Любите сам процесс


Обычно студенты, изучая курс математики, чтобы не отстать от товарищей, не освоив до конца одной темы вынуждены переходить к следующей. Такая ситуация напоминает строительство сооружения на неустойчивом фундаменте.

Чем выше требования к студенту, тем более беспокойным он становится, а его жизнь с каждым днем все больше напоминает многоэтажное шаткое здание.
Механизм обратной связи постепенно рушится. Преобладает тревожное состояние.

Оказаться на гребне волны становится невозможным.
Студенты, обучающиеся математике по методу Кумона, напротив, никогда не приступают к решению задач по следующей теме, пока не научатся быстро и в совершенстве решать задачи предыдущей. Они подходят к каждому новому уроку почти с прокурорской уверенностью, что свидетельствует о настоящем мастерстве.
14.5.4. Любите сам процесс.
Во время работы над Фантазией Уолт Дисней обратился к своим мультипликаторам со словами: Это не просто мультфильмы - это целый мир, который нужно завоевать. Мультипликация для Диснея была больше, чем просто сфера шоу-бизнеса. Он верил, что удивительная страна движущихся картинок когда-нибудь расширит выражение человеческих чувств настолько, что мы сможем по собственному желанию воплощать свои самые невероятные идеи.

То, что я вижу впереди, слишком туманно, чтобы его описывать, - сказал как-то Дисней о будущем индустрии развлечений, - но выглядит это как нечто огромное и сверкающее.
Сегодня предвидение Диснея уже воплощается при помощи специальных эффектов, основанных на использовании цифровых устройств. Эти технические достижения появились только через тридцать лет после его слов - и, к сожалению, он не застал их. Подобно Моисею, Дисней провел свою жизнь в пути к Земле Обетованной, которую ему так и не довелось увидеть. Но стоит ли его жалеть?

По мнению самого Диснея, нет. Пока он был жив, он с неповторимым изяществом принимал все правила смертельной игры.
Дисней говорил: Мы, последние из первопроходцев, кто не доживет до того момента, когда можно будет увидеть реализованным будущее, о котором мы мечтаем. Наше счастье - в работе по созданию фундамента этого будущего. Как и у других гениев, для Диснея главное удовольствие заключалось в самом процессе работы.

Выдающиеся результаты обеспечивались в основном кропотливым трудом, который он так любил.
14.6. Небольшое преимущество.
Джефф Олсон, президент People’s Network (TPN) (это быстро растущая сеть спутникового телевидения, специализирующаяся на программах по самоусовершенствованию), основанной в Ирвинге, штат Техас, в журнале Success так описывает одну, на его взгляд, наиважнейшую составляющую успеха, которую он называет небольшим преимуществом:
У победителей есть только одно преимущество перед другими. Очень небольшое. Отличие успеха от неудачи часто заключено в повседневных простых действиях, которые так же легко выполнить, как и не выполнить...

Это-то преимущество всегда и срабатывает - или за тебя, или против тебя.
Через какое-то время, - замечает Олсон, - наши незаметные повседневные привычки приводят к гигантским достижениям или... гигантским провалам. Он уподобляет этот процесс распусканию цветков гиацинта, число которых ежедневно удваивается.

Через пятнадцать дней в водоеме будет дрейфовать, правда, крохотный, но уже куст гиацинтов. На двадцать девятый день уже половина пруда будет покрыта цветами.
А на тридцатый день, - восклицает Олсон, - пруд превратится в один огромный гиацинт!
14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна.
Не сумев получить работы в научном учреждении, Эйнштейн устроился на непритязательное место инспектора в патентном бюро. Он мог бы легко впасть в уныние и депрессию - бывавшие в те годы у него дома ужасались его нищете.
Дверь квартиры была открыта, - писал Дэвид Рейхинштейн, бывший преподаватель Эйнштейна, - чтобы просохли вымытые полы в прихожей. Я зашел в комнату. Эйнштейн пребывал в спокойном философском настроении.

Одной рукой он качал ребенка в коляске - в другой держал открытую книгу. Во рту его дымилась сигара весьма скверного табака. Печь ужасно коптила.



Как он мог выносить все это?
В таких условиях Эйнштейну ничего не стоило отложить свои занятия физикой: у него бы был повод ежедневно успокаивать угрызения своей совести. Он мог повторять: Сейчас много неотложных дел.

Я вернусь к своим занятиям завтра. И через несколько лет подобного промедления Эйнштейну уже не понадобились бы оправдания.

Проблема природы светового луча была бы окончательно забыта.
Но этого не случилось. У Альберта Эйнштейна было небольшое преимущество - он любил физику.

