
3.11.11. В глубине.
Представьте, что вы плывете на лодке по безмятежному озеру. Посмотрите сквозь воду, сквозь пелену ряби и бликов. Постарайтесь представить себе, что там, в глубине. Сначала вы увидите только игру света и тени на днище лодки.



Но если вы будете вглядываться более пристально, то постепенно весь подводный мир обретет формы. И тогда уже ваше воображение подскажет вам, видите ли вы затонувшую Атлантиду или сказочных морских чудовищ.

Ваша задача - описать все в мельчайших подробностях.
3.11.12. Метод пространства - времени.
Именно этот метод подвел Эйнштейна к открытию теории относительности. Вспомните, что Эйнштейн потратил десять лет жизни, чтобы представить себе движение со скоростью света.

Попробуйте сами задуматься о чем-нибудь подобном.
Представьте себе, что вы - гравитационное или магнитное явление, например радиоволна, луч лазера, квант или даже черная дыра. И вот вы движетесь в космическом пространстве, среди звезд и галактик, в даль и неизвестность.

Не надо быть физиком, чтобы таким способом добиться потрясающих прозрений. Однако, смею заметить, чтение научно-популярных книг, несомненно, подстегнет ваше воображение и обогатит опыт.
3.11.13. Метод помощника.
Если приведенные методы не срабатывают, вам может потребоваться помощь партнера. Другой человек может помочь вам осознать, что вы находитесь в потоке образов.

Иногда этот метод называется методом помощника.
Выполните обычную процедуру запуска потока образов, включив бархатно-гладкое дыхание. Попросите вашего партнера пристально наблюдать за вами, выполняя указанные далее инструкции.

В следующих четырех пунктах местоимение вы относится не к человеку, занимающемуся просмотром потока образов, а к наблюдающему за ним партнеру.
1. Улавливайте сигналы внимания. Сигналы внимания - это малейшие признаки того, что что-то привлекло внимание человека, находящегося в потоке образов - например, короткая пауза в дыхании. Другой отчетливый признак - движение глаз под закрытыми веками. Если глаза закрыты, то за чем они следят?

Только за мысленными образами. Помните, что вы должны отреагировать на движение глаз, а не на обычное подрагивание век.
2. Всячески поощряйте своего партнера. Заметив признак внимания, немедленно спросите: Что ты видишь сейчас?

Даже если вы сомневаетесь в том, что уловили настоящий сигнал внимания, все равно спросите - это не повредит.
3. Настаивайте. У некоторых людей настолько мощны заслоны сознания, что они просто не верят сами себе, когда видят какие-нибудь образы. Проявите настойчивость.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока оно не получится.
4. Выступайте в роли тренера. В какой-то момент начинает что-то получаться.

Вам радостно объявляют, что поймали образ. Теперь вам предстоит выступить в роли магнитофона или тренера. Ваша цель - помогать описывать образы в настоящем времени и с массой подробностей. Провоцируйте продолжать описание в течение нескольких минут, даже если сам образ промелькнул за доли секунды.

Чтобы поддержать поток образов, напомните, что можно сочинять, приукрашивать, добавлять детали. В радостном возбуждении от первого успеха человек может просто забыть об этих освобождающих воображение приемах.

Ваша задача - вовремя напомнить ему об этом.
3.11.14. Совместное путешествие.
Работая с партнером, вы можете совершить совместное путешествие. Это несколько более сложный метод, и к нему можно приступать только тогда, когда и вы сами, и ваш партнер приобретете достаточный опыт.

Сядьте напротив друг друга, закройте глаза. Начинайте попеременно описывть свои образы. Но не нужно соблюдать формальную очередность, просто, когда один из партнеров делает паузу для вдоха, второй немедленно начинает свой рассказ. Не допускайте пустоты.

Игровая обстановка, сопровождающая это упражнение, служит прекрасным катализатором потока образов. Ваши навыки воображения и описания будут совершенствоваться очень быстро.
3.12. Расширяйте контакт с помощью образов.
Если вам удалось установить контакт с потоком образов, вы наверняка захотите определить пределы возможного. Чем активнее вы будете развивать силу своей восприимчивости, тем богаче будет ваше воображение.

Ниже приводится несколько упражнений; они, как и подобные им, не только укрепляют мышцы вашего воображения, но и расширяют пространство, в котором существует поток образов. Формируя широкую, панорамную сцену, вы освобождаете свой ум для создания сложных и восхитительных драм.
3.12.1. Панорамное сканирование.
Когда перед вашим внутренним взором встанет вполне отчетливая картина, начинайте перемещать взгляд постепенно влево, как если бы ваша голова была камерой, а ваше словесное описание - видеопленкой. Какие новые участки попадают в поле зрения, когда вы поворачиваете голову? Совершите полный оборот. Что оказалось позади вас?

Когда вы завершите панорамный обзор сцены, то поймете, что увидели необыкновенно реальную картину в трехмерном пространстве.
3.12.2. Техника расширенного восприятия.
Зрение есть сильнейшее из наших чувств, и мы всегда чрезмерно полагаемся на него. Попробуйте описывать свой поток образов, не используя визуальных ощущений.

Вашим первым и основным помощником станет осязание. Исследуйте различные поверхности на воображаемой картине. Ощупайте кору дерева, грубость кирпичной кладки, нагретой солнцем (которая, кстати, имеет необычный запах), сырую от росы траву под ногами, рельефность и полировку доброкачественной деревянной мебели, мягкость плюшевого ковра.

Полезны также такие ощущения, как прохлада и тепло, влажность, состояние атмосферы, чувство пространства и движения, масса и освещенность.
3.12.3. Смените наблюдательный пункт.
Двигаясь по воображаемой сцене и описывая все, что попадает в поле зрения, любопытно менять в пространстве точку обзора. Можно перемещаться вперед и назад во времени, изменяя время суток, перебирая годы, века и тысячелетия. Наконец, вы можете варьировать размеры своего тела, вырастая и сжимаясь, как Алиса в Стране чудес.

Открывайте дополнительные возможности восприятия и описывайте все в потоке образов.
3.13. Принцип Леонардо да Винчи.
По мере освоения упражнений вы наверняка откроете свои способы высвобождени потока образов. Здесь нет жестких правил. Может быть, предложенные вами методы будут работать лучше, чем мои.

Неважно, каким способом вы этого добьетесь - как только поток образов хлынет, он подхватит вас и мгновенно перенесет в необходимое психологическое состояние.
Я называю это принципом Леонардо. Из современной психологии известно, что практически любой стимул - даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха - вызывает целый поток ассоциаций, мгновенно подключающий наиболее чувствительные области вашего сознания.

Леонардо да Винчи открыл это за пять веков до Зигмунда Фрейда. Однако в отличие от Фрейда Леонардо не использовал свободные ассоциации для выявления каких-то глубинных комплексов.

Напротив, таким образом великий флорентиец в эпоху Возрождения прокладывал свой собственный путь к художественным и научным прозрениям.
Это не трудно... - писал Леонардо в “Записках”, - просто остановиться по пути и посмотреть на подтеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь... там вы можете найти совершенно потрясающие идеи...
В своих работах о живописи Леонардо предполагал, что случайные формы при близком изучении вскоре принимают вид, подобный различным ландшафтам, с реками, горами, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и чередой холмов. Вы сможете различить сражения, быстро движущиеся фигурки, странные выражения лиц, чужестранные наряды и бесчисленное множество других вещей, которые потом нетрудно свести к отдельным и понятным формам.
Леонардо черпал вдохновение также и из звуков колоколов, в звоне которых можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить.
Не исключено, что, упражняясь в некоторых из методов, вы можете почувствовать себя довольно глупо, но не стоит из-за этого беспокоиться. Вы в хорошей компании.

Леонардо да Винчи тоже признавал, что его новый способ, несомненно, позабавит циников.
Это может показаться смешным и нелепым, - писал он. - Но тем не менее очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения.
3.14. Эффект Уитмена-Блейка.
Двести лет назад поэт Уильям Блейк сочинил четверостишие, которое для меня воплощает весь смысл потока образов:
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой капле бесконечность
И небо в чашечке цветка.
Спустя сто лет в унисон ему отозвался Уолт Уитмен, написав, что можно увидеть Вселенную в травинке. Малейший стимул рождает бурю мыслей и открывает дорогу безграничным мечтаниям. Ваш мозг начинает свою синестетическую алхимию, перерабатывая сырые впечатления в гениальные прозрения.

Я называю такое явление эффектом Уитмена-Блейка.
Остановитесь, прежде чем принять свое очередное важное решение. Осмотритесь, окиньте взглядом трещины в потолке, каменную кладку под ногами, прочувствуйте, как сгибаются и разгибаются ваши колени, обратите внимание на свои ощущения в плечах, в животе, выражение на лице.

Невероятно, но, расширяя границы своего нейрологического контакта с миром, вы становитесь сильнее, мудрее, способнее к творчеству, а ваш выбор - более разумным.
Поток образов усиливает этот эффект стократно. Если вы освоите изложенные в данной главе методы, вы обретете мощный микроскоп и с помощью его сможете исследовать миры и вселенные, таящиеся в мельчайших песчинках и травинках под вашими ногами.



Содержание раздела