Он получал от занятий такое удовольствие, что, несмотря на массу забот, ежедневно находил время, чтобы удовлетворять свою страсть.
За десять лет одинокий гиацинт научного эксперимента Эйнштейна разросся и заполонил весь пруд. Для самого ученого явилось полной неожиданностью, когда годы его терпеливого труда внезапно взорвались громкими заголовками газет всего мира.

По его собственному мнению, он просто каждый день посвящал немного времени своему хобби.
14.7. Самоцель.
Доктор Шикшентмихали сказал бы, что занятия физикой для Эйнштейна были самоцелью. Слово autotelic состоит из греческих корней auto - сам и telos - цель.

Самоцель - цель сама по себе. Другими словами, мы действуем не в надежде добиться результата в будущем, а ради получения удовольствия от самого процесса достижения.
Стремление к высоким должностям или званиям - недостаточный стимул для научных исследований. Только когда постижение знаний - самоцель, у вас появится и терпение и желание овладеть предметом так же, как Эйнштейн мастерски владел физикой, Моцарт - музыкой, Дисней - мультипликацией.
14.7.1. Решать вам.
Как вам удастся научиться получать наслаждение от своей работы - ваше глубоко личное дело. Каждый из нас должен найти свой собственный способ превратить работу в удовольствие.

Нет единого метода, подходящего для всех. Для многих людей, как, например, для меня, запоминание наизусть - настоящая мука.

А для моего соавтора Ричарда По оно оказалось самоцелью.
Потратив пять лет на изучение латыни в средней школе и колледже, Ричард долго расстраивался, что неважно освоил этот мертвый язык. В конце концов он решил отработать произношение, запоминая длинные тексты на латыни.

За несколько месяцев Ричард выучил наизусть первую главу Библии.
В отличие от многочисленных предыдущих проектов самосовершенствования, за которые он с энтузиазмом брался, но затем бросал из-за нехватки времени, с таким методом изучения латыни у него не возникло никаких проблем. Он мог взглянуть на строчку утром и весь день в свободные минуты повторять ее про себя.
Утомительное ожидание своей очереди в банке или поездка в переполненном вагоне метро стали для Ричарда прекрасной возможностью тренировки памяти. Раньше Ричард чувствовал себя бездельником, когда впустую тратил время в кровати, пытаясь уснуть, - теперь он мог упражняться и ночью, повторяя латинские рифмы.
Трудно сказать, овладел ли Ричард латынью благодаря именно этому методу, но факт остается фактом - изучение языка перестало быть для него работой. Цитирование наизусть сотен стихов на латыни - то есть постоянное сознание роста внутренней библиотеки - истинное наслаждение для Ричарда и достойная награда. К тому же он совершенно случайно наткнулся и на способ дисциплинировать свой разум.

Сейчас он тратит гораздо больше времени на умственные упражнения и гораздо меньше - на нудные и беспокойные занятия. Если верить теории доктора Шикшентмихали, такая неустанная тренировка с годами должна существенно повысить сложность мыслительных процессов мистера По.
14.8. Метастратегия.
Многие читатели, несомненно, отнеслись к идее заучивания Священного Писания на латыни как к изощренной пытке. Что ж, каждый должен искать свой собственный путь.

Я не могу сказать вам, каким будет ваш подход, но готов подсказать, как его найти.
Большинство методов, с которыми вы познакомились в этой книге, представляют из себя метастратегии - то есть каждая используется как плацдарм для разработки следующей. Мальчик, про которого я говорил в главе 1, используя метод заимствования гения, нашел для себя удивительно эффективный способ достижения успехов в игре в бейсбол.
В глубине подсознания таятся уникальные стратегии, которые позволяют ежедневно оттачивать способности, подчиненные левому полушарию мозга. Отыскать эти стратегии можно с помощью процесса, который я назвал созданием инструментов.
14.8.1. Принцип создания инструментов.
Фактически любой метод Проекта возрождения может использоваться как способ создания инструментов - как метастратегия. Ниже приведены пять прикладных программ, которые я нахожу наиболее эффективными. После того как мы в нашей группе создали инструменты, нас год за годом поражают появляющиеся как из рога изобилия все новые и новые методы процесса обучения. Это стало для нас одной из самых больших неожиданностей.

Мы полагаем, что этот способ будет столь же щедр и для вас.
Метод 1. Обращение к потоку образов. Спросите сами себя, какой из методов лучше всего будет способствовать развитию вашего умения оказываться на гребне волны, чтобы понять сущность стоящей перед вами проблемы.

Затем займитесь просмотром образов, описывая их вслух кому-то или записывая рассказ на магнитофон. Проанализируйте результаты.
Метод 2. Создание отправных пунктов. В своем потоке образов представьте себе место, где прячется ответ (например, в саду, скрытом за высокой стеной), - как это было описано в главе 5. Там же и ключ к новому методу обучения, который вы ищете.
Метод 3. Гений напрокат. Поставьте себя на место гения, чье несравненное мастерство позволяет разрабатывать новые методы обучения. Уже будучи в шкуре гения, обдумайте интересующий вас вопрос.

Вы можете также использовать метод параллельных миров, описанный в главе 8. Просто вообразите, что где-то на далекой планете живет ваш двойник - крупнейший эксперт в области разработки систем самосовершенствования.
Метод 4. Мгновенный ответ. Закройте глаза и загляните в свой поток образов, чтобы увидеть, какие картины проплывают там. Повторите это трижды и сравните изображения.

Общие для всех трех картин элементы наверняка подскажут вам что-нибудь.
Метод 5. На альтернативной Земле. В силу некоторых причин этот метод стал наиболее плодотворным из всех применявшихся на наших семинарах. Используйте некое воображаемое устройство типа пространственно-временного транспортера, описанного в главе 8, который способен перенести вас далеко вперед, в будущее - в высокоразвитую цивилизацию.

Пусть эта цивилизация будет населена обычными людьми, а не какими-то экзотическими существами - так вам будет легче перенять у них опыт, полезный для землян. Однако эти, казалось бы, обыкновенные люди далеко не ординарны.
В мире будущего десятилетний ребенок играет на скрипке лучше, чем Хейфиц, мыслит глубже, чем Эйнштейн, и как драматург - талантливее Шекспира. Побудьте в образе этого ребенка и выясните, что ему дано природой, как он живет и воспитывается и что именно так сильно стимулирует его способности и интеллект.

Пусть поток образов поможет вам понять, почему люди будущего так поразительно талантливы, в чем их секрет.
14.8.2. Традиция создания инструментов.
Я надеюсь, что читатели подойдут серьезно к созданию собственных инструментов. В определенном смысле это - основополагающий процесс.

Сама книга Неужели я гений? и все методики, предлагаемые в ней, - продукт многолетней работы над созданием инструментов.
Возможно, нет более уважаемого авторитета в этой области, чем доктор Сидней Дж. Парнес, близкий соратник Алекса Осборна, автора метода мозговой атаки. Парнес мог бы легко почивать на лаврах после пятидесяти лет работы над методами творческого подхода к решению проблем. Тем не менее он год за годом продолжал бесконечные поиски все новых и новых приемов. Неизменная приверженность Парнеса методу создания инструментов сделала его всемирно известным экспертом в области исследования творческого потенциала человека, а его Фонд творческого образования - лидирующей организацией в этой области.

Роль творчества в развитии мастерства (Buffalo, NY: Creative Education Foundation, 1988) - выдающаяся работа Парнеса. Я рекомендую вам познакомиться и со Справочником для решения творческих проблем, изданного под редакцией Сиднея Дж.

Парнаса.
14.9. Жизнь - это ваш шедевр.
Нельзя ли найти утешение в том, - записал однажды Эйнштейн, размышляя о смерти, - чтобы итог жизни представить как законченное произведение искусства?
Эти слова особенно грустно сознавать, потому что, покинув мир в возрасте семидесяти пяти лет, Эйнштейн оставил труд всей своей жизни незавершенным. Некоторым, вероятно, покажется, что сорок лет, проведенные великим физиком в поисках единой теории поля, потрачены впустую - ведь когда проблема будет наконец решена, вся слава достанется другому.
Однако даже незадолго до смерти Эйнштейн в полной мере наслаждался каждым моментом погони за неуловимой святой целью. Когда придет наш последний час, будем ли мы с тем же удовлетворением вспоминать годы, проведенные на гребне волны, когда мы наслаждались каждым своим днем? Будем ли мы с гордостью подводить итоги?

Или нам придется признать суровую и горькую правду, что большую часть жизни мы потратили на бесконечные метания между тревогой и скукой?
Независимо от того, сколько вам лет - восемнадцать или восемьдесят, - сейчас самый подходящий момент, чтобы осуществить свои мечты. Не расстраивайтесь из-за того, что вам может не хватить времени для завершения работы. Совершенствуйте свое мастерство шаг за шагом и наслаждайтесь этим процессом.

Ваше небольшое преимущество тихо и незаметно сыграет свою роль. И тогда Великая Сила будет с вами.



Содержание раздела